Притха д.д. (АЧБСП). Танцующие девушки. О современных харинамах

О современных харинамах статья матаджи Притхи, ученицы Шрилы Прабхупады, супруги Вишоки Прабху, автора книги "Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура".

Этот пост для блога я планировала написать в течение нескольких лет. Мне также хотелось бы избежать возможных оскорблений, вот почему я откладывала это дело, стремясь также подобрать в своём обращении корректные выражения. Но сегодня с сказала себе: «Хватит, просто бери и делай это настолько хорошо, насколько сможешь». Всё, что я могу пообещать вам – так это то, что я старалась как могла.

Я из поколения «старых вояк», присоединившихся в 70-е к Движению. Возможно я привыкла вести себя определённым образом. В тоже время, когда обращаешься к трансцендентному знанию, понимаешь, что наставления, содержащиеся в нём, имеют вневременную природу.

Несколько лет назад я была очень счастлива наблюдать великолепные харинамы с участвующей в ней молодёжью. Хотя вскоре я стала отмечать и осознавать, что виденное мною радикально отличается от того, как мы сами делали это в молодости.

 

Я испытываю чувство признательности по отношению к тем, кто продолжает выходить на харинамы и не их вина в том, что они не были обучены должным образом. Но со своей стороны я не могу согласиться и с неправильным пониманием наставлений, данных Шрилой Прабхупадой.

Я внимательно наблюдала за стилем танцев женщин на нынешних харинамах. Я понимаю, что некоторые мои духовные братья и сёстры могут подумать, что я слишком с этим заморачиваюсь и надеюсь, что они простят меня, но у меня возникает чёткое представление, что Прабхупада в случае с харинамами обучал нас совсем иным вещам.

В первое время, когда я видела это, я не могла толком уяснить себе суть проблемы, но меня не покидало чувство, что совершается какая-то ошибка. Я долгое время пыталась осмыслить эту проблему. В конечном счёте, я пришла к тем же выводам к которым пришли и некоторые другие преданные: эти танцы – слишком чувственны, они отвлекают от Святого Имени, заставляя сосредоточить внимание окружающих на красиво танцующих женщинах.

Не поймите меня неправильно. Я не вижу проблемы в том, что женщины могут быть красивыми, я также не согласна с тем, что роль женщин должна сводиться к тому, чтобы ограничить их обязанности лишь заботами по дому, спрятав их таким образом от посторонних глаз и запретив им участвовать в Движении санкиртаны.

Я даже не вижу проблемы в том, чтобы женщины продолжали танцевать подобным образом – как они это делают и сейчас – но только при условии, если они перестанут называть это Харинамами, назвав вместо этого свои танцы театральными шоу или парадами. Тогда мы не будем отклоняться от истины.

Но когда я думаю о харинамах, я вспоминаю о Прабхупаде и также вспоминаю о прошедших днях, я думаю о том, что понравилось бы в данном случае Прабхупаде, и как следовало бы любому его последователю – где бы он ни находился на Земле, танцевать так, как танцевал Господь Чайтанья – ведь именно так Шрила Прабхупада учил нас танцевать.

Вот, нашла соответствующую цитату:

«По поводу твоего вопроса о танцах – танцевать следует с энтузиазмом с поднятыми вверх руками, как это выглядит у Панча-таттвы. Ты также можешь танцевать с энтузиазмом, с поднятыми вверх руками. Все последователи Господа Чайтаньи танцевали, как правило с воздетыми вверх руками. Если кто-то танцует в экстазе – это нормально, но лучше танцевать с воздетыми вверх руками». Письмо Шрилы Прабхупады 11/10/7 (прим. перевод. - так в оригинале).

Наблюдая за современными женщинами в ИСККОН, ведущими себя порой подобно Хуле с Гавайских островов и оценивая его, я могла бы услышать, что то, чем мы занимались в прошлом, выглядело слишком скучно, без достаточного веселья и задора и вообще не современно и не подходяще для нашего нынешнего времени и это не приносит достаточно удовлетворения. Однако подобные доводы, мягко говоря, не вполне корректны.

В действительности, не нужно осуждать этих молодых женщин. Мне встречались высказывания фанатиков на эту тему, называвших их проститутками – подобное отношение оскорбительно и является апарадхой! Чтение подобной ерунды, наверное было причиной того, что я поддерживала (защищала) их в течение долгого времени. Речь идёт о целомудренных леди, просто поступающих так, как им указывают авторитеты.

В связи с вышесказанным мне не понятно – почему никто из авторитетных лидеров нашего Общества не указывает на неприемлемость подобного стиля танцев или, по крайней мере, не указывает на то, что это является серьёзным отклонением. Теперь именно это принимается за стандарт проведения Харинамы. Лично я убеждена в том, что если бы Прабхупада увидел это, то он бы не одобрил эту ситуацию и исправил бы её.

