В категории "Статьи" содержатся:

1. Статьи Хари-канты д.д.:

Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу - 2

Хари-канта д.д. Ведический идеал и современные реалии

Хари-канта д.д. Внешний вид женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Гуру и ученицы. Некоторые аспекты взаимоотношений

Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Хари-канта д.д. Искусство красноречия

Хари-канта д.д. Какие благословения получает муж, если жена благочестива

Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Хари-канта д.д. Какое рождение более благоприятно

Хари-канта д.д. Кто возвращает в духовный мир замужнюю женщину

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Хари-канта д.д. Наставничество для женщин

«Неженские» виды деятельности. Мотивы. Как выполнять с эффектом и без вреда

Хари-канта д.д. Необычный эффект повторения махамантры

Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

Хари-канта д.д. Покрывание головы

Хари-канта д.д. Почему Бог - мужчина

Хари-канта д.д. Предписания для женщин из Вед

Хари-канта д.д. Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)

Путь постепенного развития женщины

Путь постепенного развития женщины - 2

Расположение матаджи в начале харинамы

Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

Хари-канта д.д. Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства

Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

Хари-канта д.д. Целомудрие в наше время

Хари-канта д.д. Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

 

Составлено Хари-кантой д.д.:

64 искусства Шримати Радхарани

Дандават в исполнении вайшнави

История попыток изменения положения женщин во времена Прабхупады

Одежда и внешний вид вайшнави

Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

Различные стили сари 

 

 

2. Жизнеописания вайшнави / истории о них /качества вайшнави

Баларама посещает Вриндаван

Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы

Беседы между Кришной и Рукмини

Бриджабаси пр. Дурга-пуджа и Бхактивинода Тхакур

Гопи в разлуке с Кришной

Девахути достигает совершенства (ШБ 3.33.10-32)

Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Е.М.Ямуна матаджи. Трансцендентная сладость и красота Шрилы Прабхупады

Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Книга "Ямуна Деви. Жизнь в чистой преданности"

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

3. Статьи о семейной жизни

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Бхактисиддханта Сарсвати Тхакур о взаимоотношениях между мужем и женой

Калинди-прия матаджи. Как принять авторитет не авторитетного мужа?

Радха Говинда пр. Какая привязанность должна быть у жены к мужу и у мужа к жене?

Радханатха Свами. О браке и разводе

Радханатха Свами. Принципы работы брачного комитета

Рука, качающая колыбель, правит миром

Чайтанья Чандра Чаран Прабху. О правильном понимании семейной жизни и миссии грихастх

4. Другие статьи:

Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Бхакти Вигьяна Госвами. Отношение к женщинам как к матерям

Урмила д.д. Когда мы читаем или слушаем «Шримад Бхагаватам», 3 % всех стихов мы слышим из уст женщин

Лакшмимони матаджи. Важность отдельного образования для матаджи

Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Пурначандра Госвами. Роль эмоций

Пурначандра Госвами. Эмоции и имперсонализм

Радха Говинда пр. - О внутренних проблемах

Радха Говинда пр. Духовные эмоции и мирская сентиментальность.

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

Шачи-деви матаджи. Важность женской санги

Шуддха пр. Вопросы до брака.

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами. Баланс между мужем и Кришной

Вопрос: Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что нужно сосредоточить свой ум на Нем. Как тогда быть жене, которая должна думать о муже? Как найти баланс в этом вопросе и не сбиться с правильного пути?

Ответ: Все очень просто. Мы должны думать о муже, при этом должны помнить о Кришне. Если мы помним, что муж служит Кришне, он является Его слугой. Если мы будем служить мужу, как слуге Кришны, то мы можем помнить о муже, и одновременно с этим мы будем пом- нить о Кришне. Об этом говорит царица Кунти в одном из последних стихов своих молитв, когда она говорит: «Избавь меня от привязанности к Вришни и к Пандавам. Я хочу помнить о Тебе, и я хочу быть привязана к ним не как к таковым, не разделяя свое сердце или любовь своего сердца на множество независимых потоков, а всю ту любовь, которая у меня есть по отношению к другим людям, направить к Тебе, при этом не обделив их, понимая связь этих людей с Тобой».

