В категории "Статьи" содержатся:

1. Статьи Хари-канты д.д.:

Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу - 2

Хари-канта д.д. Ведический идеал и современные реалии

Хари-канта д.д. Внешний вид женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Гуру и ученицы. Некоторые аспекты взаимоотношений

Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Хари-канта д.д. Искусство красноречия

Хари-канта д.д. Какие благословения получает муж, если жена благочестива

Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Хари-канта д.д. Какое рождение более благоприятно

Хари-канта д.д. Кто возвращает в духовный мир замужнюю женщину

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Хари-канта д.д. Наставничество для женщин

«Неженские» виды деятельности. Мотивы. Как выполнять с эффектом и без вреда

Хари-канта д.д. Необычный эффект повторения махамантры

Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

Хари-канта д.д. Покрывание головы

Хари-канта д.д. Почему Бог - мужчина

Хари-канта д.д. Предписания для женщин из Вед

Хари-канта д.д. Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)

Путь постепенного развития женщины

Путь постепенного развития женщины - 2

Расположение матаджи в начале харинамы

Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

Хари-канта д.д. Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства

Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

Хари-канта д.д. Целомудрие в наше время

Хари-канта д.д. Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

О поклонении мужу как Богу

Был ли Шрила Прабхупада женоненавистником?

Мадхави-деви, будучи женщиной, считалась "половинной" преданной

Должна ли женщина служить мужу при любых обстоятельствах?

Замуж за брахмачари?

Есть ли варна у женщин?

"Тайны Махабхараты": женский и мужской пол души

Дхарма и бхакти: плоды служения родственникам, не-преданным

Различия в подаче тем м.Деваки и Хари-канты д.д.

Баланс между традиционной и современной моделями женщины

 

О защите одиноких женщин:

Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Защита женщин в ИСККОН

Если к женщине пристают, то проблема в ней самой?

Система защиты женщин в ИСККОН

Составлено Хари-кантой д.д.:

64 искусства Шримати Радхарани

Дандават в исполнении вайшнави

История попыток изменения положения женщин во времена Прабхупады

Одежда и внешний вид вайшнави

Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

Различные стили сари 

Мистические совершенства и бхакти-йога

 

2. Жизнеописания вайшнави / истории о них /качества вайшнави

Баларама посещает Вриндаван

Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы

Беседы между Кришной и Рукмини

Бриджабаси пр. Дурга-пуджа и Бхактивинода Тхакур

Гопи в разлуке с Кришной

Девахути достигает совершенства (ШБ 3.33.10-32)

Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Е.М.Ямуна матаджи. Трансцендентная сладость и красота Шрилы Прабхупады

Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Книга "Ямуна Деви. Жизнь в чистой преданности"

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

3. Статьи о семейной жизни

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Бхактисиддханта Сарсвати Тхакур о взаимоотношениях между мужем и женой

Калинди-прия матаджи. Как принять авторитет не авторитетного мужа?

Радха Говинда пр. Какая привязанность должна быть у жены к мужу и у мужа к жене?

Радханатха Свами. О браке и разводе

Радханатха Свами. Принципы работы брачного комитета

Рука, качающая колыбель, правит миром

Чайтанья Чандра Чаран Прабху. О правильном понимании семейной жизни и миссии грихастх

4. Другие статьи:

Миссия и цели Министерства Вайшнави в Джи-Би-Си

Джьотирмая д.д. Женщины в ИСККОН во времена Шрилы Прабхупады

Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Бхакти Вигьяна Госвами. Отношение к женщинам как к матерям

Урмила д.д. Когда мы читаем или слушаем «Шримад Бхагаватам», 3 % всех стихов мы слышим из уст женщин

Лакшмимони матаджи. Важность отдельного образования для матаджи

Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Пурначандра Госвами. Роль эмоций

Пурначандра Госвами. Эмоции и имперсонализм

Радха Говинда пр. - О внутренних проблемах

Радха Говинда пр. Духовные эмоции и мирская сентиментальность.

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

Шачи-деви матаджи. Важность женской санги

Шуддха пр. Вопросы до брака.