«Просто посмотрите как вёл себя Господь Чайтанья. Он воспевал и танцевал, воспевал и танцевал, просто продолжал делать это. Вы видите эту картину перед вами – и так постепенно, когда вы ощутите экстаз, вы также можете танцевать в экстазе, подобно Ему» - Шрила Прабхупада о Маха-мантре (Нью-Йорк, 8 сентября 1966 года).

Хотя все эти новые танцы уже обрели своё место, но теперь это место стало повсеместным… на Ратха-ятрах – где проводятся представления или театральные постановки, на фестивалях, на сценах или на улицах – как будто мы попадаем на шоу-парад. Но тогда и назовите это тем, чем оно является на самом деле. Ведь в первую очередь важны Святые Имена. Без них мы имеем дело просто с имперсонализмом.

Цель сценических шоу или театра – это развлечение, которое также может быть приемлемым и связанным с духовностью. Даже если мне не нравится то, что эти девушки делают, это также можно использовать в проповеднических целях.

Но цель Харинамы принципиально отличается от подобного рода развлекательных представлений. Здесь задача не в том, чтобы сфокусировать внимание окружающих на себе, а в том, чтобы направить всё внимание на Святое Имя И помочь другим присоединиться к воспеванию, если они этого захотят. Но речь ведь не идёт о том, что мы предлагаем другим присоединиться к танцу Хулы…

Уточню, дело не только в движениях бёдер, как, например, быть с извиванием рук, запястий, ладоней по 2-3 раза в каждую сторону… назад и вперёд, из стороны в сторону… Ведь Шрила Прабхупада никогда не советовал ничего, что напоминало бы нам какое бы то ни было извивание или движения в разные стороны рук и запястий. Ничего – кроме воздетых над головою рук – ИМХО, это символизирует наше стремление к Богу / Кришне. Это также эмоция, выражающая нашу преданность.

Также, сейчас для женщин стало принято вышагивать полностью в унисон, что больше напоминает занятия в школе танцев или тот же парад. Тогда как раньше наши движения на харинамах часто не были столь синхронны, более напоминая прогулку по улице с желанием поделиться с окружающими своей песней.

Ранее если и возникала какая-то синхронность в физических движениях на харинамах, это происходило естественным образом – а не потому что этому специально учились или к этому стремились. Можно просмотреть старые видео и увидеть, что как одежда, так и стиль движений были простыми – разительно отличающимися от современного стиля.

Даже во время остановки движения группы харинамы мы не думали о том, насколько наши физические движения должны быть согласованы, насколько должны быть синхронизированы наши шаги. Мы просто старались делиться вдохновением и радостью от воспевания Святого Имени.

 

На фото: Стиль 1970-х – Группа харинамы стоит на тротуаре

Я не стала размещать здесь в блоге фото с нашими леди на современных харинамах, потому что возможно это может как-то смутит тех новых преданных, которые были отмечены на них, и я понимаю, что они обычно просто ведут себя на харинамах так, как их просят это делать. Но если бы я разместила эти фото здесь, то разница изображённого на них конечно бросалась бы в глаза по сравнению с прежним стилем ведения харинам.

В то же время нет сомнения, что сейчас женщины смотрятся на этих фото привлекательно и на первый взгляд может кто-то на различия и не обратит сразу особого внимания, но если положить эти фото (прежних и нынешних Харинам) рядом и сравнить, то различия бросятся в глаза.

Сейчас ведь проводятся даже специальные танцевальные занятия для женщин, чтобы учить координировать их свои танцевальные движения – выравнивания шеренги и др. В прежние времена самой крутой фишкой в наших движениях был «шаг Свами» (хотя и он был не обязателен) – проверялось также, чтобы никто не одевал на харинамы дырявых носков.

Если говорить серьёзно, как только мы начинаем специально применять какие бы то ни было элементы хореографии, это дискредитирует нашу харинаму, которая превращается в разновидность пусть и духовного, но развлекательного представления.

«Суть практического действия – в самом киртане (воспевании). От нас не требуется превращения в артисты. Главный наш принцип – служение Кришне, а не желание удовлетворить окружающих нас людей. Нам не следует также уделять большого внимания музыкальным ухищрениям. У людей не должно складываться представления, что мы являемся какой-то бродячей труппой артистов и музыкантов. Они должны чётко понять, что мы – преданные Кришны. Наша практика преданного служения и наша чистота должны быть столь очевидными, что простое воспевание должно оказывать на окружающих немедленное впечатление от преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 30.10.1969)

Сейчас обычно харинамы и парады отождествляют друг с другом, что в корне неверно. Современная версия харинамы по сути – это представление, расчитанное на публику. Но почему те, кто проводят их, протестуют против того, чтобы называть вещи своими именами? Нет никакого вреда в том, чтобы называть вещи своими именами – будь то шоу-представление или парад. От этого – только польза.

Притха д.д. (Часть 1)

Читать продолжение

Перевод: Махоттсава-Гауранга дас.