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами. Откуда берется эмансипированность женщин

Вопрос: Откуда у женщин появилось это заблуждение, что они не обязаны варить борщ и заниматься детьми, откуда эта эмансипированность?

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами: Думаю, что заблуждение это витает в воздухе, и заразились им женщины от мужчин, которые первыми стали отказываться исполнять свои обязанности.

Женщины более консервативны по своей природе, они в большей степени ценят стабильность. Испокон веков именно женщины были в человеческом обществе хранительницами обычаев и традиций. Все подобные концепции в человеческом обществе всегда начинают распространяться мужчинами. Это мужчины впервые объявили, что смысл жизни в том, чтобы развлекаться и наслаждаться. Это мужчины утвердили в обществе извращенную систему ценностей и всячески ее пропагандируют.

 

Подробнее: Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами. Откуда берется эмансипированность женщин

Хари-канта д.д. Как подписываться в письмах: слуга или служанка

По этикету, введенному Шрилой Прабхупадой, преданным рекомендуется подписывать письма, ставя себя в положение слуги других преданных. Сейчас многие вайшнави подписывают письма словами «Ваша слуга, … даси». Однако в словаре говорится, что слуга - это существительное мужского рода. В женском роде оно становится словом служанка.

Так сложилось, что в английском языке нет мужского, женского или неопределенного рода.  И слуга и служанка переводятся как servant. Но в отличие от него санскрит имеет все эти оттенки речи. Поэтому слуга – это дас, а служанка – даси.

В «Шримад Бхагаватам» (10.42.3) мы видим как используется перевод слова даси на русский язык: «Служанка ответила: О прекрасный, я служанка царя Камсы, который очень ценит меня за те масла и притирания, что я готовлю. Меня зовут Тривакра. Но кто же, кроме Вас, заслуживает моих притираний, которые так любит повелитель Бходжей?»

Я уже много лет подписываюсь «Ваша служанка Хари-канта деви даси» в письмах к Шриле Бхакти Вигьяне Госвами, который на сегодняшний день является самым опытным редактором русского ББТ. И он ни разу меня не исправил.

Однако можно понять почему русские женщины-преданные стали делать такую подмену. Как в русском, так и в других языках, слово служанка имеет не очень уважительное значение. Служанками помыкают, пользуются и не считаются с их честью. А учитывая не самое приятное отношение к женщинам в ИСККОН в прошлом, называться служанкой было бы чуть ли не вынесением собственного приговора.

Лично мне кажется, что эту грубую ассоциацию нужно учитывать даже сегодня, так как ИСККОН становится все более разношерстным, где многие прямо говорят, что они еще не поднялись над материальными отождествлениями. Поэтому лучше щадить психику как чужих мужчин, так и свою, подписываясь в письмах.

Иногда преданные пишут «Ваша в служении Кришне». Вот тут уже идет хорошее уточнение характера служения. Хотя конструкция сама по себе не совсем ясная.

Лично я использую подпись «Ваша служанка» только с духовным учителем или с матаджи. Либо в безличной подписи, например под статьей, или в письме, адресованном большому количеству преданных, в которое входят вайшнави. Было бы у меня кому писать из числа близких родственников-преданных мужского пола, наверное бы, тоже стала применять этот вариант. В остальных случаях я пишу «С уважением, Хари-канта деви даси».

Буду признательна, если кто-то предложит еще варианты.

Ваша служанка Хари-канта деви даси.

Хари-канта д.д. Искусство красноречия

В Ведах неоднократно прославляется искусство красноречия.  В сладкой речи кроется одна из мистических сил женщины, способной подчинить своему контролю любого мужчину. Сладкими речами женщины могли успокоить мужчину, вдохновить его на подвиг или добиться осуществления своих желаний. Так Дити с помощью смиренного поведения и ласковых речей смогла завоевать расположение своего супруга Кашьяпы Муни и получить от него обещание, что она родит сына, который убьет Индру.

