В категории "Статьи" содержатся:

1. Статьи Хари-канты д.д.:

Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу - 2

Хари-канта д.д. Ведический идеал и современные реалии

Хари-канта д.д. Внешний вид женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Гуру и ученицы. Некоторые аспекты взаимоотношений

Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Хари-канта д.д. Искусство красноречия

Хари-канта д.д. Какие благословения получает муж, если жена благочестива

Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Хари-канта д.д. Какое рождение более благоприятно

Хари-канта д.д. Кто возвращает в духовный мир замужнюю женщину

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Хари-канта д.д. Наставничество для женщин

«Неженские» виды деятельности. Мотивы. Как выполнять с эффектом и без вреда

Хари-канта д.д. Необычный эффект повторения махамантры

Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

Хари-канта д.д. Покрывание головы

Хари-канта д.д. Почему Бог - мужчина

Хари-канта д.д. Предписания для женщин из Вед

Хари-канта д.д. Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)

Путь постепенного развития женщины

Путь постепенного развития женщины - 2

Расположение матаджи в начале харинамы

Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

Хари-канта д.д. Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства

Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

Хари-канта д.д. Целомудрие в наше время

Хари-канта д.д. Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

О поклонении мужу как Богу

Был ли Шрила Прабхупада женоненавистником?

Мадхави-деви, будучи женщиной, считалась "половинной" преданной

Должна ли женщина служить мужу при любых обстоятельствах?

Замуж за брахмачари?

Есть ли варна у женщин?

"Тайны Махабхараты": женский и мужской пол души

Дхарма и бхакти: плоды служения родственникам, не-преданным

Различия в подаче тем м.Деваки и Хари-канты д.д.

Баланс между традиционной и современной моделями женщины

Танцы матаджи во время киртана

Как насчет наставления "главная обязанность женщины служить мужу"?

Особенности духовной практики женщин

Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины чтобы исполнять свой долг

Что можно и нельзя во время месячных

Женщины сами виноваты? (ответы на частые аргументы)

Может ли муж бить свою жену

Кому все женщины должны быть замужем, а все мужчины остаться брахмачари?

 

О защите одиноких женщин:

Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Защита женщин в ИСККОН

Если к женщине пристают, то проблема в ней самой?

Система защиты женщин в ИСККОН

Составлено Хари-кантой д.д.:

64 искусства Шримати Радхарани

Дандават в исполнении вайшнави

История попыток изменения положения женщин во времена Прабхупады

Одежда и внешний вид вайшнави

Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

Различные стили сари 

Мистические совершенства и бхакти-йога

 

2. Жизнеописания вайшнави / истории о них /качества вайшнави

Баларама посещает Вриндаван

Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы

Беседы между Кришной и Рукмини

Бриджабаси пр. Дурга-пуджа и Бхактивинода Тхакур

Гопи в разлуке с Кришной

Девахути достигает совершенства (ШБ 3.33.10-32)

Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Е.М.Ямуна матаджи. Трансцендентная сладость и красота Шрилы Прабхупады

Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Книга "Ямуна Деви. Жизнь в чистой преданности"

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

3. Статьи о семейной жизни

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Бхактисиддханта Сарсвати Тхакур о взаимоотношениях между мужем и женой

Калинди-прия матаджи. Как принять авторитет не авторитетного мужа?

Радха Говинда пр. Какая привязанность должна быть у жены к мужу и у мужа к жене?

Радханатха Свами. О браке и разводе

Радханатха Свами. Принципы работы брачного комитета

Рука, качающая колыбель, правит миром

Чайтанья Чандра Чаран Прабху. О правильном понимании семейной жизни и миссии грихастх

4. Другие статьи:

Миссия и цели Министерства Вайшнави в Джи-Би-Си

Джьотирмая д.д. Женщины в ИСККОН во времена Шрилы Прабхупады

Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Бхакти Вигьяна Госвами. Отношение к женщинам как к матерям

Урмила д.д. Когда мы читаем или слушаем «Шримад Бхагаватам», 3 % всех стихов мы слышим из уст женщин

Лакшмимони матаджи. Важность отдельного образования для матаджи

Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Пурначандра Госвами. Роль эмоций

Пурначандра Госвами. Эмоции и имперсонализм

Радха Говинда пр. - О внутренних проблемах

Радха Говинда пр. Духовные эмоции и мирская сентиментальность.

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

Шачи-деви матаджи. Важность женской санги

Шуддха пр. Вопросы до брака.