Радханатха Свами. О браке и разводе

Когда мне было восемь лет, мои родители решили развестись. Я вспоминаю, как моя мать наносила тушь, стоя перед зеркалом, а я наблюдал за ней, сидя на кровати. Я думал, что то, как женщины наносят тушь, выглядит странно, так
что я просто продолжал наблюдать. И моя мать сказала мне серьезным тоном: «Всем нравится твой отец и всем нравлюсь я, но мы больше не любим друг друга, поэтому мы решили развестись». Я заплакал. Даже простая мысль об этом причиняла мне невыносимую боль. Через несколько часов мой отец вернулся с работы, и я знал, что моя мама собирается обсудить с ним происшедшее. Они закрылись в спальне. Я был настолько обеспокоен, что тайком стал подслушивать их разговор.

Моя мать рассказала отцу как сильно я плакал, и я услышал, что они оба решили до конца своих дней оставаться вместе потому, что это самое лучшее решение для их детей. Они никогда не были врозь. Шли годы, и я честно могу сказать, что никогда и нигде не видел двух людей, которые так горячо любили друг друга. Любили очень глубоко. Не просто романтичной любовью, которая приходит и уходит. И не потому, что имели общие взгляды на жизнь. Но
это была связь одного сердца с другим, чуткая взаимная ответственность ради высших принципов. И т.к. они решили пройти вместе все трудности ради высшего принципа любви к своим детям, я чувствую, что Бог одарил их глубокой
привязанностью и любовью друг к другу.

Помимо высокого принципа заботы о детях есть принцип Бога, принцип наших обетов перед Господом – помогать друг другу в очищении, чтобы достичь в жизни просветления. Этот более высокий принцип объясняет, почему традиционно супружество во всех различных культурах подразумевает принятие обетов в духовном месте, чтобы союз был освящен ради служения Божественному.

Что такое бриллиант? Это царь всех драгоценностей. Но в тоже время это всего лишь кусок угля, который подвергался высокому давлению на протяжении миллионов лет. Золото, царь всех металлов, очищается под воздействием огня. Так мать природа обращается к нам. В этом и заключается мудрость – пройти
вместе через трудные и легкие времена, ради друг друга и для высшей цели, - тогда брак может сделать нас духовно совершенными. Это случится, если мы осознаем йогу супружества.

С духовной точки зрения мы должны чувствовать, что наш партнер нечто большее, чем мой муж или моя жена. Муж должен чувствовать, что его жена – возлюбленная дочь Бога, которую Он передал под его заботу. Как ты к ней
относишься, так Бог отнесется к тебе. Все важно - как ты с ней разговариваешь, как к ней относишься, как оберегаешь. Говориться, что забота проявляется на трех уровнях – физическом, эмоциональном и духовном. Твой
духовный прогресс проявляется в том, как ты защищаешь, как прощаешь и как уважаешь своего(ю) супруга(у), как собственность Бога, дар Бога. И жена должна чувствовать, что ее партнер не просто ее муж, но возлюбленный сын
Бога, доверенный ей для заботы, верности и поддержки. Если вы так относитесь друг другу, тогда семейные узы становятся настоящей йогой. Ваши отношения будут йогой по существу, и вы достигните великих духовных успехов.

Чувство любовной привязанности может приходить и уходить, но фундаментом здоровых взаимоотношений всегда остается уважение. Уважение и забота друг о друге. Благодаря уважению и заботе обоюдное расположение может вырасти в глубокую любовь на уровне души (!).

Физически мы выражаем заботу друг к другу, удовлетворяя основные жизненные потребности. В зависимости от вашей деятельности и отношений, вы должны предоставлять жилье, одежду, медицинскую помощь и другое, что необходимо для физического существования. Но также и эмоциональная забота крайне необходима. Недостаток эмоциональной заботы может полностью сбить ваш брак с пути. Каждый нуждается в признательности и поощрении. Столько женщин обращается ко мне со словами: «Мой муж не заботиться обо мне – ему ничего не
нравится, что я делаю». Когда же я спрашиваю мужа: «Ты о ней заботишься?», и он отвечает: «Конечно, да». Тогда я спрашиваю: «Тебе нравится, что она делает?» «Да, мне очень нравится». «А ты говоришь ей об этом?» И он
отвечает: «А зачем ей говорить об этом? Она ведь и так знает».