Естественно, что цель Дити не достойна вайшнави, но история хорошо иллюстрирует эффект сладкой речи.

Итак, что такое красноречие и с чем его едят?

«Красноречивым, вавадукой, называют того, чьи речи разумны, любезны и приятны». (Нектар преданности, гл.21)

Разумную речь приобретает тот, кто изучает священные писания и говорит, опираясь на них. «Мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания». (Б.-г.17.15, комм.)

Подробнее: Хари-канта д.д. Искусство красноречия

Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Из учения Шрилы Прабхупады мы слышали, что вожделение женщины в 9 раз сильнее вожделения мужчины. Этот факт не является препятствием в духовной практике, если уметь правильно обращаться с ним. 
Я опишу несколько важных методов как можно уменьшить или даже полностью выйти из-под диктовки вожделения, насколько я смогла понять их, изучая священные писания и проверяя их в своей жизни:


1. В «Бхагавад-гите» (3.43) Кришна дает самый высший рецепт: «О могучерукий Aрджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума (погруженного в сознание Кришны), и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага – вожделение».

Но не все смогут сразу воспользоваться этим советом. Многим понадобятся годы практики, чтобы обрести это осознание. Поэтому дальше несколько более практических советов.


2. Одухотворить аспекты своей семейной жизни. В «Бхагавад-гите» (13-8-12, комм.) Шрила Прабхупада раскрывает секрет счастливой семейной жизни: «Метод сознания Кришны - лучший способ создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь очень счастливой, так как метод сознания Кришны очень прост. Достаточно повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - питаться остатками пищи, предложенной Кришне, читать и обсуждать такие книги, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и поклоняться Божеству. Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. (…) В любом случае мы не должны слишком привязываться к радостям и горестям семейной жизни, ибо в материальном мире нельзя быть ни полностью счастливым, ни абсолютно несчастным».

Подробнее: Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

В начальные годы развития движения Харе Кришна в СНГ женщины в нем получали такое же образование, как и мужчины: ты не тело, ты – душа, поэтому иди и проповедуй до изнеможения. Спустя годы общество прошло через кризисы, сделав некоторые выводы из собственных ошибок. Но сегодня маятник качнулся в другую сторону: женщинам проповедуется или они сами проповедуют, что важнее всего для них развивать женские качества и выполнять женскую дхарму, т.е. служить и вдохновлять мужа и рожать детей, а проповедь и духовный подвиг нужно оставить мужчинам. Но может ли одна крайность заменить другую?

Сегодня мы можем увидеть, что в Обществе сознания Кришны или около него есть несколько видов образования, которое предлагается женщинам-преданным:

Подробнее: Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

Дандават в исполнении вайшнави

С самого начала проповеди на Западе и до своего ухода Шрила Прабхупада учил женщин в Движении сознания Кришны предлагать полный поклон, дандават. С течением времени этот аспект практики, как и некоторые другие, касающиеся женщин-преданных, оказался под осуждением или запретом. Далее представлены свидетельства священных писаний о предложении полных поклонов вайшнави.

Подробнее: Дандават в исполнении вайшнави

Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

В русскоязычном Обществе сознания Кришны мы привыкли, что женщин нужно называть с эпитетом «матаджи», а мужчин – «прабху». Но есть еще другие варианты обращения, такие как Деви, Шримати или даже Прабху по отношению к женщинам, которые могут казаться нам непривычными или возможно даже неприемлемыми. Давайте разберемся, какие наставления давал Шрила Прабхупада по этому поводу, и рассмотрим примеры их практического применения в ИСККОН во времена его личного присутствия.

Но сначала пару слов об употреблении эпитета «матаджи».

