Развитие защиты женщин в ИСККОН

Данный материал написан по просьбе руководителя большой ятры, поэтому больше подойдет для ятр с численностью прихожан более 100. Также он достаточно общий, без детализации.

 

Женщины в большей степени, чем мужчины чувствительны к отсутствию защиты. Когда у женщин есть материальная защищенность и стабильность, их ум становится стабильным и духовная практика протекает спокойней и естественней. Это одна из причин, почему девочек обучали дома, а не отдавали в гурукулы.

Как правило, вопросы незащищенности связаны с:

1) мужем (его отсутствием или наличием)

2) жильем

3) работой

4) здоровьем

5) образованием.

 

 

Что нужно было бы сделать сегодня для защиты женщин:

 

1) Помощь одиноким найти мужа. Для этого уже создана группа в контакте «Вайшнавские знакомства» (https://vk.com/svayamvara). Для того, чтобы она стала функционировать, нужно собрать команду активных заинтересованных людей (наставников), которые бы:

- подбирали пары,

- проводили групповые встречи с целью знакомств,

- обучали юношей и девушек основам семейной жизни и как правильно вести себя в соответствии с их положением.

- в том числе помощь психологов, астрологов и юристов.

 

2) Помощь семейным парам в:

- преодолении конфликтов (консультации с успешными семейными парами, психологами)

- проведении семинаров по грихастха-ашраму

- обучение в воспитании детей

 

3) Помощь с жильем, работой и здоровьем при отсутствии госструктуры и финансового капитала кажется невозможным, но на данном этапе ее вполне могут заменить социальные волонтерские службы (внутри общины вайшнавов), которые бы помогали найти жилье, работу и квалифицированных специалистов в области здравоохранения.

Такие соцслужбы, в т.ч. в вопросе подбора спутника жизни уже существуют в «Бхакти-врикше» и в некоторых ятрах ИСККОН (например, в Киеве и Чоупати).

Для этого необходимо создать команду людей, которые были бы готовы в свободное время помогать нуждающимся вайшнавам.

По работе это может быть сотрудничество с кадровым агентством или создание своего КА. 

По здравоохранению – иметь список контактов квалифицированных (проверенных) специалистов по всем вопросам или список врачей-вайшнавов, которые были бы готовы помогать в оздоровлении на бескорыстной основе (или за минимальную плату), причем не обязательно проживающие только в том же городе (Индия и др. страны тоже подходят, когда дело касается здоровья).

По жилью это может быть список групп матаджи, которые совместно снимают квартиры. А на перспективу (которая когда-то уже существовала в Москве) – иметь свое вайшнавское общежитие (выкупить или договориться с кем-то из «друзей Кришны») о спец.назначении такого общежития. Такой проект, кстати, уже существует в Бомбее, где молодые одинокие люди, работают и снимают комнаты в общежитии. Преимущество его в том, чтобы иметь общение с вайшнавами, взаимоподдержку и проводить совместные утренние программы.

 

4) Образование в целом о том, что значит быть женщиной-преданной. В частности:

- как понимать высказывания Шрилы Прабхупады о женщинах,

- знание особенностей (деталей) духовной практики женщины,

- как знание в книгах и лекциях применяется на практике с соответствии с временем, местом и индивидуальными особенностями личности.

Для этой цели...

5) Развивать женские санги и ретриты. При этом понимая, что каждый человек и каждая женщина имеют разный опыт и их видение что значит быть вайшнави и женщиной может отличаться друг от друга. Т.е. проводить санги нужно с уважением к разным позициям в понимании вопросов о женщинах.

 

6) Защита женщин, склонных к отречению.

Идея ашрамов для женщин  идет еще от Бхактисиддханты Сарасвати.

«Наши Матхи строятся всюду, многие санйаси, ванапрастхи, грихастхи и брахмачари проживают там постоянно, получая возможность осознать духовные состояния. Но в течение продолжительного времени, мы пытаемся также обеспечить подобными возможностями и условиями наших матушек (женщин). Конечно, тем из них, кто может быть занят преданным служением дома, нет нужды проживать отдельно. Но очень часто мы слышим, что многие из них встречают препятствия в виде дурного общения на своем пути преданного служения. Мы принесем им огромную пользу, если построим Шри Вишнуприйа-пали («пали» значит «соседство») в Шридхам Майапуре, рядом с резиденцией Шримана Махапрабху, где они смогут жить отдельно от своих семей, беспрепятственно занимаясь преданным служением. На самом деле все они принадлежат группе Шри Вишнупирии Деви (жене Шримана Махапрабху, которая осталась в Навадвипе, когда Он принял санйасу). Поэтому правильнее для них жить в доме Шримана Махапрабху, служа Ему под покровительством Шримати Вишнуприи Деви. Жить там, где не будет дурного общения или мирских отношений с мужчинами. Лишь несколько преданных, таких как Ишан (старый преданный слуга, который заботился о Шри Шачидеви и Шри Вишуприи Деви, после ухода Шримана Махапрабху) могут, оставаясь на почтительном расстоянии, взять на себя заботу о них. Необходимо такое верное окружение, чтобы женщины могли каждый день читать писания, обсуждать между собой религиозные темы и участвовать в ишта-гоштхи — так они, оставив всяческие излишества, смогут жить примерной, чистой жизнью, постоянно повторяя святое имя, заботясь о предметах служения Шриману Махапрабху и поклоняясь Ему всем сердцем».

(«Сарасвати Джайашри», стр. 339)

В Гаудия-матхе, кстати, эти его слова воплощены на практике. Это же сделал Шрила Прабхупада. Но сейчас женских ашрамов в ИСККОН осталось очень мало.

Это выполнимо либо созданием ашрама при храме (такие матаджи бы служили в храме), либо создание отдельного образовательного центра (при этом в образовании бы принимали участие все: и замужние и незамужние).                                                                                                    

7) Защита пожилых.

- создание отдельных санг для пожилых преданных

- создание волонтерской службы для всесторонней помощи пожилым (уборка, закупка продуктов, отвести к врачу и т.д.).

Например, каждая матаджи могла бы взять служение наведываться к одной пожилой преданной раз в неделю или в месяц. И так за каждой пожилой вайшнави закрепить несколько матаджи.

При этом польза от такой заботы будет не только односторонняя – молодые матаджи, получали бы взамен эмоциональную поддержку (которую трудно получить от равных), мудрые советы, проверенные опытом, а возможно и социальную помощь.

- создание отдельной службы в вопросах проведения последних обрядов.

 

 Хари-канта д.д.

P.S.: Ваши доролнения и предложения присылайте на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.