Общение очень важно. Иногда в браке мы общаемся с кем угодно, но только не с человеком, с которым мы живем. Общение, честное общение – это когда мы на самом деле выражаем свою любовь друг к другу, и выражаем её таким образом, чтобы поощрить друг друга, и это принципиально важно для здоровых отношений.
Брак не должен походить на союз, где партнеры терпят друг друга потому, что приняли некоторые обеты. Он должен быть очень динамичным, естественно текущим и действительным. Он должен быть крепко связан с Божественным, и тогда трудности не будут тягостными, но станут брошенным духовным вызовом, который мы вместе принимаем. И каждый раз, когда мы преодолеваем эти испытания, мы поднимаемся на новый духовный уровень. Семейная жизнь становится путем к совершенству, если мы правильно следуем её законам.

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Вопрос: Насколько важно женщине заниматься духовной практикой? В Ведах сказано, что женщина разделяет плоды практики своего мужа, если он практикует. Обычно женщина перегружена домашними обязанностями, детьми и т.д. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?
Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами: Когда цитируют все эти вещи, касающиеся Вед то, прежде всего, нужно понимать, что женщина получит кармические плоды того, что делает муж. Это положение из категории карма-канды. Для вайшнавов все не так просто, никто автоматически не получает никаких плодов, потому что каждый человек должен прилагать усилия и каждый человек должен так или иначе стремиться к Кришне. Поэтому мы, конечно же, должны воодушевлять и женщин и мужчин, независимо ни от чего, заниматься индивидуальной духовной практикой, ничто другое заменить это не сможет. И не надо пытаться прикрываться какими-то вещами, которые имеют непосредственное отношение к другим вопросам. Жена может пойти вслед за своим мужем в рай, если муж заслужим своими праведными поступками пребывание на райских планетах. Но жена едва ли сможет попасть на Вайкунтху, если она не очистила свое сердце в процессе духовной практики.
(Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, Вебдаршан 7.07.2015 г.)

Объяснение и ответы на вопросы

 

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Изучая наставления Шрилы Прабхупады, можно заметить, что по многим темам он подчас давал противоречивые наставления. В одном случае он мог запретить, а в другом наоборот воодушевлял и поддерживал. Так же случилось и с темой танцев, пения и театральных выступлений с участием женщин. С одной стороны иногда он говорил, что эти вещи должны представляться только мужчинами. А с другой стороны вдохновлял труппы артистов продолжать выступления и даже сам организовывал их поездки. Так что же все-таки правильно? Для того, чтобы это понять, нужно собрать и проанализировать все свидетельства за и против. Вот что я смогла выяснить, изучив доступные в фолио Прабхупады факты по этой теме.

Наиболее яркий случай, который демонстрирует раскол между преданными во мнениях относительно этого вопроса произошел в Маяпуре весной 1975 года:

«Ансамбль «Бхакти Раса Дэнс» состоял преимущественно из Шатарупы, Праджапати, Расаджны, Лохитакши и Махавегавати. Прабхупада увидел танцоров в Лос-Анжелесе и захотел, чтобы они приехали в Маяпур с выступлениями. Но спустя всего лишь два представления поступила жалоба от санньяси о выступлениях женщин в храме, даже не смотря на то, что Шатарупа, которая играла Кришну, была полностью покрыта одеждой от головы до пят. Поэтому остальные представления были отменены.

Подробнее: Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

64 искусства Шримати Радхарани

"Прабхупада: Девочки должны быть обучены как стать верной мужу и научиться кулинарному искусству, искусству рисования - в этом состоит их дело.

Джьотирмайи: Рисование?

Прабхупада: Да, 64 искусства, которыми владела Шримати Радхарани. И таким образом Она контролировала Кришну.

(Беседа в комнате, 31 июля 1976, Нью Маяпур)

 

64 искусства Шримати Радхарани из комментария Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к «Шри Брахма-самхите» (5.37) с выдержками (в кавычках) для лучшего прояснения об аналогичных искусствах, которым обучались Кришна и Баларама в школе Сандипани Муни, из книги А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады «Кришна» :

1.гита - искусство пения

«Прежде всего Они научились петь, слагать песни и узнавать звуки различной высоты. Они изучили благотворные и неблаготворные размеры и акценты, научились воспроизводить голосом различные ритмы и мелодии, сопровождая пение игрой на барабанах, и танцевать под музыку».