 

Матаджи

 

В «Шримад Бхагаватам» (10.21.14) находим, что гопи иногда обращались друг к другу, используя слово «амба» (матушка): прайо батамба вихага мунайо ванне смин… «О матушка, в этом лесу все птицы взлетели на прекрасные ветки деревьев, чтобы увидеть Кришну…»

Шрила Прабхупада говорил: «Общая мораль учения ведической цивилизации состоит в том, чтобы считать любую женщину кроме своей жены матерью. Матрават пара-дарешу. (…) Это не имеет значения моложе она или старше, но с ней нужно обращаться как с матерью. Поэтому система ведической культуры в том, что как только кто-то видит другую женщину, он обращается к ней «мать, матушка», матаджи. Немедленно: «мама». Это создает правильные взаимоотношения. А женщина относится к незнакомому мужчине как к сыну, точно так же как незнакомец относится к незнакомой женщине как к матери. Это ведическая цивилизация» (Лекция по ШБ 1.3.13, 18 сентября 1972, Лос Анжелес).

«Она может годиться вам в дочери или внучки, но уважая женщину, нужно обращаться к ней «Мать», «Матаджи». Такова индийская система. Сегодня некоторые негодяи предложили обращение «Бахинджи», «сестра». Но это не соответствует шастрам. В шастрах сказано, что ко всем женщинам кроме собственной жены нужно обращаться «Мать». (Лекция по ШБ 1.16.10, 7 января 1974, Лос Анжелес)

Но на практике Шрила Прабхупада и его ученики употребляли это слово не так много раз, используя его преимущественно как обращение к третьему лицу (говоря о ком-то). А к своим ученицам - практически никогда, за исключением нескольких зафиксированных случаев в письмах.

Подробнее: Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

   «Прабхупада: Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. Пусть они научаться готовить самые разнообразные блюда. Это так сложно?  Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации. Есть так много историй: о Нала-Дамаянти, потом о Парвати, Сите – пяти целомудренных женщинах в истории. Они должны читать эти истории». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго) 

   «В ведах есть удивительных стих, где говорится, что есть пять целомудренных женщин. И когда человек вспоминает их имена, все грехи уходят из его сердца. Кто эти пять целомудренных женщин? Кто-то знает? Драупади одна из них, правильно. Кунти, Мандодари, Тара и Ахалья. Пять целомудренных женщин. У Драупади сколько мужей было? Пять. У Кунти сколько мужей было? Даже со счету сбились. Сначала у нее был Вивасван, бог Солнца, потом у нее был Панду, ее собственный муж, потом у нее был Дхармарадж, повелитель дхармы, потом у нее был Ваю, потом Индра. Тоже пять. Тара кто такая? Жена Бали и жена Сугривы. Сколько у нее мужей было? Мандодари, чьей она была женой? Раваны. Потом она стала женой Вибхишаны. Кто пятая? Ахалья, она была женой Гаутамы Риши. Помните эту историю как Индра пришел к ней?” (Из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами 29.08.2009)

Подробнее: Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

Бриджабаси пр. Дурга-пуджа и Бхактивинода Тхакур

Сегодня Дурга-пуджа. В Бенгалии это самый большой праздник в году, длящийся несколько дней подряд. Шрила Бхактивинда Тхакур родился в семье, в которой на протяжении столетий поклонялись шакти, богине Дурге. Само название деревни, в которой он родился, столь прославленной в те времена пышными празднованиями Дурга-пуджи осенью и весной — Ула — непосредственно связано с Дургой: Ула Чанди — одно из имен Дурги. В своей автобиографии Бхактивинода Тхакур описывает роскошные фестивали, посвященные Дурге (Кали), свидетелем которых он был в своем детстве:

«Пуджа проводилась с большой пышностью на протяжении трех дней. С шаштхи (шестой день растущей луны) начинали бить в барабаны (т̣а̄к и т̣ол) так, что здание где проводилась пуджа сотрясалось. В день навами (девятый лунный день) в жертву приносили много козлов и буйволов… Божество Дина-дайа-майи (милостивой к падшим) Кали, сделанное из камня, все время находилось в девятишпильном храме. В ночь Кали-пуджи поклонение совершалось с огромной помпой. Для людей все было помпезно, но для козлов все заканчивалось гибелью. Прибывшие на праздник брахманы и пандиты собирались из-за желания поесть козлятины». (Сваликхита-дживани, стр.9-10).

Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Периодически в нашем движении можно увидеть как кто-то начинает спорить или отстаивать свою точку зрения по поводу вопросов, касающихся женщин. Нужно женщинам краситься или не нужно? Они должны быть исключительно примерными домохозяйками или активными проповедницами армии Господа Чайтаньи? Может ли женщина оставаться брахмачарини или каждая должна выйти замуж? Может ли жена получить инициацию раньше мужа или должна во всем следовать за ним? Может ли женщина проводить самостоятельно огненные жертвоприношения и выполнять роль дикша-гуру или нет? И таких вопросов очень много…

Век Кали славен своими раздорами, которые возникают по малейшему поводу, но тема о женщинах всегда была и останется на все времена самой будоражущей умы людей, даже очень просветленных. Более разумные из них предпочитают просто не участвовать в подобных диспутах и оставаться в стороне. Но если это каким-то образом касается нас и нужно решить что все-таки правильно, а что нет, то как принять решение, чтобы это не помешало ничьей духовной практике? И как наше общество может остаться единым, сталкиваясь с подобными противоречиями? Хотел ли Шрила Прабхупада, чтобы ИСККОН в будущем разделялся на несколько лагерей и чтобы между преданными возникали конфликты из-за разногласий? Давайте разберемся есть ли в ведических писаниях четкий образ женщины-вайшнави и какие пути у нас есть, если нам приходится сталкиваться с подобными спорными вопросами.

Подробнее: Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Одежда и внешний вид вайшнави

 
"Во время поклонения Божествам и приготовления прасада, женщины должны быть одеты в сари, покрывая при этом волосы. Они не должны использовать парфюмерию, нужно разделять свои волосы посередине и завязывать их в узел". (Панчаратра-прадипа (ИСККОН Джи-би-Си Пресс), Вайшнавская одежда)

"Шримад Бхагаватам", 6.18.50:
Тебе не следует выходить из дома, не сполоснув после еды рта, рук и стоп. Кроме того, тебе не следует покидать жилище вечером, с распущенными волосами или без подобающих украшений, а также в легкомысленном настроении и в одежде, недостаточно покрывающей тело.
КОММЕНТАРИЙ: "Кашьяпа Муни запретил своей жене появляться на улице без пристойной одежды и украшений. Он никогда не позволил бы ей щеголять в модных в наши дни мини-юбках. В соответствии с принципами восточной культуры, перед выходом в город женщина должна полностью покрыть свое тело одеждами, чтобы ни один мужчина не смог разглядеть ее внешности. Эти правила необходимы для очищения. Вставая на путь сознания Кришны, человек полностью очищается и всегда остается свободным от скверны материального мира".

Подробнее: Одежда и внешний вид вайшнави

Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Социальные сети вроде фэйсбук и вконтакте дали возможность воплотиться мечте многих девушек, очарованных индийскими фильмами. Как же не так, ведь темноликие раджи из сказочной Индии сами добавляются в друзья и предлагают выйти замуж, даже не успев толком познакомиться. А гугл-переводчик выдает их нескладные, но весьма эмоциональные признания в любви с первого взгляда. А если раджа еще и инициирован в ИСККОН, то это ставит последнюю точку в решении матаджи бросить все и предаться новоиспеченному ведическому мужу, которого мы так ждали…

Если отбросить иронию, то в этой статье я бы хотела поделиться своим опытом попытки выйти замуж в 2008 году за преданного в индийском теле и опытом других матаджи, которые согласились на это. Я постараюсь описать какие есть плюсы и минусы у такого брака.

