Хари-канта д.д. Особенности духовной практики женщин

Вопрос: Каковы особенности духовной практики для женщин? 

Хари-канта д.д.: Духовная практика начинается с переменой отождествления, когда мы осознаем себя душой. Шрила Прабхупада говорил на этот счет:

«Мы Вайшнавы. Мы не заинтересованы в мужской или женской позиции в жизни. Это просто телесная концепция жизни. Это не духовно. Мужчина вы или женщина, это не имеет значения, просто повторяйте Харе Кришна и следуйте четырем регулирующим принципам и ваша жизнь будет успешной». (Письмо ШП Дженифер, 15 февраля1975 г.)

То есть духовная практика одинакова как для мужчин так и для женщин.

 

Вот еще одно:

«Женщина и мужчина имеют равные права, чтобы стать праведными и вернуться домой обратно к Богу». (Лекция по ШБ 5.5.2, Йоханесбург, 22 октября 1975)

Другое дело, что есть женская и мужская обусловленность, то есть особенности тела и психики мужчин и женщин.

Вот тут есть различия, так как если не учитывать место, время и обстоятельства, то будут нехорошие последствия. Но я бы это назвала, не женской духовной практикой, а подготовкой к единой духовной практике, которая не делится на мужскую и женскую. Шрила Прабхупада не делал такого деления. Это подобно созданию условий для медитации (коврик, тихое место, музыка и т.д.), которые не являются самой медитацией. Но подготовиться нужно. При этом нужно еще помнить, что не только мужчины и женщины разнятся, но и женщины отличаются между собой в способностях, физических и ментальных возможностях. Для этого нужно изучить каждую личность отдельно по категориям ее кармы, предыдущих самскар, конституции тела и т.п.

Если изучать философию вайшнавизма, то можно увидеть, что даже необходимость задействовать эмоции в духовной практике, часто приписываемая женским особенностям, касается всех, в том числе и мужчин:

«Совершать бхакти, преданное служение, означает задействовать все чувства в служении Господу, Верховной Личности Бога, владыке чувств». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.12)

Для успеха в бхакти-йоге необходимо задействовать чувства. Вот поэтому философию нужно изучать всем: женщинам и мужчинам. Потому что она очень практичная.

Напоследок интересная история о Шриле Прабхупаде и его ученице:

"Есть хороший эпизод, который рассказывает Говинда даси. Когда Шрила Прабхупада впервые заболел в Америке, у него был сильный сердечный приступ. Преданные сняли для него дом на Стилсон Бич. И в этом доме на Стилсон Бич за ним ухаживали в основном трое: Гаурасундар, Говинда даси и Киртанананда тогда еще брахмачари. И все знают кто такие брахмачари, особенно по отношению к женщинам. Он постоянно доводил несчастную Говинда даси. Он все время говорил: «Ты женщина, ты женщина, сиди там в углу и не рыпайся. Для тебя никакого духовного прогресса быть не может».

В конце концов бедная Говинда даси не выдержала, она подошла к Шриле Прабхупаде и очень смиренно спросила у него: «Шрила Прабхупада, а правда, что женщины не могут духовно прогрессировать?» И естественно она надеялась на отрицательный ответ. Естественно она думала, что Шрила Прабхупада скажет ей: «Нет, конечно, женщины могут духовно прогрессировать». Именно поэтому она обратилась к нему за защитой. Каково же было ее удивление, когда Шрила Прабхупада сказал: «Да, правда». Но он сразу же оговорился: «До тех пор пока ты считаешь себя женщиной, о каком духовном прогрессе может идти речь?» И это факт. То же самое относится к мужчинам. До тех пор пока мы считаем себя мужчинами, ни о каком духовном прогрессе не может идти речь". (Лекция Бхакти Вигьяны Госвами, 20.09.2013, фестиваль «Бхакти-сангама»)

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.