Е.М.Ямуна матаджи. Трансцендентная сладость и красота Шрилы Прабхупады

(Презентация для Джи-Би-Си от м. Ямуны на тему “Женщины в ИСККОН”, март, 2000. Опубликовано в журнале “Журнал ИСККОН”, No. 8, июнь, 2000.)

Что за неделя вайшнавской садху-санги это была! Я уезжаю обогащенной, после общения с членами моей семьи, прежними и новыми, духовными братьями и сестрами, племянниками и племянницами. В то время как я не чувствую себя квалифицированной, чтобы сегодня  выступать перед вами, я удостоена чести присоединится к моим духовным сестрам, чтобы выразить свое беспокойство как женщины в ИСККОН.

 

Как члены Джи-Би-Си, каждый из вас ответственен за сохранение наследия Шрилы Прабхупады, которое, в эти сложные и бурные времена находится в опасности. Частью этого наследия является пример, который показал Шрила Прабхупада в его взаимоотношениях с ученицами-вайшнави, — это тема нашего обсуждения сегодня, потому что спустя годы после его ухода, этот пример по большей части забыт. Возможно, мое личное служение и общение с ним совместно с его дальнейшими указаниями и инструкциями раскроют некоторое понимание этой темы.

 

Когда я  встретила Шрилу Прабхупаду в 1966 году, я была сильной и независимой женщиной. Я получила инициацию в 1967 году. Если бы Шриле Прабхупаде требовалось, чтобы мы соответствовали общепринятой роли женщины как условие для предания, тогда бы я, как и другие мои духовные сестры, вероятнее всего, не присоединилась к ИСККОН. То, что он так не считал, говорило о его духовном видении. Он с любовью воодушевлял и занимал нас в служении в движении санкиртаны, и также он последовательно проявил себя как пандитах сама даршинах - одинаково относящийся ко всем.

 

И в мужчинах и в женщинах Шрила Прабхупада видел наши склонности и умело занимал их в своей миссии проповеди. Многие годы во многих странах и обстоятельствах я была настолько удачлива, что оказывала личное служение ему. Он научил меня и побудил брать все больше и больше ответственности на себя, а также регулярно просил меня вести киртаны, давать уроки, устраивать программы, управлять департаментами, создавать комфортные условия для приезжающих преданных, встречаться с лидерами, и активно распространять сознание Кришны. В  ИСККОН в Индии, куда раньше не допускались женщины, он отправлял меня в разные храмы, учиться готовить и поклоняться Божествам, и он также неоднократно просил меня обучать этому же других.

 

Это может занять намного больше, чем то ограниченное время, которое у меня есть сейчас, чтобы дать вам беглый взгляд на многочисленные примеры, в которых выражается манера поведения и настроение Шрилы Прабхупады. Тем не менее, вот один из таких примеров - это то, что я называю эпизодом Чинакйи Пандита. Я присутствовала при четырех эпизодах, когда Шрила Прабхупада цитировал изречение Чанакьи Пандита: «Никогда не доверяй женщине и политику». Каждый раз Шрила Прабхупада смотрел мне в глаза, чтобы увидеть мою реакцию. В последний раз в Бомбее в 1973 году он повторил это изречение, искренне улыбаясь, сидя перед небольшой группой мужчин. Затем он сказал: «Что ты думаешь об этом, Ямуна?». Я немедленно ответила: «Конечно же, это правда, Шрила Прабхупада», после чего он  стал серьезным, взглянул на меня очень эмоционально и сказал: «Но ты ведь не женщина, ты ваишнави».

 

Ряд других эпизодов касался ведения киртана. Шрила Прабхупада часто доверял мне вести первый киртан перед началом программы не зависимо от того было там  20 человек или 10 тысяч. Был случай, когда я испытывала неудобство в связи с этим. В Джайпуре, в пандале у храма Радхи Говинды я отказалась вести киртан. Шрила Прабхупада подозвал меня и сказал: «Веди киртан». Я ответила: «Я не могу. Я меня болит горло». Он сказал: «Веди киртан». И я, квакая как лягушка, пела киртан.