Хари-канта д.д. Женская брахмачарья

Почему важно разобраться этой теме

Хочет кто-то этого или нет, но сегодня можно найти много одиноких женщин, поэтому важно разобраться каковы же особенности духовной практики такого образа жизни. Это важно так как поможет избежать трех вещей.

Первая - неправильного отречения, которое ведет к деградации как в мирском смысле этого слова, так и духовной практике. Вторая - отсутствие понимания о надлежащей квалификации и форме такой практики. Третья - ненужной критики отреченных женщин.

Данная тема представлена на основе шастр, наставлений Шрилы Прабхупады, моего личного опыта и наблюдениях за преданными. В этом эссе предпринята попытка осветить следующие вопросы: возможна ли в принципе женская брахмачарья, какой должна быть квалификация женщины для этого пути, каковы правила жизни для брахмачарини, как распознать истинное и ложное отречение, почему женщинам важно выйти замуж. 

 

Подробнее: Хари-канта д.д. Женская брахмачарья

Хари-канта д.д. Танцы матаджи во время киртана

Как нужно танцевать на киртане? Чему учил и что говорил об этом Шрила Прабхупада? Подробнее в этой статье.

Во время присутствия Шрилы Прабхупады на планете введенные им стандарты не раз подвергались попыткам изменения. Об этом можно почитать хотя бы тут. Что касается танцев, то и эта сфера не оставила себя равнодушной новаторам.

Изначально Шрила Прабхупада ввел в танце только свами-степ и поднятые руки. Позже также научил преданных прыгать на киртане. Больше ничего. Можно посмотреть на танцы преданных на старой видеозаписи:


Но со временем в разных храмах на западе преданные стали добавлять что-то свое.

Вот одно из воспоминаний из книги Тамал Кришна Госвами «Слуга слуги»: «Во Вриндаван ненадолго приехала одна паломница и научила девушек танцу по кругу, напоминающему танец гопи с Кришной во время раса-лилы. На протяжении нескольких дней после ее отъезда все наши девушки-преданные исполняли именно этот танец в дальней части алтарной, вместо того чтобы танцевать так, как учил нас Шрила Прабхупада. Разумеется, брахмачари отвлекал этот фальшивый танец, но они боялись критиковать ту женщину-садхви, поскольку она вроде как была близким другом Шрилы Прабхупады. Но вот пришло письмо от Шрилы Прабхупады, и эти танцы немедленно прекратились. Мы чувствовали какую-то неловкость и раньше, Прабхупада же полностью прояснил ситуацию. Тогда мы поняли, насколько легко мы поддаемся влиянию майи, когда наш духовный учитель не с нами. Мы уже не были так в себе уверены и осознали, что должны прикладывать больше усилий для того, чтобы всегда помнить о наставлениях Шрилы Прабхупады».  (Март, 1969-й год)

В 1976 году в личной беседе Шрила Прабхупада объяснил принцип танцев во время киртана:

Подробнее: Хари-канта д.д. Танцы матаджи во время киртана

Хари-канта д.д. Как насчет наставления "главная обязанность женщины служить мужу"?

Вопрос: Хотела спросить по поводу женской духовной практики. А как насчет наставления Шрилы Прабхупады о том, что главная обязанность женщины - служить своему мужу?

Хари-канта д.д.: Это наставление касается материальных обязанностей, а не абсолютных. То есть из всех материальных обязанностей женщины, самая главная для нее - служить мужу. Но если взять абсолютные обязанности ее как души, то тот же Шримад Бхагаватам (1.2.6) говорит: «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу».

Эту разницу между наставлениями, касающимися духовной практики и мирского долга, можно проследить и в других наставлениях:

«Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. … Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго)

Можно увидеть, что Шрила Прабхупада разделяет здесь духовную и материальную квалификацию: "ПОМИМО сознания Кришны" и "две МАТЕРИАЛЬНЫЕ квалификации".

