Хари-канта д.д. Путь постепенного развития женщины - 2

Статья «Путь постепенного развития женщины»

Ответы на вопросы:

<<<< Спасибо Хари-канта за эту статью!

Могли бы Вы, с присущей Вам методичностью, разобрать также подробнее тему, когда матаджи практикует по второму принципу с разной степенью примеси третьего (очень хочется понять лучше):

<<<< 1. -когда она является заложницей ложного отречения, и не выполняет своих обязанностей перед семьей, и тогда ее духовная жизнь стоит на месте.

 

Это случай, когда первая фанатичная встреча с сознанием Кришны или какие-то другие обстоятельства побуждают думать, что материальные потребности (физические, социальные, эмоциональные) уже не имеют над ней силы. Но время, как правило, все расставляет на свои места. Поэтому так важно определить свои индивидуальные потребности и их степень, свои слабые и сильные стороны.

Что может быть причиной этого? Скорее всего преданная воспринимает успех в бхакти за обретение славы (за отреченный образа жизни), либо выполнение обязанностей кажется ей невкусными или обременительными.

Бхактивинод Тхакур в «Джайва-дхарме» (т.1, гл.7, стр.148) пишет:

«Истинное отречение постоянно. Оно не исчезает ни при каких обстоятельствах. Ложное отречение рождается из стремления к славе и почестям. Такого рода отречению присущи обман и греховность. Видя, что преданного, отрекшегося от семейной жизни, все уважают и почитают, человек, жаждущий дешевой славы, отрекается от мира. Такое отречение не приносит никакого блага. Напротив, оно становится источником неисчислимых страданий и сожалений. Едва лишь обманщик достигает своей цели и вступает в отреченную жизнь, он утрачивает возвышенные качества. С этого момента начинает проявляться его истинная натура».

 Объясняя нийама-аграху, одно из препятствий на пути бхакти (Рупа Госвами, «Нектар наставлений», т.2), ачарьи говорят, что помимо следования правилам ради самих правил либо не следования никаким правилам, этот принцип также означает следование правилам не своего уровня. То есть, если у нас есть реальные материальные потребности, но мы игнорируем их ради чистой бхакти, это становится препятствием для нашей духовной практики.

 

«До тех пор пока душа находится в оковах материального тела, заповеди варнашрамы для нее обязательны. Против этого трудно возразить, так как, если человек не совершенствуется в физическом, умственном, социальном и духовном отношении, он неизбежно деградирует. Заповеди варнашрамы помогают человеку избежать деградации, поэтому их необходимо тщательно соблюдать. Но этим наши обязанности не ограничиваются. Следуя заповедям варнашрамы, нужно развивать в себе бхакти» (Бхактивинод Тхакур, Шри Чайтанья-шикшамрита).

 

Вот квалификация человека, который может не исполнять свои материальные обязанности (Б.-г., 3.17): «Но для человека самоудовлетворенного, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «Я» и ничего не желает, не существует никаких обязанностей». Если есть желания – есть и обязанности. Иначе то или иное исполнение желаний будет викармой, греховной деятельностью.

Также об этом пишет Бхактивинод Тхакур: «До тех пор пока влечение к внешней деятельности остается сильным, человеку следует оставаться в обществе преданных и заниматься внешней деятельностью, отдавая себе отчет в том, что материальный мир является собственностью Господа Кришны. Служа Господу, человек обретает возможность изменить направление своей деятельности» (Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир, стр.146).

И далее:

«Ядава дас спросил: «Как распознать преданного, готового к отречению от семейной жизни?»

Ананта дас ответил: «Первым признаком является нежелание общаться с женщинами (читайте: с противоположным полом – прим. автора статьи). Другие признаки таковы: милосердие ко всем живым существам, нежелание копить деньги, склонность приобретать вещи лишь тогда, когда они действительно необходимы, вера и любовь к Господу Кришне, убеждение, что общение с мирскими людьми оскверняет сознание, равное отношение к похвалам и порицаниям, отвращение к материальной деятельности, безразличие к жизни и смерти. (…) Но такие преданные очень редки» (Бхактивинод Тхакур, Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир, стр.146-147).

 

Любопытно, что даже отреченный преданный может оставаться в семье. В таком случае его цель – подать пример другим.

«Если вайшнав действительно избавился от привязанности к жизни домохозяина, он может жить в лесу (как отшельник) или дома (как домохозяин). (…) Истинно отреченному человеку нет никакой необходимости носить одеяния отшельника» (Бхактивинод Тхакур, Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир).