2.вадья - искусство игры на музыкальных инструментах

3.нритйа - искусство танца

4.натья - театральные постановки

Подробнее: 64 искусства Шримати Радхарани

Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Вайшнави: В ранние годы, когда у нас были трудности, моему мужу регулярно советовали: «Что же, в худшем случае решение таково: или разводись или побей свою жену». И это сильно усложнило мою жизнь, потому что других решений они не пытались предлагать. Этого не случилось, но я хотела бы понять, какова позиция…

ЕС Бхактивидья Пурна Махарадж: О, эти два подхода к решению материальных проблем? В культурных семьях в Индии… Заметьте, мы начали со слова «культурный», и это не те люди, которые занимаются йогуртовой культурой и сыром; мы говорим не о тех, кто имеет дело с йогуртом и сыром или устраивает художественные или музыкальные программы. Мы говорим о тех, чья природа и действия культурны. Это понятно? О подобных вещах говорят очень тихо. В приличной семье если кто-нибудь бьёт свою жену, то это как тёмная семейная тайна, о которой не говорят вслух. Понятно о чём речь?

Подробнее: Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Гопи в разлуке с Кришной

Гопи Вриндавана были так сильно привязаны к Кришне, что не могли довольствоваться одним только танцем раса по ночам. Они и днем хотели быть рядом с Кришной и наслаждаться Его обществом. Когда Кришна вместе со Своими друзьями-пастушками и коровами уходил в лес, гопи оставались во Вриндаване, но их сердца устремлялись вслед за Ним. И поскольку сердца гопи были с Кришной, они общались с Ним, тоскуя о Нем в разлуке. Тому, как любить Кришну, глубоко переживая разлуку с Ним, учил Господь Чайтанья и Его последователи в цепи духовных учителей, начиная с шести Госвами. Даже находясь вдали от Кришны, мы можем, подобно гопи, общаться с Ним, переживая чувство разлуки. Божественный облик Кришны, Его качества, игры и окружение неотличны от Него Самого. Есть девять разных видов преданного служения. Служа Кришне в разлуке, преданный достигает высшей ступени совершенства, на которой находятся гопи.

Подробнее: Гопи в разлуке с Кришной

Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Сита Тхакурани — супруга Адвайты прабху 

Как говорится в «Према Виласе» (гл.24) Нитьянанды Даса, Сита Тхакурани дала дикшу (кришна-мантру) двум ее служанкам: Нандини и Джангали. Их сварупа на Вайкунтхе - хорошо известные привратники Джайя и Виджайя (Гаура-ганнодеша-дипика, текст 89). Их ученичество у Ситадеви, а также другие удивительные факты подтверждаются в хорошо известном и уважаемом сборнике, названном «Гаудиа Вайшнава Абхидхана» и «Сита Чаритра» Локанатхи даса.

Джахнави Тхакурани — супруга Нитьянанды прабху

Джахнави Тхакурани была одной из величайших лидеров нашей традиции второго поколения. Вирабхадра и Рамачандра, сыновья (родной и приемный соответственно) Нитьянанды прабху, были самыми известными из ее инициированных последователей. Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакур пишет в своей «Анубхашье»: "Вирабхадра Госани был сыном Шрилы Нитьянанды прабху и учеником Джахнави Деви". (Чайтанья Чаритамрита, Ади лила, 11.8)

Супруга Ядунанданы Ачарьи, Лакшми была скромной и смиренной женщиной. У нее было две прекрасные дочери Шримати и Нараяни. При покровительстве Шри Ишвари (Джахнави) эти две девушки стали счастливыми супругами Вирачандры прабху. В день свадьбы Ядунандана принял инициацию от Вирачандры, а Шри Джахнава с радостью приняла Шримати и Нараяни своими ученицами. (Бхакти Ратнакара, гл.13)

Она также упомянута как дикша-гуру в «Гаудиа Вайшнава Абхидхана» (стр. 1246-47) и в «Према Виласа» Нитьянанды Даса (главы 15 и 20).