Подробнее: Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Радханатха Свами. О браке и разводе

Когда мне было восемь лет, мои родители решили развестись. Я вспоминаю, как моя мать наносила тушь, стоя перед зеркалом, а я наблюдал за ней, сидя на кровати. Я думал, что то, как женщины наносят тушь, выглядит странно, так
что я просто продолжал наблюдать. И моя мать сказала мне серьезным тоном: «Всем нравится твой отец и всем нравлюсь я, но мы больше не любим друг друга, поэтому мы решили развестись». Я заплакал. Даже простая мысль об этом причиняла мне невыносимую боль. Через несколько часов мой отец вернулся с работы, и я знал, что моя мама собирается обсудить с ним происшедшее. Они закрылись в спальне. Я был настолько обеспокоен, что тайком стал подслушивать их разговор.

Моя мать рассказала отцу как сильно я плакал, и я услышал, что они оба решили до конца своих дней оставаться вместе потому, что это самое лучшее решение для их детей. Они никогда не были врозь. Шли годы, и я честно могу сказать, что никогда и нигде не видел двух людей, которые так горячо любили друг друга. Любили очень глубоко. Не просто романтичной любовью, которая приходит и уходит. И не потому, что имели общие взгляды на жизнь. Но
это была связь одного сердца с другим, чуткая взаимная ответственность ради высших принципов. И т.к. они решили пройти вместе все трудности ради высшего принципа любви к своим детям, я чувствую, что Бог одарил их глубокой
привязанностью и любовью друг к другу.

Помимо высокого принципа заботы о детях есть принцип Бога, принцип наших обетов перед Господом – помогать друг другу в очищении, чтобы достичь в жизни просветления. Этот более высокий принцип объясняет, почему традиционно супружество во всех различных культурах подразумевает принятие обетов в духовном месте, чтобы союз был освящен ради служения Божественному.

Что такое бриллиант? Это царь всех драгоценностей. Но в тоже время это всего лишь кусок угля, который подвергался высокому давлению на протяжении миллионов лет. Золото, царь всех металлов, очищается под воздействием огня. Так мать природа обращается к нам. В этом и заключается мудрость – пройти
вместе через трудные и легкие времена, ради друг друга и для высшей цели, - тогда брак может сделать нас духовно совершенными. Это случится, если мы осознаем йогу супружества.

С духовной точки зрения мы должны чувствовать, что наш партнер нечто большее, чем мой муж или моя жена. Муж должен чувствовать, что его жена – возлюбленная дочь Бога, которую Он передал под его заботу. Как ты к ней
относишься, так Бог отнесется к тебе. Все важно - как ты с ней разговариваешь, как к ней относишься, как оберегаешь. Говориться, что забота проявляется на трех уровнях – физическом, эмоциональном и духовном. Твой
духовный прогресс проявляется в том, как ты защищаешь, как прощаешь и как уважаешь своего(ю) супруга(у), как собственность Бога, дар Бога. И жена должна чувствовать, что ее партнер не просто ее муж, но возлюбленный сын
Бога, доверенный ей для заботы, верности и поддержки. Если вы так относитесь друг другу, тогда семейные узы становятся настоящей йогой. Ваши отношения будут йогой по существу, и вы достигните великих духовных успехов.

Чувство любовной привязанности может приходить и уходить, но фундаментом здоровых взаимоотношений всегда остается уважение. Уважение и забота друг о друге. Благодаря уважению и заботе обоюдное расположение может вырасти в глубокую любовь на уровне души (!).