Оставаясь в семье, преданная находится под разного рода защитой (эмоциональной, физической, социальной). И даже ее духовная жизнь защищена от полного падения, если в какой-то период ее жизни материальные потребности вернутся к ней, хотя казалось, их влияние уже давно ослабло.

 

 

<<<<  2. когда она исполняет свои обязанности, и это помогает ей поддерживать атмосферу гуны благости и является опорой в ее духовной жизни. «Система четырех укладов жизни и четырех каст, соответствующих качествам и роду деятельности человека, известная как варнашрама-дхарма, является началом подлинно человеческой жизни» (Шримад Бхагаватам 1.15.39)

 

Только с уровня гуны благости возможно прогрессировать. На уровне невежества и страсти можно только поддерживать свою веру, но действительно духовно расти можно поднявшись на уровень гуны благости.

«Нектар наставлений», предисловие: «Необходимо подняться на уровень гуны благости, саттва-гуны, следуя наставлениям Рупы Госвами, - тогда перед нами откроется путь к дальнейшему совершенствованию». Смысл в том, что исполняя свою дхарму, человек поднимается до гуны благости, тем самым помогая себе духовно расти.

 

Еще пару цитат:

"Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники". (БГ 3.21, комм ШП)

"Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен каждый цивилизованный человек". (БГ 3.23, комм ШП)

"Чтобы сохранить порядок в обществе, люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться". (БГ 3.24, комм ШП)

 

<<<< 3. -когда она выполняет свои обязанности и это является ее преданным служением. Так как вся наша жизнь может быть одухотворена, то можно сказать, что у преданных нет материальной жизни. (не знаю, правильно ли я отделила второе от третьего). «Шрила Рупа Госвами сформулировал принцип, согласно которому все, что связано с Кришной, является трансцендентным. Если мы сумеем связать все свои действия с Кришной, то перестаем принадлежать материальному миру и будем всегда пребывать в духовной сфере» (Шримад Бхагаватам 3.20.5). «Преданный, который хочет правильно построить свою жизнь, действует в соответствии с правилами варнашрамы. Выполнение обязанностей в ее рамках способствует преданному служению и даже считается его частью, а потому не является кармой. Так преданные сваништха, то есть привязанные к своему уровню преданности, посвящают карму, деятельность, и ее плоды Кришне. Преданные праништха, целиком отдавшиеся преданному служению, творят благие дела, которые не противоречат принципам преданности, только чтобы заинтересовать преданным служением других людей» (Бхактивинода Тхакур, Бактйалока).

 

 

Чтобы лучше понять этот вопрос, я задала связанные с ним вопросы Враджендра Кумару прабху: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=12208 (Рекомендую прочесть).

 

 

 <<<< «Шрила Рупа Госвами сформулировал принцип…

 

Насколько я понимаю, речь идет об известном стихе из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.255):

анасактасйа вишайан

йатхархам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхе

йуктам-ваирагйам учйате

«Следует принимать вещи для служения Господу, а не для удовлетворения своих чувств. Если человек без привязанности принимает что-то, осознавая, что эта вещь связана с Кришной, такое отречение называет «йукта-ваирагйа» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 16.238, комм.).

 

<<<< «Выполнение обязанностей в ее рамках способствует преданному служению и даже считается его частью, а потому не является кармой…

 

Они не являются кармой. Это нишкама-карма-йога, деятельность ради Всевышнего без привязанности к плодам своего труда. В 3-й и 5-й главах «Бхагавад-гиты» Кришна ставит знак равенства между нишкама-карма-йогой и бхакти-йогой. Однако это не является самой высшей формой бхакти-йоги.

Преданное служение преданному служению рознь. Точно так же как общение с преданными разного уровня способно возвысить наше сознание в разной степени. И точно также как есть просто анги преданного служения, а есть 5 форм могущественных анг бхакти – они способны за короткий срок возвысить сознание человека даже при небольшом соприкосновении с ними.

Проблема нашего мышления в том, что мы все видим в черно-белом свете. Если что-то не является высшим, то мы автоматически его отметаем как неприемлемое для нас и стремимся заняться деятельностью самого высшего типа, наплевав на то, что мы не способны заниматься исключительно им. Арджуна последовал совету Кришны и стал выполнять свой долг (как нишкама-карма-йогу, а не как мирскую карму), а не ушел в отречение. Хотя он был гораздо квалифицированнее нас во всех отношениях.