Хемалата Тхакурани, старшая дочь Шриниваса Ачарьи

Подробнее: Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Баларама посещает Вриндаван

 Однажды Господь Баларама захотел повидаться со Своим отцом и матерью во Вриндаване и, движимый этим желанием, отправился туда на колеснице. Обитатели Вриндавана давно мечтали увидеться с Кришной и Баларамой. К тому времени, когда Господь Баларама вернулся во Вриндаван, маленькие пастушки и гопи уже выросли. И все же, когда Он приехал, они горячо обняли Его, и Баларама тоже обнял их. Затем Он предстал перед Махараджей Нандой и матушкой Яшодой и почтительно приветствовал их. В ответ матушка Яшода и Махараджа Нанда осыпали Его благословениями. Обращаясь к Нему, они называли Его Джагадишварой, властелином вселенной и хранителем всех живущих, ибо Кришна и Баларама дают каждому все необходимое для жизни. И все же Нанде и Яшоде приходилось очень нелегко в Их отсутствие. Они с любовью обняли Балараму, усадили Его себе на колени, а сами все время плакали, орошая Балараму слезами. После встречи с Нандой и Яшодой Господь Баларама почтил всех старших пастухов Вриндавана и принял дань почитания от юных пастухов. Так, согласно возрасту и родству, Господь Баларама обменялся приветствиями с жителями Вриндавана. Он пожал руки сверстникам и друзьям, и, громко смеясь, обнял каждого из них.

Подробнее: Баларама посещает Вриндаван

Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Ответы на вопросы, полученные после вебинара по этикету:
ВОПРОС 1:
Детородный возраст проходит и как быть, если не привлечь внимание? время уходит. Как не волноваться, если до сих пор не нашла мужа. Причём считается, что те прабху, которые уже жили в ашраме, хорошие «кандидатуры»
ОТВЕТ:
 
Конечно, женщине важно выйти замуж и родить детей. Это её природа. Выйдя замуж и родив детей, женщина чувствует удовлетворение от того, что исполнила свое предназначение. У женщин есть потребность быть кому-то нужной. Впрочем, и у мужчин есть такое желание, но у женщин эта потребность более острая.
Письмо Шрилы Прабхупады Мадхукаре, 4 января 1975: « .…они — слабый пол, и им прогрессировать духовно без помощи мужа очень трудно. По многим причинам наши женщины должны быть замужем» 
ШБ 8.9.9. комментарий Шрилы Прабхупады:«Женщины, особенно молодые красивые, пробуждают у мужчин дремлющее в них сладострастие. Поэтому любя женщина должна всегда быть под опекой мужа, отца или взрослых сыновей. Лишенная такой защиты женщина становится жертвой мужских домогательств, и ей это даже нравится. И как только подобное случается с женщиной, она становится доступной всем»
 

Подробнее: Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Приведены пословные переводы текстов 8, 9, 10 главы 8 первой песни «Шримад Бхагаватам», это короткая, но полная предания молитва Уттары:

Текст 8: О брахман, только решив собираться отправляться в Двараку, сидя в колеснице, увидел спешащую в страхе Уттару.

Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем коротком (в пять строчек) комментарии к этому тексту приводит формулу состояний защищенности материальной части жизни преданных Кришны:
1. Господь защищает каждого,
но
2. Полностью положиться на защиту Господа – это значит быть в безопасности в любых ситуациях,
а
3. Полностью положиться на защиту Господа + во всем зависеть от Него – это значит получать Его особую заботу.

Термин «забота» вообще означает выполнение заботящимся тех действий, которые необходимы получателю заботы. То есть подразумевается, что получатель заботы должен назвать эти желанные для него действия.

Нельзя упускать из виду тот факт, что все эти блага материальной части жизни преданных – и защита Господа и Его особая забота – получаются преданными как ответ Господа на их полное вручение себя Ему, где все четыре слова ключевые и описывают соответствующее умонастроение.

Подробнее: Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

(«Женщины в ИСККОН 70-х». Представлено на ежегодном собрании Джи-Би-Си в 1997 году.) 

Для того, чтобы понять серьезность заболевания, очень важно видеть его симптомы. Иначе, минимизируя или игнорируя симптомы, тело может заразиться ужасной и даже смертельной болезнью.