 

Чтобы еще раз подчеркнуть, что служить мужу НЕ является абсолютно важным наставлением для всех душ, воплощенных в женском теле, есть одно утверждение шастр. Если муж оказался НЕ преданным, то служить ему не нужно:

«Добродетельной женщине не следует общаться с падшим мужем. Падший муж — это муж, который пристрастился к четырем основным видам греховной деятельности: недозволенному сексу, азартным играм, употреблению мясной пищи и одурманивающих веществ. Иначе говоря, если человек не предан Верховной Личности Бога, его следует считать падшим. Добродетельная женщина не обязана подчиняться распоряжениям такого мужа. Женщины не должны становиться рабынями нарадхам, низших из людей. Хотя у каждого из супругов есть свои обязанности, добродетельная жена не должна служить падшему мужу. Если муж — падший, женщине рекомендуется прекратить общение с ним. Однако отказ от общения с мужем вовсе не означает, что она должна снова выйти замуж, ибо это будет развратом. Если у добродетельной женщины, к несчастью, муж оказался падшим, она должна жить отдельно от него. И точно так же мужчина имеет право отделиться от жены, если она не имеет добродетелей, описанных в шастрах». (ШБ 7.11.28, комм.)

Но это очень сложная тема, к ней нужно очень осторожно подходить. Лучше не спешить разводиться с мужем, даже если он не преданный и нарушает все 4 принципа. К этой теме нужно подходить разумно, посоветовавшись со многими опытными преданными. Иногда благом будет остаться в семье. Но суть в том, что с точки зрения дхармы души, служить мужу не является наивысшим видом обязанностей для душ, воплощенных в женских телах.

В любом случае, прежде чем приступить в духовной практике, нам нужно сначала подготовиться к ней основательно. Это значит, что нужно, так или иначе, привести свою жизнь в гуну благости. Иначе без благости человек не способен познать Абсолютную Истину:

«Дрова — это земля в преобразованном виде, но дым лучше сырого дерева. А огонь еще лучше, потому что с его помощью можно обрести блага высшего знания [посредством ведических жертвоприношений]. Подобно этому, страсть [раджас] лучше, чем невежество [тамас], но лучше всего благость [саттва], ибо посредством благости можно познать Абсолютную Истину». (ШБ, 1.2.24)

Ваша служанка

Хари-канта деви даси. 

Хари-канта д.д. Особенности духовной практики женщин

Вопрос: Каковы особенности духовной практики для женщин? 

Хари-канта д.д.: Духовная практика начинается с переменой отождествления, когда мы осознаем себя душой. Шрила Прабхупада говорил на этот счет:

«Мы Вайшнавы. Мы не заинтересованы в мужской или женской позиции в жизни. Это просто телесная концепция жизни. Это не духовно. Мужчина вы или женщина, это не имеет значения, просто повторяйте Харе Кришна и следуйте четырем регулирующим принципам и ваша жизнь будет успешной». (Письмо ШП Дженифер, 15 февраля1975 г.)

То есть духовная практика одинакова как для мужчин так и для женщин.

 

Вот еще одно:

«Женщина и мужчина имеют равные права, чтобы стать праведными и вернуться домой обратно к Богу». (Лекция по ШБ 5.5.2, Йоханесбург, 22 октября 1975)

Другое дело, что есть женская и мужская обусловленность, то есть особенности тела и психики мужчин и женщин.

Вот тут есть различия, так как если не учитывать место, время и обстоятельства, то будут нехорошие последствия. Но я бы это назвала, не женской духовной практикой, а подготовкой к единой духовной практике, которая не делится на мужскую и женскую. Шрила Прабхупада не делал такого деления. Это подобно созданию условий для медитации (коврик, тихое место, музыка и т.д.), которые не являются самой медитацией. Но подготовиться нужно. При этом нужно еще помнить, что не только мужчины и женщины разнятся, но и женщины отличаются между собой в способностях, физических и ментальных возможностях. Для этого нужно изучить каждую личность отдельно по категориям ее кармы, предыдущих самскар, конституции тела и т.п.

Если изучать философию вайшнавизма, то можно увидеть, что даже необходимость задействовать эмоции в духовной практике, часто приписываемая женским особенностям, касается всех, в том числе и мужчин:

«Совершать бхакти, преданное служение, означает задействовать все чувства в служении Господу, Верховной Личности Бога, владыке чувств». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.12)

Для успеха в бхакти-йоге необходимо задействовать чувства. Вот поэтому философию нужно изучать всем: женщинам и мужчинам. Потому что она очень практичная.

Напоследок интересная история о Шриле Прабхупаде и его ученице:

"Есть хороший эпизод, который рассказывает Говинда даси. Когда Шрила Прабхупада впервые заболел в Америке, у него был сильный сердечный приступ. Преданные сняли для него дом на Стилсон Бич. И в этом доме на Стилсон Бич за ним ухаживали в основном трое: Гаурасундар, Говинда даси и Киртанананда тогда еще брахмачари. И все знают кто такие брахмачари, особенно по отношению к женщинам. Он постоянно доводил несчастную Говинда даси. Он все время говорил: «Ты женщина, ты женщина, сиди там в углу и не рыпайся. Для тебя никакого духовного прогресса быть не может».