Что касается женщины, то выполнение ее обусловленных обязанностей также будет ее служением Кришне в рамках нишкама-карма-йоги, если ее семья – преданные. Но так как мы рассматриваем случай, когда практика второго и третьего уровня совмещаются, то другие виды прямого преданного служения (такие как шраванам, киртанам, вишнох смаранам) скорее всего будут более быстро возвышать сознание вайшнави. Хотя в частных случаях и в определенное время (например, после продолжительного пренебрежения материальным долгом) именно выполнение обязанностей как нишкама-карма-йоги будет вызывать более сильный положительный эффект. Но ровно до тех пор пока ее сознание не придет в норму и жизнь станет ближе к гуне благости. Однако правило остается правилом.

То есть действительно наше выполнение обязанностей одухотворяется, если выполнены условия: родственники являются преданными, мы помним о цели – удовлетворить Кришну (видим всех как частиц Кришны), мы не стремимся наслаждаться своей кармой, по итогу мы видим, что эта деятельность помогает возвысить сознание. И в этом случае обусловленная и духовная деятельность протекают параллельно.

 

Можно увидеть, что какой бы путь мы не избрали, везде есть свои плюсы и минусы. Ни один из методов не является механическим или автоматическим.

 

Еще одно из высказываний Бхактивинода Тхакура:

«Тот, кто развил хотя бы немного шраддхи, или веры в Кришну, замечает, что склонность к деятельности ради плодов (карма-канде) в нем заметно уменьшилась безо всяких усилий с его стороны». Такие вайшнавы занимаются преданным служением в рамках системы варнашрамы и предлагают результаты своего труда Кришне. И все же их преданность не является истинной - это всего лишь тень преданности (бхакти-абхаса). Повторение Святого Имени у таких преданных находится на уровне чхая-намабхаса (тень святого Имени на стадии очищения)» (Даша-мула-таттва, 10.Чистая преданность: единственный смысл совершенства).

 

<<<< 4. Еще интересно, а возможно ли описать структурно постепенный путь развития женщины в духовной жизни и методы этого развития, так как вы описали развитие от 3-го ко второму. И например есть ли смысл от 2го рваться к 1му?

  

«Рваться» значит совершать сверхусилия, которые превыше наших возможностей. А на пути бхакти-йоги этот номер не проходит. Переход от второго уровня к первому состоит в развитии привязанности к Кришне, его преданным, святому имени, Дхаме и пр. Такую привязанность рывком не обретешь. Это должен быть естественный и также ПОСТЕПЕННЫЙ процесс.

Интересно, что медитация, постоянное сосредоточение на Кришне о чем говорится в «Бхагавад-гите» (12.8) это также суть метода второго уровня, суть следования правилам и предписаниям бхакти-йоги. Без правильной медитации методы бхакти не будут иметь ожидаемого эффекта. Поэтому разница между вторым и первым уровнем заключается всего лишь в степени нашей способности сосредотачивать ум на Кришне.

Ошибка, которую часто делают, пытаясь быстрее прорваться к этому уровню, состоит в преждевременном отречении от материальных привязанностей. Но, как правило, мы видим, что эти привязанности оказываются сильнее такого фанатичного «предания». Время все расставляет на свои места. Об этом было сказано выше.

Что касается женщин, то для них нет четвертого уклада жизни, санньяса-ашрама. Поэтому, даже обретя способность постоянно памятовать о Кришне, женщина может оставаться вместе с семьей и более того ее внутреннее сознание Кришны может остаться даже незамеченным окружающими ее родственниками, если она следует поведению описанному Шри Чайтаньей Махапрабху: «Подобно тому как замужняя женщина, которая влюбилась в другого мужчину еще более тщательно исполняет свои обязанности, чтобы никто не заподозрил, точно так же должен действовать в этом мире и преданный: внешне быть идеальным грихастхой и идеально исполнять свои обязанности, а внутреннее всем сердцем стремиться к Кришне».

Если в результате так называемого «духовного прогресса» женщина перестает исполнять свои материальные обязанности или делает их плохо, то нужно понимать, что духовное развитие действительно идет, но оно выявило одну из анартх в ее сердце, которая проявилась как пренебрежение обязанностями. Но это поправимо.

Что касается методов духовного развития от второго к первому уровню, то они одинаковые для всех: как для мужчин, так и для женщин. Духовное развитие начинается с того момента как человек начинает отождествлять себя с душой, а не с телом. Немного подробнее о духовном развитии преданной было написано в третьем разделе книги «Что значит быть вайшнави», основная идея которого взята из курса по «Нектару преданности».

Специально работать над оставлением материальных привязанностей не стоит. Они сами будут терять силу по мере того как будет расти привязанность к Кришне. Поэтому на развитии привязанности Кришне и нужно сделать упор.