Притха д.д. (АЧБСП). Танцующие девушки. О современных харинамах (часть 2)

Продолжение статьи м.Притхи о харинамах

Некоторые читающие этот текст заметят, что нет ничего плохого в том, чтобы таким образом привлекать многих, так же, как и ничего плохого в том, чтобы делать подобные шоу на высшем уровне. Но я нигде раньше и не говорила, что в этом есть что-то неверное или плохое (желающие могут ещё раз пересмотреть написанный выше текст и убедиться в этом). Естественно, мы должны выглядеть презентабельно, но это – и так понятно. Об этом ещё дополнительно будет сказано ниже. И конечно, подобные шоу могут привлечь ещё многих. Любой, порой даже самый незначительный элемент учения Прабхупады, может выглядеть очень привлекательно. Смысл Имени Кришны указывает на то, что Он – всепривлекающий.

Но это ведь не значит, что в прошлом Он не был привлекательным, а теперь - им стал. Нет.

Раньше мы привлекали людей на улице, своими незамысловатыми танцами, простой одеждой и стремлением лучше сосредоточиться на воспевании Святых Имён, не прилагая никаких дополнительных ухищрений для привлечения окружающих. Полагаю, что лучше опираться на «технику Прабхупады», в нашем стремлении привлечь кого бы то ни было.

Почему меня всё это так заботит? Потому что нынешняя практика идёт вразрез с наставлениями Его Божественной Милости, касающихся проведения харинам. Как и в случае с книгами Прабхупады, постепенные изменения связанные с этикетом ношения одежды – дхоти/сари, а также другие изменения, всё это постепенно со временем, так как сразу было незаметно, но в итоге вызывало всё больше и больше отклонений, степень которых становится столь великой, что всё это перерастает в существенные отклонения и неавторитетную практику. Если мы всё же хотим представлять Движение Прабхупады, мы должны делать это так, как хотел этого он сам.

 

Говорится: кали-кале нама-рупе кришна-аватара — в Кали-югу Кришна нисходит в образе Своего святого имени (Харе Кришна, Харе Рама). ШБ 9.10.53, комментарий.

Кришна проявляет Себя в звуковой вибрации – т.е. для этого Ему не требуются люди именно в привлекательных материальных телах, также не нужны Ему для этого и зажигательные танцы и что бы то ни было ещё, что может идти в подобном комплекте. И в целом если рассматривать все эти современные танцы – логично предположить, что чего бы то ни было из новых подобных дополнений вряд ли в корне способно улучшить ситуацию с качеством самой звуковой вибрации. Скорее, всё вышеперечисленное эту ситуацию только испортит.

Когда я была молодая и выходила на харинамы, иногда кто-нибудь из прохожих присоединялся к нам – и это был настоящий нектар! Настолько здорово! Процесс очищения реально работал. Но в те дни это было редкостью. Тогда же мы не чувствовали себя комфортно, если сталкивались с чьими бы то ни было попытками привнести что-то новое в наши танцы на харинамах – даже в тех случаях, когда на это не было прямого запрета. Предполагалось, что преданные должны были чувствовать себя комфортно во время танцев, форма которых считалась тогда приемлемой нормой.

Как раз недавно увидела ещё одно фото с танцующими преданными. Женщины идущие впереди держат свои руки разведёнными в стороны на среднем уровне, на линии взгляда. Следующие за ними женщины выдерживают специальное расстояние между впереди идущими, держа при этом свои руки немного выше их. Третьи, также тщательно выдерживая дистанцию, держат свои руки ещё выше… И так далее… что за ерунда получается в итоге? Никогда прежде я не видела того, насколько всё это можно так театрализовать. Возможно в театре это и выглядело бы красиво. Но зачем нам эти четырёхрукие харинамы? Никогда не предписываемые и неодобряемые Шрилой Прабхупадой.