В конце концов бедная Говинда даси не выдержала, она подошла к Шриле Прабхупаде и очень смиренно спросила у него: «Шрила Прабхупада, а правда, что женщины не могут духовно прогрессировать?» И естественно она надеялась на отрицательный ответ. Естественно она думала, что Шрила Прабхупада скажет ей: «Нет, конечно, женщины могут духовно прогрессировать». Именно поэтому она обратилась к нему за защитой. Каково же было ее удивление, когда Шрила Прабхупада сказал: «Да, правда». Но он сразу же оговорился: «До тех пор пока ты считаешь себя женщиной, о каком духовном прогрессе может идти речь?» И это факт. То же самое относится к мужчинам. До тех пор пока мы считаем себя мужчинами, ни о каком духовном прогрессе не может идти речь". (Лекция Бхакти Вигьяны Госвами, 20.09.2013, фестиваль «Бхакти-сангама»)

Ваша служанка

Хари-канта деви даси. 

Хари-канта д.д. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг или Как лишить мужчину свободы воли, данную ему Кришной

В последние годы стала очень популярна теория «чтобы мужчина стал успешным, жена должна вдохновить его». В принципе это хорошее дело – вдохновлять кого-то, это может кому-то и помочь в чем-то, однако у всего есть свое место и данный тезис не может претендовать на абсолютную истину. В данном эссе мне бы хотелось показать какие перегибы и последствия могут быть у этой теории, к чему она конкретно относится и где она может сработать, а где работать не может по определению. И вообще где тут место Кришне в этом всем.

 

Подробнее: Хари-канта д.д. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг или ...

Хари-канта д.д. Почему менеджеры защищают брахмачари, а женщин обвиняют

Вопрос: Харе Кришна, матаджи Хари канта! Мои поклоны примите! Так как вы пишите такие актуальные темы, хотела бы поделиться своей историей. Вы поднимаете такие вопросы, которые сейчас крайне актуальны и скоро вырвуться наружу, как огромный гнойник, который прятали долго... По молодости я тоже встречалась с брахмачари. И президент храма мне сказал, что ему ещё нужно пожить в храме, подучиться... А вы типа, если хотите, встречайтесь в храме... Сейчас понимаю, что это был полный бред и, слава Кришне, удалось из этого выпутаться. На самом деле просто некому было помогать в пуджарской и президент не хотел отпускать этого брахмачари. Параллельно он переписывался ещё с несколькими матаджи. Одной начал хамить. Когда мы расстались, он не давал мне прохода. Когда я и ещё одна матаджи подошли к президенту по этому поводу, он выслушал, но ничего не предпринял... Перевел все в шутку. И вообще у нас очень распространено жить в ашраме и типа строить отношения ещё... Мне так жалко этих девчонок, потому что завтра этот брахмачари скажет, что передумал, останется в ашраме и всё. И самое ужасное, что многие старшие считают это нормальным... Интересно знать ваше мнение и вообще мнение шастр. Нормально ли так вообще поступать? Жить в храме, типа учиться и строить отношения? Может я чего то не понимаю...

 

Хари-канта д.д.: Даже с точки зрения мирской морали общаться сразу с несколькими девушками считается не хорошо. Тем более живущим в храме мужчинам. Хотя, если он носит белое, тогда это другой вопрос, но все равно даже брахмачари в белом, живущий в храме, не может свободно общаться с девушками просто по желанию. Это вайшнавский этикет. Если он хочет общаться с кем-то, то старшие должны устроить публичную помолвку или что-то вроде этого с конкретной девушкой, чтобы у посторонних не возникало вопросов почему брахмачари свободно общается с ней и не брали с него неправильный пример. Иначе неправильный пример обязательно кто-то возьмет.

Но если все же по тем или иным причинам где-то такое происходит…  Я напишу достаточно жесткие вещи. Они не относятся только к обществу вайшнавов – можно увидеть аналогичные тенденции в других религиозных организациях. Например, покрывание священников-педофилов церковью. Или другие. Но все же описывать я буду именно в нашем контексте.

Подробнее: Хари-канта д.д. Почему менеджеры защищают брахмачари, а женщин обвиняют

Хари-канта д.д. Продолжать ли общаться с женихом, который близко общается со многими девушками?