Во время сегодняшних выступлений мы попросили, чтобы вы избавились от предрассудков, внимательно слушали и что более важно, открыли сердца. Эти истории важны, т.к. они служат примером тяжести результатов неуважения к женщинам в нашем обществе в период 70-х годов. В то время, как видно из документов Джойтирмайи, многие женщины были освобождены от своего служения, должны были находится на задворках храмовой комнаты во время арати, и им не разрешалось читать джапу в храме. Были даже разговоры, чтобы попросить женщин покинуть храмы и уехать в Австралию.

Многие из вас захотят знать, почему мы считаем, что так важно создать Женское Министерство. Возможно я смогу пролить свет на это, поделившись личным опытом и мыслями. Также возможно, что через мои свидетельства и через слова моих духовных сестер вы поймете, что это не является феминизмом, а больше похоже на искреннюю попытку создать окружение, благоприятное для преданного служения вайшнави. Я надеюсь, что вы также поймете, что семена несправедливости и наличие предубеждений против женщин по прежнему приносят свои плоды.

Подробнее: Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

Беседы между Кришной и Рукмини

Однажды Верховная Личность Бога, Кришна, который наделяет знанием всех живых существ от Брахмы до мельчайшего муравья, сидел в опочивальне Рукмини, и она прислуживала Господу вместе со своими служанками. Кришна сидел на ложе Рукмини, а служанки обмахивали Его чамарами (опахалами из хвоста яка).

Обращаясь с Рукмини как совершенный супруг, Господь Кришна являл высшее совершенство Личности Бога. Многие философы считают, что есть вещи, которые Бог не может сделать. Так, они отрицают, что Верховная Абсолютная Истина, Бог, может явиться в этот мир в облике человека. Но их представления неверны, поскольку Бога нельзя постичь с помощью наших несовершенных чувств. Он - всемогущая, вездесущая Личность Бога, и Своей божестввнной волей может не только создавать, поддерживать и уничтожать материальный мир, но и нисходить сюда в облике человека для исполнения высшей миссии. Как сказано в "Бхагавад-гите", Господь приходит в этот мир всякий раз, когда люди перестают выполнять предписанные им обязанности. Никакая внешняя сила не может принудить Его явиться - Он нисходит, движимый Своей внутренней энергией, чтобы восстановить в человеческом обществе нарушенный порядок и одновременно уничтожить всех и все, что мешает истинному прогрессу человеческой цивилизации. В этом суть божественных лил Верховной Личности Бога, и для этого Господь явился в Своем вечном облике - как Шри Кришна - в недрах династии Яду.

Подробнее: Беседы между Кришной и Рукмини

Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

>>> У меня есть к вам вопрос относительно стандартов чистоты для женщин.
Раньше в нашей ятре была убежденность, что матаджи в период менструации не должна касаться огня во время предложения его преданным. А теперь некоторые матаджи утверждают обратное.
Есть ли какой-то авторитетный источник с правилами для матаджи, особенно с теми стандартами чистоты, которые присущи матаджи, служащим для Божеств (в алтаре, на кухне, в швейном цеху, изготавливая гирлянды и букеты).
Также спорный вопрос возникает насчет использования туши для ресниц матаджи-пуджари.

Подробнее: Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

Лакшмимони матаджи. Важность отдельного образования для матаджи

Вопрос: Скажите, пожалуйста, в чем важность отдельного образования для матаджи?

Лакшмимони матаджи, директор Вриндаванского Института Высшего Образования: Существуют темы, которые лучше обсуждать в раздельных аудиториях. Это такие как одежда, целомудрие, грихастха-ашрам и некоторые еще. Они имеют отличную перспективу мировоззрения, факты и рекомендации для каждого пола. Мой личный опыт говорит о том, что в такой отдельной аудитории учащихся, преподаватель может быть более открытой и матаджи задают более откровенные вопросы.

В реальной жизни женщины и мужчины взаимодействуют лучше когда они разделены на отдельные группы… даже если учебный план одинаковый. Так они меньше отвлекаются и меньше боятся быть честными и открытыми. Женщины особенно становятся более открытыми и могут обсуждать свое видение темы и вопросов в группе своего пола.