Другой новой распространённой фишкой стали выпяченные ладони с соединениями двух пальцев, которые держат рядом со своими глазами – сильно напоминающими движения из индийских кинофильмов. Никогда раньше я не видела, чтобы так делал Прабхупада или говорили об этом хоть кто-то из его учениц или тех, кто имел какое бы то ни было отношение к театру – и никогда такое не предлагалось делать на харинамах раньше. Мы ведь не из Боливуда, и мы даже не собираемся показывать на харинамах Бхарат-натьям, в котором возможно такие движения также могут присутствовать. Странный способ распространять Святые Имена Кришны.

Мне жаль, если кто-то чувствует себя не комфортно, читая всё это, однако полагаю всё же важным заострить внимание на этих пусть и относительных, но различиях.

Отчасти я всё-таки чувствую необходимость говорить об этом также из-за того, что видела, как люди оправдывают себя для того, чтобы обосновать нечто противоположное. Они говорят, что практика преданного служения - это динамичный процесс и что Прабхупада понимал это, идя порой на компромиссы. Но нет! Ситуация с харинамами – как раз тот случай, когда он бы сказал НАМ о том, каким именно образом мы должны поступать.

Энергия имперсональна. Звуковая же вибрация – персональна (личностна). Вне всяких сомнений правильное воспевание Святых Имён являет самого Кришну, танцующего на кончике нашего языка.

Не возникает никаких сомнений относительно того, к чему стремился Прабхупада, он давал предельно чёткие инструкции на счёт проведения харинам. На основании которых мы не можем признавать и принимать все эти современные танцевальные вымыслы за харинамы. Развлекательные представления? Пожалуйста, нет проблем. Можно их назвать также уличными театрами или чем-то в этом роде и т.д.

                                                

Так, когда мы видим буддийского монаха или католического священника, мы вполне естественно ожидаем проявления в их облике и поведении определённой простоты.

Мы уже можем на вполне авторитетной основе носить на харинамы флаги – с целью прославления Господа, плакаты с текстом Маха-мантры и то, что ещё было авторитетно одобрено для этого ранее – и у нас нет никакой необходимости использовать красоту женщин для того, чтобы усилить на самом деле несовместимую с этим красоту трансцендентных звуков Святого Имени Господа.

Следует также добавить, что эта проблема не сводится лишь к проблемам в поведении женщин. Мне приходилось наблюдать случаи, когда, например, некоторые мужчины пускались в русскую присядку, что также не следует считать приемлемым.

И когда мы идём с харинамой по улицам, разве ни правильно было бы, чтобы мужчины шли впереди, защищая женщин от возможного неадекватного поведения некоторых встречных и женщины шли в середине процессии?! А что мы наблюдаем сегодня? Женщины вышагивают нарядным строем впереди.

Старшие преданные, инициированные ученики, - оставьте попытки превращать харинамы в развлекательные представления, фривольные танцы, костюмированные шествия с набором экзотических или фантастических нарядов – либо прекратите называть это харинамами. Харинама означает то, что непосредственно связано с Хари, Верховным Господом, с Намой – Его Именем.

Танцы, которые сильно отличаются от тех, что явил нам Господь Чайтанья или о от тех, о которых говорил нам Шрила Прабхупада – не могут быть одобрены, если мы строго следуем линии наставлений Его Божественной Милости относительно того, как следует прославлять Господа с помощью своего танца. Не надо зацикливаться на шоу. В действительности Прабхупаде даже не нравилось, когда мридангисты начинали выдавать какие-нибудь свои замысловатые танцевальные па.

«Кришна киртана не подразумевает стремления публично демонстрировать развлекательные шоу. Эта активность должна быть направлена лишь на служение Господу. Поэтому нам нет смысла думать о том, как следует более артистично представить Кришна киртану, следует лишь обращать внимание на то, насколько сильно преданный стремиться удовлетворить Верховного Господа» (Письмо Шрилы Прабхупады Джадурани, 12 декабря 1967 г.)

Наверное, я всё-таки завысила свою оценку танцам этих женщин, указав выше на то, что эти танцы – духовны. Я не сказала, что они – не духовны. Но по факту – так и есть. Однако приходится сталкиваться порой с весьма специфическими наставлениями инициированных преданных, читая дословно то, что «если мы отказываемся от подобного рода действий по сути это означает, что мы отказываемся от того, чего Прабхупада хотел от нас». Но это – уже слишком. Покажите нам соответствующую цитату.