Вопрос: Харе Кришна, матаджи Хари-канта, примите, пожалуйста, мои поклоны, слава Шриле Прабхупаде!

Как охарактеризовать прабху следующего поведения? Мне начал писать один прабху из нашей ятры, я не замужем и в грихастха-ашрам собираюсь. На мой вопрос о цели он постоянно меняет свои ответы: сначала он мне говорил, что наши цели совпадают, потом стал говорить, что относится ко мне как к другу, сейчас говорит, что дружба для него - это этап построения личных отношений. Недавно во время программы я увидела, что этот прабху свободно шутит с другой матаджи из нашей ятры, отвечает на звонки на её телефон... Такое поведение показалось мне странным, это не брат и сестра и я задала вопрос этому прабху, мол, почему вы так себя ведёте, у вас симпатия к этой матаджи? На что он мне ответил, что это у него шанта-раса и что-то, что я задаю такие вопросы - это накладывает на него ответственность, он чувствует давление, требовательность и условия с моей стороны. Я восприняла, что человек просто меня использует и отказала в общении. Рассказала другим матаджи в храме, что такая ситуация. И некоторые преданные теперь говорят мне, что так с прабху жестко нельзя, что прабху любят, когда им в рот заглядывают, что я прабху только пугаю, что у меня нет женских качеств, а есть один холодный разум. Но мне кажется всё же, что это безответственность, инфантильность, лживость со стороны прабху.

Что вы об этом думаете?

 

Хари-канта д.д.: Да, лучше всего прекратить общение с таким беспринципным человеком. Потому что если он вдруг переступит какие-то границы в ваших отношениях, обвинят в этом скорее всего вас же. В нашем обществе сейчас есть какой-то странный подход к женщинам: их не защищают ни на стадии ученичества в ИСККОН, ни на стадии помолвки с мужчинами-преданными, ни далее, а  если случилось что-то неправильное, то обвиняют самих же женщин.

Подробнее: Хари-канта д.д. Продолжать ли общаться с женихом, который близко общается со многими девушками?

Хари-канта д.д. Что можно и нельзя во время месячных?

Можно ли поклоняться Божествам, петь киртан, готовить обед мужу и почему месячные оскверняют и оскверняют ли вообще...

Преданная 1: Можно ли женщинам заниматься служением в храме, поклоняться Божествам во время месячных?

Правило для этого объяснил Шрила Прабхупада в письме к Амшу (Вриндаван, 13 августа 1974):

«Согласно смарта-виддхи, женщины не могут касаться Божества во время менструального периода, но госвами-виддхи позволяют это. Но будет лучше, если не делать этого. Главное, чтобы сева не останавливалась ни при каких обстоятельствах. Это также касается приготовления прасада».

Смарта-виддхи – предписания для потомственных брахманов. Госвами-виддхи – для преданных Бога. Если же вы не являетесь ни тем, ни другим, то на вас не распространяются ни одни из этих правил.

 

Преданная 2: А можно ли петь киртан в этот период?

Подробнее: Хари-канта д.д. Что можно и нельзя во время месячных?

Хари-канта д.д. Женщины сами виноваты? (Ответы на распространенные аргументы)

Эссе, написанное в форме диалога, о распространенных заблуждениях относительно вопросов о женщинах и что отвечают на эти вопросы священные писания.

 

- Если к женщине пристают, значит виновата она сама, ведь в шастрах говорится, что женщинам нравится когда к ним пристают или насилуют. Поэтому осуждение таких женщин справедливое. И вообще таких женщин нужно выгонять из ятры!

- Это распространенное заблуждение. Возникло оно из-за неправильного понимания слова rape (англ.), использованного Шрилой Прабхупадой в Шримад Бхагаватам (4.25.41).

Вот как объясняет это Враджендра Кумар прабху, лингвист по образованию:

«Словарь дает несколько вариантов перевода слова rape. Одно из них «брать силой», что, по сути, означает тот же процесс, но звучит более прилично. Учитывая аристократические и возвышенные манеры Шрилы Прабхупады, как истинного джентльмена, следовало бы переводить слово rape в книгах Шрилы Прабхупады именно так (брать или овладевать силой). Причем это не только смена формулировки. Значение может быть тоже несколько иным. Овладевать женщиной при помощи силы тоже можно по-разному. Это не обязательно означает жестокие побои, выкручивание рук и прочие проявления современного криминального менталитета».