 

В конце 1974 года немногим позже того времени, когда я оставила ашрам домохозяев, Шрила Прабхупада сказал мне: «Хорошо что ты оставила своего мужа» и вдохновлял меня стать «саньясини». Хотя я не была в традиционной роли под защитой отца, мужа или сына, в своих личных даршанах и в письменных инструкциях Шрила Прабхупада давал мне вдохновение  и поражал неожиданными ответами на мои вопросы.

 

После того как я обосновалась в Орегоне с моей духовной сестрой Динатарини, Шрила Прабхупала, провозглашая нас «независимыми» перед духовным братом, в тоже самое время дважды упрекнул, когда мы решили уехать. «Вы, западные люди, так неугомонны» - сделал он выговор, - «Почему вы не можете оставаться на одном месте? Оставайтесь там, где вы есть». Мы спросили: «Но Шрила Прабхупада они говорят, что если мы не в ИСККОН мы потеряем ваши благословения и не сможем духовно расти». Прабхупада ответил: «ИСККОН там, где вы повторяете святые имена — это и есть ИСККОН». Мы продолжили: «Говорят, что у нас нет здесь никакого общества и поэтому мы в майе». Он ответил: «Общество может состоять из двух человек или из двухсот человек. Если вас двое и вы вместе, вы можете достичь совершенства в сознании Кришны. А если вас двести человек и вы не вместе, тогда никто не будет прогрессировать». В завершении скажу, что Шрила Прабхупада научил меня быть заинтересованной в его движении. И я до сих пор глубоко заинтересована. Именно сейчас самое время возродить и впитать настроение Шрилы Прабхупады в его отношениях с учениками. Если мы будем пренебрегать этим, аспект его величия станет забытым следующими поколениями.

 

Я обращаюсь к Джи-Би-Си с тем, чтобы помимо других очень успешных проектов, которыми вы руководите, и тех, которые обдумываете - в особенности этот чудесный храм, который вырастет здесь, в Майпуре - вы принимали во внимание, что поведение преданных ИСККОН, которые принимают участие в проектах, также должно быть достойным. Любое другое поведение сделает проекты менее достойными имени Шрилы Прабхупады. Эта серьезная ответственность ложится на вас. Другими словами, давайте вселять в каждого человека, который будет соприкасаться с движением Шрилы Прабхупады, здоровые духовные отношения, которые он имел со своими последователями — в настроении поощрения, доброты и защиты.

 

Чем ближе мы подойдем к пониманию личностных отношений Шрилы Прабхупады с его учениками в духе понимания и уважения, тем ближе мы сможем подойти к его чувству полноты в сознании Кришны, к его радости, к трансцендентной привлекательной природе его личности.

 

Наша задача, с большой аккуратностью создать такое окружение в обществе преданных, где мужчины, женщины и дети смогут прогрессировать в сознании Кришны, выполняя служение в соответствии со своими желаниями и склонностями. Наше служение - дать человеку возможность, а не  сдерживать его склонность к служению другим.

 

В завершении хочу добавить: давайте с помощью нашего ума и сердца найдем пути помощи женщинам, которые искренне ищут духовной жизни. Без нужного воспитания мы как общество не имеем будущего. Женщина в сознании Кришны сложная, но неотъемлемая часть наследия Шрилы Прабхупады. В наших попытках двигаться дальше, давайте не будем оставлять позади себя пример Шрилы Прабхупады. Давайте поставим его впереди себя как священный маяк, чтобы он вел нас вместе вперед к лотосоподобным стопам Шри Шри Гаура-Нитай и Шри Шри Радха-Кришна. 

(Перевод с английского: Екатерина) 

 

Оригинал презентации на английском