Всё это напоминает мне имперсонализм. Харинама – не просто проявление определённой энергии, она касается Источника энергий – Бога/Кришны. Подобные комментарии в мой адрес делаются с целью остановить меня, чтобы защитить кого-то от моих критических замечаний. Но я понимаю, если этих женщин кто-то в своём критическом запале обзывает проститутками – надо действительно останавливать подобного рода критику, переходящую в оскорбления. Другое дело, когда вопрос касается разъяснений, которые должны получить преданные относительно того что именно и как правильно, должным образом следует распространять Святые Имена – и первое, что должны получить преданные участвующие в такой проповеди – именно эти разъяснения.

В организации подобных «духовных шоу» наверное бы не возникало проблем, если бы их организаторы сами были способны философски обосновать, что подобные формы проповеди в принципе авторитетны – но в реальности нет никакого смысла пытаться протестовать против авторитетных методов проведения харинам, так как мы уже получили авторитетные наставления по поводу того, как именно их следует проводить. (В этой связи многие призывают прекратить в принципе подобные развлекательные шоу, подменяющие харинамы. Несколько лет назад я делала поисковые запросы в Гугл и была шокирована тем, как много было подобных призывов. Так или иначе, люди предпочитали делать что-то в проповеднической миссии и лишь потом начинали задумываться относительно того, насколько их действия могут быть авторитетны, увы).

Более важным случаем можно считать ситуацию, когда нам отвечают на наши замечания, что у преданных занятых организацией и проведением этих шоу нет просто времени подумать, как это всё сделать по-другому и какие существенные коррективы нужно вносить в данный процесс – таким образом это наша, но не их проблема. Они указывают на то, что это нам не хватает сострадания, чтобы одобрить подобные эффективные приёмы проповеди, и они на самом деле всё делают надлежащим образом, и в этом случае не обязательно так много внимания уделять приводимым цитатам Прабхупады, предполагая, что можно найти и другие цитаты – просто у них в «огне проповеди» нет на это времени.

Но если бы я нашла цитату Прабхупады, доказывающую, что в действительности это я cо своей позицией неправа, я бы поступила именно так, как говорил Прабхупада, предавшись ему. Так или иначе подобных цитат просто не существует. Поэтому чтобы доказать иную точку зрения, требуются конкретные цитаты, обосновывающие её – которых, в действительности, нет.

Опять же, какое-то время ранее я снисходительнее относилась ко всем этим отклонениям, пока в один день, кто-то не запостил в Интернете видео с танцующими женщинами, подписав его так: «Сознание Кришны распространяется повсюду». Но для меня это прозвучало по-другому: «Измените совершенное трансцендентное знание – и именно это поможет вам распространить Сознание Кришны повсеместно». И это было ещё одним толчком, заставившим меня всерьёз отнестись к этой проблеме.

Вкратце, моё понимание таково, что, если мы возьмём любой элемент учения или практики, данных нам Прабхупадой и используем его, сознание Кришны до какой-то степени может быть проявлено. И, конечно, всё это может принести благо другим хоть в какой-то степени. Поэтому я не утверждаю, что во всех этих танцах нет никакой связи с Сознанием Кришны. Нет. Я часто говорю, что танцующие искренни и делают то, что их просят делать и так, как их обучили делать это. Но учил ли Прабхупада именно этому?

Просто, я верю в то, что нам не следует менять тот стиль танца, который нам оставил Прабхупада (танцы, которые из-за своей простоты доступны для каждого), в отличие от нынешних танцевальных шоу, которые из-за своей сложности не для всякого ещё доступны.

Ложное эго обычно не позволяет нам принять очевидность многих собственных заблуждений (я знаю это конечно, и по собственному опыту). Но в случае с трансцендентными наставлениями нас не должно смущать то, что следует отказаться от каких-то собственных идей, идущих вразрез с указанными наставлениями.