В своей книге «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады» Сатсварупа дас Госвами тоже объясняет этот момент: «Похоже, что под этим словом Прабхупада имеет в виду не грубое сексуальное насилие, вызывающее отвращение у всех благочестивых граждан, а что-то другое. Скорее всего, он использует это слово для обозначения сексуальной агрессивности по отношению к женщине со стороны ее мужа или возлюбленного».

Поэтому не следует считать, что женщинам нравится насилие.

- Но ведь женщины сами одеваются красиво! Зачем они это делают? Ясное дело, что хотят, чтобы ими кто-то насладился!

Подробнее: Хари-канта д.д. Женщины сами виноваты? (Ответы на распространенные аргументы)

Может ли муж бить свою жену?

Вопрос:  Харе Кришна, Матаджи Хари Канта Деви Даси. Примите моё почтение, за вашу смелость. Пишу вам, потому что только вы имеете смелость говорить на такие темы как защита женщин в ИСККОН.

Пошла новая волна философии в сознании Кришны. Философия такова: Чайтанья Махапрабху бил свою жену. Значит и мужу тоже можно бить свою жену. А если ей это не нравится, то она должна вырасти до уровня Вишнуприи Деви, чтобы любить и служить своему мужу как Богу.

Данная философия имеет реальную проповедь! Один из старших преданных даже учит своих подопечных, что если её чувства вышли из под контроля, то можно усмирить жену таким образом. Головой об стену её ударить.

Где ссылки, что Чайтанья Махапрабху так делал? Это правда? 

Хари-канта д.д.: Эта философия противоречит учению Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Прабхупады.

 

Подробнее: Может ли муж бить свою жену?

Хари-канта д.д. Кому все женщины должны быть замужем, а все мужчины оставаться брахмачари?

«Шрила Прабхупада сказал...» Как часто мы слышим эту фразу? Иногда ею продвигают какие-то свои идеи, то, чего Шрила Прабхупада и не говорил или говорил в определенном контексте. Один из примеров того, что Шрила Прабхупада не говорил – известная формула «Книги – наша основа, проповедь – наша сущность, практичность – наш принцип, чистота – наша сила». Подробно откуда это выражение появилось и кто вложил его в уста Шрилы Прабхупады разбирается тут: https://bhaktirasa.livejournal.com/3573.html

А сейчас хотелось бы разобраться в другой известной цитате, «принадлежащей» Шриле Прабхупаде «Все женщины должны выйти замуж, а все мужчины должны остаться брахмачари»… Он ли произнес ее и какой контекст стоит за этой фразой?

 

Откуда растет нос у носорога

Обычно к этому утверждению кроме слов «Шрила Прабхупада сказал» больше ничего не добавляют: ни где он это сказал, ни когда. Это стало что-то вроде народной мудрости: все ее знают и повторяют, но откуда точно эта мудрость произошла и в каком контексте была произнесена, почти никто не может объяснить.

Единственная цитата Шрилы Прабхупады, где он произносит это утверждение, найденная среди его наследия, следующая: «Брахмачарья предназначена для парней, а не для девушек. Девушки должны быть выданы замуж. Брахмачари может оставаться неженатым всю жизнь, но согласно ведической цивилизации девушки должны быть выданы замуж». (Лекция по ШБ 2.1.3, прочитанная 12.06.1974 г. в Париже)

Однако она была произнесена им в определенном контексте. Шрила Прабхупада в этой лекции говорит, что это система ведической цивилизации, а затем объясняет как в этой ведической цивилизации разрешалось единственное противоречие нашей философии: «Поэтому полигамия БЫЛА разрешена» Но мы знаем, что Шрила Прабхупада запретил полигамию в ИСККОН и ввел много других правил, противоречащих ведической традиции для того, чтобы сохранилась суть духовной пратики. Подробнее о запрете полигамии можно почитать из резолюций Джи-Би-Си и писем Шрилы Прабхупады (Книга А.Ч.Бхактиведанты Свами «Грихастха-ашрам, Полигамия).

Подробнее: Хари-канта д.д. Кому все женщины должны быть замужем, а все мужчины оставаться брахмачари?

Хари-канта д.д. Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Тема данного эссе посвящена вопросам, связанным с решением проблем одиноких женщин в движении Шрилы Прабхупады. Рассматривая эту тему, мы будем учитывать физические и ментальные особенности женщин как играющие существенную роль в ее жизни.