Физически мы выражаем заботу друг к другу, удовлетворяя основные жизненные потребности. В зависимости от вашей деятельности и отношений, вы должны предоставлять жилье, одежду, медицинскую помощь и другое, что необходимо для физического существования. Но также и эмоциональная забота крайне необходима. Недостаток эмоциональной заботы может полностью сбить ваш брак с пути. Каждый нуждается в признательности и поощрении. Столько женщин обращается ко мне со словами: «Мой муж не заботиться обо мне – ему ничего не
нравится, что я делаю». Когда же я спрашиваю мужа: «Ты о ней заботишься?», и он отвечает: «Конечно, да». Тогда я спрашиваю: «Тебе нравится, что она делает?» «Да, мне очень нравится». «А ты говоришь ей об этом?» И он
отвечает: «А зачем ей говорить об этом? Она ведь и так знает».

Общение очень важно. Иногда в браке мы общаемся с кем угодно, но только не с человеком, с которым мы живем. Общение, честное общение – это когда мы на самом деле выражаем свою любовь друг к другу, и выражаем её таким образом, чтобы поощрить друг друга, и это принципиально важно для здоровых отношений.
Брак не должен походить на союз, где партнеры терпят друг друга потому, что приняли некоторые обеты. Он должен быть очень динамичным, естественно текущим и действительным. Он должен быть крепко связан с Божественным, и тогда трудности не будут тягостными, но станут брошенным духовным вызовом, который мы вместе принимаем. И каждый раз, когда мы преодолеваем эти испытания, мы поднимаемся на новый духовный уровень. Семейная жизнь становится путем к совершенству, если мы правильно следуем её законам.

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Вопрос: Насколько важно женщине заниматься духовной практикой? В Ведах сказано, что женщина разделяет плоды практики своего мужа, если он практикует. Обычно женщина перегружена домашними обязанностями, детьми и т.д. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?
Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами: Когда цитируют все эти вещи, касающиеся Вед то, прежде всего, нужно понимать, что женщина получит кармические плоды того, что делает муж. Это положение из категории карма-канды. Для вайшнавов все не так просто, никто автоматически не получает никаких плодов, потому что каждый человек должен прилагать усилия и каждый человек должен так или иначе стремиться к Кришне. Поэтому мы, конечно же, должны воодушевлять и женщин и мужчин, независимо ни от чего, заниматься индивидуальной духовной практикой, ничто другое заменить это не сможет. И не надо пытаться прикрываться какими-то вещами, которые имеют непосредственное отношение к другим вопросам. Жена может пойти вслед за своим мужем в рай, если муж заслужим своими праведными поступками пребывание на райских планетах. Но жена едва ли сможет попасть на Вайкунтху, если она не очистила свое сердце в процессе духовной практики.
(Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, Вебдаршан 7.07.2015 г.)

Объяснение и ответы на вопросы

 

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Изучая наставления Шрилы Прабхупады, можно заметить, что по многим темам он подчас давал противоречивые наставления. В одном случае он мог запретить, а в другом наоборот воодушевлял и поддерживал. Так же случилось и с темой танцев, пения и театральных выступлений с участием женщин. С одной стороны иногда он говорил, что эти вещи должны представляться только мужчинами. А с другой стороны вдохновлял труппы артистов продолжать выступления и даже сам организовывал их поездки. Так что же все-таки правильно? Для того, чтобы это понять, нужно собрать и проанализировать все свидетельства за и против. Вот что я смогла выяснить, изучив доступные в фолио Прабхупады факты по этой теме.

Наиболее яркий случай, который демонстрирует раскол между преданными во мнениях относительно этого вопроса произошел в Маяпуре весной 1975 года:

«Ансамбль «Бхакти Раса Дэнс» состоял преимущественно из Шатарупы, Праджапати, Расаджны, Лохитакши и Махавегавати. Прабхупада увидел танцоров в Лос-Анжелесе и захотел, чтобы они приехали в Маяпур с выступлениями. Но спустя всего лишь два представления поступила жалоба от санньяси о выступлениях женщин в храме, даже не смотря на то, что Шатарупа, которая играла Кришну, была полностью покрыта одеждой от головы до пят. Поэтому остальные представления были отменены.

Подробнее: Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?