Другой аспект состоит в стиле преподавания. Мужчины больше гьяни. Они любят много фактов, шлок, интеллектуальных соревнований и тенденцию обсуждать темы, связанные со смертью. А женщины обладают более эмоциональной природой и легко принимают философские утверждения, не задавая столько придирчивых вопросов. Конечно же это не относится абсолютно ко всем мужчинам и женщинам… особенно в уроках по шастрам достаточно легко обучать как смешанную, так и раздельную аудитории, преподавая им схожие темы… Но я снова и снова замечаю, что многие женщины хранят молчание в смешанной группе, но высказывают свое мнение и делятся ценными реализациями в исключительно женской группе. 

(Пер. с англ. Хари-канты д.д.)

Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Вопрос 1: Мы должны использовать все, что у нас есть в служении Кришне. У нас есть мужская и женская природа. Как Вашим ученицам лучшим образом использовать свою женскую природу в сознании Кришны? Что Вас порадует?

Ответ БВГМ: Женщины должны быть женщинами. У женщин есть уникальный дар. Женщины — матери, женщины естественным образом служат. У женщин мягкое сердце. Женщины готовы к самопожертвованию. Только женщина может воспитать ребенка. Поэтому будьте женщиной и воспитывайте детей. Проповедуйте тоже. Вышла замечательная книжка Хари-канты матаджи. Она пишет об этом — о том, как совмещать традиционную роль женщины и в то же самое время проповедовать. Она очень много изучила книг Шрилы Прабхупады, изучала его наставления, что значит быть вайшнави. Хорошая книга, почитайте ее. Конечно же, традиционная роль женщины велика, учитывать ее природу важно. Но при этом мы знаем множество замечательных женщин-учениц Шрилы Прабхупады, которые проповедовали и были очень счастливы. Ямуна деви, недавно покинувшая нас, многие другие великие вайшнави прошлого.

Подробнее: Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Бхакти Вигьяна Госвами. Отношение к женщинам как к матерям

Относиться к кому-то как к матери — значит, во-первых, беспрекословно подчиняться и иметь очень глубокое уважение, почтение к матери. Все остальные, скажем так, оттенки этого отношения не так существенны. Отношение к другим женщинам как к своей сестре может быть психологически понятнее нам просто потому, что нам понятнее, что это значит, но это не совсем правильная вещь. Потому что с сестрами мы знаем, что делают — за косички их дергают, иногда другие разные вещи делают. Когда речь идет об отношении как к матери, имеется в виду величайшая степень почтения, потому что только почтение может победить в нас дух наслаждения. Если у нас есть какое-то другое отношение, если нет очень глубокого и искреннего уважения, непритворного почтения как к человеку, который занимает это место матери, жертвующей собой, то другое, противоположное этому, настроение, в конце концов, победит. И мы будем относиться к женщине как к объекту тонкого или грубого наслаждения.

Именно этот дух глубокого почтения может победить в нас очень сильное желание наслаждаться. Женщины относятся к категории пракрити. Пракрити — значит та, кем наслаждаются, скажем так. Но у женщины есть гораздо более важная роль в обществе — это именно роль матери, роль человека, который жертвует собой, который не спит ночами, который воспитывает, у которого есть практически неисчерпаемый запас любви. Либо мы видим в женщине мать, то есть, видим в ней именно эту природу, эти качества, и благодаря этому преисполняемся к ней почтения, либо мы рано или поздно будем смотреть на нее как на объект эксплуатации, грубой или тонкой. Речь не идет о чисто психологическом отношении, речь идет о понимании природы женщины. Я объяснил или нет?

Преданный: У меня есть еще один вопрос. Когда женщина намного младше тебя, то очень трудно смотреть на нее как на мать. Ближе концепция дочери.

БВГМ: Я понимаю, что ближе. Но еще раз, покровительственное отношение, которое мы можем почувствовать к дочери, может все равно превратиться в ту или иную эксплуатацию. Сейчас сплошь и рядом мужчины женятся на женщинах, которые годятся им в дочери. Это никого не останавливает.

От того, что она по возрасту дочь, не мешает ею наслаждаться. Поэтому только понимание этой роли женщины, фундаментальной роли женщины как матери, которой мы всем обязаны и которая имеет особое качество, качество любви и жертвенности, поможет нам выстроить правильные отношения.

(Даршан 5 июня 2012 г)