 

Шрила Прабхупада призывал всех женщин выйти замуж, иначе в частности в обществе сложится неблагоприятная атмосфера для духовной практики: «В нашем Обществе много женщин, и мы не можем оставить их незащищенными, без мужей; это тоже не пойдет нам на пользу… В обществе должна быть категория людей, которые не будут вступать в брак. Но тогда сложится неблагоприятная ситуация из-за чрезмерного количества незамужних женщин». (ПШП Карандхаре, 9 января 1973 г.)

В чем заключается эта неблагоприятная атмосфера? Женщинам в большей степени, чем мужчинам нужно защищенное пространство для спокойствия ума и духовной практики. Если женщины чувствуют себя незащищенными, они могут в поисках защиты даже неосознанно привносить беспокойства как в отдельные семьи, так и во всем обществе. Какого рода беспокойства или проблемы могут быть: когда об одинокой женщине начинает заботиться мужчина или когда одинокие попадают в сложные ситуации с противоположным полом по своей инициативе или по инициативе мужчины, когда одиноким требуется существенная помощь (перенести тяжелые вещи, помочь с работой, квартирой, болезнью) и пр.

И как решить эту проблему?

Подробнее: Хари-канта д.д. Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Хари-канта д.д. О поклонении мужу как Богу

Вопрос: Как совместить этот стих из Шримад Бхагаватам о том, что муж является Богом для своей жены, с другой цитатой Шрилы Прабхупады, где говорится, что мужу не нужно поклоняться как Богу?

«Для женщины муж - главный из богов. Верховная личность Бога, Господь Васудева, супруг богини процветания, пребывает в сердце каждого. Люди, привязанные к плодам своего труда, поклоняются Ему в образе различных полубогов и их имён. Точно так же и женщина оказывает почтение Господу, поклоняясь своему мужу». (Бхаг., 6.18.33-34)

«Поклонение Богу предназначено только для Бога, а ни для кого-либо еще. Но взаимообмен, сотрудничество между мужчиной и женщиной ради служения Богу – это является сутью. Не так, что женщине нужно поклоняться как Богу или мужчине нужно поклоняться как Богу. Но чувство так называемой любви иногда побуждает видеть его как Бога или видеть ее как Бога. Это сентиментально. Бог отличен как от мужчины, так и от женщины. Оба они являются живыми существами, оба они предназначены для служения Богу». (Фолио Шрилы Прабхупады. Аудио транскрипция философских дискуссий. Дискуссия с Хаягривой дасом, Огюст Конт)

 

Хари-канта д.д.: Во-первых, когда говорится о муже как о Боге для жены, имеется ввиду, что ему нужно оказывать почтение как представителю Бога. Точно такому же представителю, которым является отец или мать ребенка. Они тоже представители Бога для него и им, в соответствии с Ведами, рекомендуется поклоняться даже прежде Самого Вишну.

Подробнее: Хари-канта д.д. О поклонении мужу как Богу

Хари-канта д.д. Развитие системы защиты женщин в ИСККОН

Данный материал написан по просьбе руководителя большой ятры, поэтому больше подойдет для ятр с численностью прихожан более ста человек. Также он достаточно общий, без детализации.

Женщины в большей степени, чем мужчины чувствительны к отсутствию защиты. Когда у женщин есть материальная защищенность и стабильность, их ум становится стабильным и духовная практика протекает спокойней и естественней. Это одна из причин, почему девочек обучали дома, а не отдавали в гурукулы.

Как правило, вопросы незащищенности связаны с:

1) мужем (его отсутствием или наличием)

2) жильем

3) работой

4) здоровьем

5) образованием.

Подробнее: Хари-канта д.д. Развитие системы защиты женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Если к женщине пристают, то причина в ней самой? или Как быть с защитой женщин?

За последние пару месяцев несколько девушек написали о приставаниях и насилии по отношении к себе. И каждый раз находится кто-то, кто приводит популярный почему-то именно в нашем обществе постулат «если к девушке пристают, то проблема в ней самой» (вожделение зашкаливает, нецеломудренная, слишком красиво одевается и т.д.) И откуда пошло такое, что если с женщиной неправильно поступают, то это она побудила мужчину так поступить и это только ее вина? Если бы этот принцип работал абсолютно, то в чем была проблема Ситы, когда ее украл Равана (у нее было не в порядке с вожделением?) или Драупади, когда Киичака и Джарасандха хотели украсть ее? Или примеры многих других целомудренных женщин: Дамаянти (жена Наля, Махабхарата), Румы (жена Сугривы, Рамаяна), 16100 царевен, похищенных Баумасурой и т.д.