Цель проведения харинам – это проповедь. При этом нет никакой необходимости демонстрировать уровень нашего танцевального искусства. Важно при этом также вдохновлять других петь и танцевать вместе с нами. Я множество раз видела, что это проще сделать именно тогда, когда наши танцы более просты и бесхитростны.

Важно добавить, что нынешние танцы на харинамах порой являются зрителю как некая выставка женской привлекательности – когда каждая женщина-участница стремится выглядеть молодой и красивой, нарядно одетой итд. В этой ситуации для женщин в возрасте могут возникать дополнительные препятствия в том, чтобы присоединиться к процессии, аналогичные проблемы могут возникнуть у женщин, которые не могут похвастаться привлекательной внешностью. Разве это должно быть проблемой на харинаме? Уверена, что харинаме нужно именно воспевание Святых Имён, а не бубенцы, ожерелья или браслеты.

В конечном счёте, не могу я поддерживать распространение всех этих современных танцевальных стилей, которые часто отвлекают внимание от Святых Имён на танцующих и атмосферу праздничного карнавала, которая при этом создаётся – все эти изменения в проповеди выходят в конечном счёте за рамки всего допустимого и разумного. И при этом всё это воспринимается многими таким образом, что благодаря этим изменениям мы ничего не теряем, а лишь получаем ещё больше радости и веселья.

Просьба не понять меня неправильно. Очень здорово когда мы просто продолжаем проводить харинамы. Но я хочу, чтобы это делалось надлежащим, авторитетным образом. Для этого нет никакой нужды добавлять и выдумывать чтобы то ни было ещё.

Снова хотелось бы повториться – я не против того, чтобы устраивать сейчас подобные шоу, но я не согласна с тем, чтобы называть их харинамами. Если вместо этого просто называть их парадами или праздничными шествиями, как мы называем Ратха-ятры или уличными театрами, которые как я помню организовывал Лойтакша со своей супругой ещё во времена присутствия с нами Прабхупады, это нормально.

Тогда я видела преданные показывали целые представления вместе с танцевальными номерами. Помню как показывали эти представления Прабхупаде и я находилась среди преданных, толпившихся сзади. Прабхупаде тогда понравилось шоу и он благожелательно отзывался о нём. Подобного рода духовные представления – это замечательно. Прабхупада в действительности хотел, чтобы это направление проповеди также развивалось.

Но название «Харинама» следует оставить за той формой проповеди, какой она была прежде.

«Главный смысл (принцип) публичного воспевания в том, чтобы прославить Господа, но не в том, чтобы привлечь внимание толпы. Если Кришна будет удовлетворён, Он Сам пошлёт в это место искренних людей, ищущих путь преданного служения».
Письмо Шрилы Прабхупады Субале – 12 ноября 1967 г.

«Итак, постарайтесь не испортить это Движение с помощью каких-то выдуманных идей. Очень прошу вас об этом. Следуйте тем наставлениям и рекомендациям, которые были вами уже получены, сохраняйте свою чистоту, тогда Движение будет уверенно и успешно развиваться. Но если вы постоянно стремитесь к каким-нибудь выдумкам, что тут можно поделать?! Это только всё испортит. Если что-то постоянно выдумывать, ссориться и сражаться друг с другом, вы просто уподобитесь другим новомодным и бесполезным организациям. Вы потеряете духовную силу. Пожалуйста, постоянно помните об этом…. Сейчас многие удивляются, откуда такая сила у этой Харе Кришна мантры, что с помощью неё происходят такие быстрые и радикальные изменения? Следует принять процесс, видя его силу и результат, который выражается в таких позитивных изменениях. Нам необходимо сохранить эту силу. Не превращайте мантру просто в обычную музыкальную вибрацию. Её природа иная – она – духовна». (Диалог с Шрилой Прабхупадой в комнате – Окленд, Новая Зеландия, 26 апреля 1976 год)

Источник: Блог Притхи д.д.

Перевод: Махоттсава-Гауранга дас.