Такая философия «причина в женщине» выгодна тем, кто хочет эксплуатировать женщин и не нести ответственности. И зачем сами женщины ее повторяют? А что если по карме это положено завтра и им также? Смогут ли они повторить то же самое по отношению к себе? 

  

Это все не отвергает, что в каком-то случае действительно в самом человеке есть какая-то проблема или что это урок от Кришны, через который ей (ему) нужно пройти, чтобы стать лучше. Но это умонастроение - правильное умонастроение самого пострадавшего, которое принесет ему (ей) благо, так как позволит подойти к ситуации как к уроку судьбы. НО позиция посторонних людей, если они считают себя вайшнавами, которые по природе сострадательны, не может (или не должна) быть такой жестокой. Сострадательный вайшнав, даже если и видит вину пострадавшего, не станет акцентировать именно на этом, сыпя соль на и так сильно болящую рану. Сострадательный вайшнав, посторонний наблюдатель проявит заботу, мягкость и поддержку, чтобы помочь другому подняться на ноги, а не добить окончательно. Указать же на причину происшедшего, помогая осознать проблему в себе, извлечь урок и измениться может далеко не каждый. На это есть право только у тех людей, которые находятся с потерпевшим в доверительных, близких отношениях, которые уже ранее много сделали для него (нее) и доказали своими делами доброжелательность и только! если они чувствуют, что это нужно сделать именно здесь и сейчас, а не подождать некоторое время. И тем более не в соц.сетях или на виду у всех. Иначе создается впечатление, что люди злорадствуют. И когда мы уже станем человечными людьми, а не только чистыми махабхагаватами?

Подробнее: Хари-канта д.д. Если к женщине пристают, то причина в ней самой? или Как быть с защитой женщин?

Хари-канта д.д. Был ли Шрила Прабхупада женоненавистником?

Иногда, когда противники Движения сознания Кришны хотят преподнести публике всю организацию и ее основателя исчадиями ада, они начинают махать цитатами, в которых Шрила Прабхупада, ачарья-основатель Движения нелестно отзывается о женщинах. Приведем несколько примеров, которыми часто пользуются борцы против сект:

«Никогда не доверяйте политику и женщине». (Лекция ШП по «Бхагавад-гите» 1.40, Лондон, 28 июля 1973 г.) 

«Женщина это преграда на пути к самореализации. …Как только мужчина связывается с женщиной, он сразу становится жертвой и связывается тугим узлом материального рабства». (ШБ, 2.7.6, комм.) 

«Мозг мужчины весит больше чем мозг женщины. Поэтому женский класс не такой смышлёный, как мужской». (Лекция ШП по «Шримад-Бхагаватам» 1.2.6, Монреаль, 3 августа 1968 г.) 

«Вопрос присутствующего: Прабхопада, какое образование необходимо для женщин? 

Прабхупада: Чтобы они могли только читать и писать, больше никакого образования». (Беседа в комнате, 31 января 1977 г., Бхуванешвар) 

«Обычного образования достаточно, АБВГД. Всё остальное - ерунда. Такое большое, большое, образование... А потом они становятся проститутками. Что это за образование такое? (Смех) Чтобы сделать их проститутками, для этого не нужно образования». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975 г., Чикаго) 

«Женщинам нельзя давать свободу». (Б.-г., 16.7, комм.) 

«В человеческом обществе женщина, вайшья и шудра считаются низшими по статусу, не очень умными». (Интервью для журнала «Транс-Индия», 17 июля 1976 г., Нью-Йорк) 

«Издавна мужчины славятся своей агрессией к красивым женщинам, и такая агрессия иногда считается изнасилованием. Хотя изнасилование не разрешено законом, факт состоит в том, что женщине нравится мужчина, который очень разбирается в изнасиловании и является экспертом в этом». (ШБ, 4.25.41, комм.) 

 

Для неглубокомысленных людей одних этих цитат, вырванных из контекста, будет достаточно, чтобы раз и навсегда окрестить Общество сознания Кришны дьявольской сектой и обходить ярко-оранжевых кришнаитов за три квартала. Но что, если на этом вся правда не заканчивается?

Подробнее: Хари-канта д.д. Был ли Шрила Прабхупада женоненавистником?