Я научу тебя мыть пол

Каждый день, пока Прабхупада читал лекцию по Шримад-Бхагаватам, Каушалья, стараясь не помешать, мыла в храме пол. Однажды утром Прабхупада прервал лекцию.
– Посмотрите на эту девушку, – сказал он.
Каушалья в это время, сидя на корточках, терла тряпкой пол в противоположном конце комнаты.
– Это первоклассное служение.
На следующий день во время лекции Прабхупада подозвал Каушалью:
– Обычно ты так замечательно моешь пол, но сегодня это похоже на купание вороны. Прабхупада затряс рукой, словно расплескивая в разные стороны воду.
– Ты не умеешь мыть пол. Я тебя научу.
Прабхупада сошел с вьясасаны и направился в другой конец комнаты. Преданные последовали за ним.
 – Где ведро?
Каушалья принесла ведро. Прабхупада попросил тряпку. Она протянула ему свою. Он опустился на корточки и начал тереть.
– Вот как ты моешь пол, – сказал он. – Ты тратишь много воды. А ты делай это по частям. Мыть каждый участок нужно два раза: сначала мокрой тряпкой, а затем выжатой.
Преданные с удивлением наблюдали за ним. Прабхупада повторил процедуру несколько раз: сначала он мыл участок пола мокрой тряпкой, а затем вытирал его насухо, стараясь не наступать ногами на чистый пол.
– Видишь? – сказал он. – Вот как нужно.
(Прабхупада Лиламрита)

Благородный гость

Март 1974 – июль 1974: 

Рагатмика даси: Когда наш храм находился в Санкт Килде, Прабхупада останавливался у нас дома в Брайтоне. Комната для Шрилы Прабхупады в храме была еще не готова. Моя семья с мужем временно съехали из дома, чтобы освободить его для Шрилы Прабхупады. Перед его приездом преданные сделали уборку в доме: они покрыли ковровый настил на всю ширину пола белой тканью. Я осталась дома. Иногда Шрила Прабхупада прогуливался по коридору, и, улыбаясь, глядя на меня благородным взглядом, благодарил меня за кров. Иногда я спрашивала его, нужны ли продукты, что еще нужно. Он всегда отвечал вежливо: «»Нет, спасибо» или «Нет, благодарю», или «Не стоит беспокоиться» («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Даже когда ему нездоровилось

Май – июль 1975: 

Рачитамбара даси: Однажды вечером Рамешвара прабху собрал всех нас в алтарной на экстренное ишта-гоштхи. Он сказал, что Шрила Прабхупада остановился на Гаваях, но был очень и очень болен, и ночью он прилетает в Лос-Анжелес, но никому не нужно ехать в аэропорт, чтобы торжественно встретить его, в храме должна быть тишина, никому не позволяется просить о даршане и о чем-то другом. Прабхупада заболел и приехал на отдых, предполагалось, что мы вообще не увидим его. В конце собрания Рамешвара прабху спросил есть ли вопросы. Я подумала, что возможно я могу сделать непосредственное служение для Шрилы Прабхупады: испечь печенье, чтобы он раздал его детям. Я подняла руку и спросила: «Я могу испечь печенье?» Он сразу отрезал: «Печенье! Я только что всем сказал, что Шрила Прабхупада очень болен. Вы думаете он хочет раздавать печенье детям?» Я очень огорчилась. Со слезами на глазах я пришла домой и сказала мужу: «Но ведь это мое единственное служение для Шрилы Прабхупады».И чтобы утешить меня, он сказал: «Не беспокойся, служение абсолютно. Так что вперед, сделай печенье и принеси его в храм, как ты обычно это делаешь, на гуру-пуджу, предложи изображению Шрилы Прабхупады, а затем раздай детям на игровой площадке». Эта идея успокоила меня.

 

Подробнее: Даже когда ему нездоровилось

Прабхупада скромно выглядывал из-за спин преданных

Апрель – май 1975: 

Вишвадеви даси: Получив даршан Божеств на мангала-арати, все преданные расступились: женщины собрались около Радхи и Кришны, а мужчины – у Кришны-Баларамы и Гаура-Нитай. Во время мангала-арати и даршана в какой-то момент я повернулась назад и увидела Прабхупаду с двумя или тремя другими преданными, кажется, один был его секретарем. Но удивительным было то, что повернувшись, я вдруг обнаружила стоящего Прабхупаду… на несколько ступенек ниже. Он не мог все видеть, что происходило впереди на алтаре из-за спин женщин, которые даже не подозревали, кто стоит за их спиной. После я узнала от Упендры, что он стоял там около десяти минут. Кто-то пытался сказать нам, чтобы мы подвинулись вперед, но Прабхупада останавливал и просил никого не беспокоить. Конечно, Прабхупада не мог хорошо видеть Божества из-за спин преданных. И если бы я не повернулась и не увидела его, никто бы не расступился. Меня это тоже тронуло  («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Девочка больная раком

1976 г, Вриндаван: 

Хари Шаури дас: Недавно сюда приехали мать с дочерью – Антардхьяна даси и Маниша даси. Маниша уже имеет посвящение, несмотря на то, что она еще подросток. В настоящий момент она больна лейкемией. Она оставила надежду на выздоровление, и они приехали сюда, чтобы Маниша оставила тело в святой дхаме. Они попросились на даршан к Шриле Прабхупаде, и сегодня утром прямо после массажа он встретился с ними. Как только они вошли в комнату, Маниша разразилась слезами, и они рассказали каков прогноз. Она очень боится близости неминуемой смерти и совершенно не готова к ней психологически.

Несмотря на то, что девочка плакала, Прабхупада был тверд и говорил очень уверенно, не обращая внимания на ее состояние. Вместо того, чтобы подбадривать и успокаивать некими сентиментальными, основанными на телесном состоянии словами, он говорил четко, разрезая страх, пронизывающий ум его ученицы и обращался к проблеме напрямую. «Каждому придется умереть, - сказал он. – Разве все мы живем вечно? Кто из нас? Покажи мне, кто не умрет? Ты можешь мне показать?»

Подробнее: Девочка больная раком

Гаятри-инициация Джадурани и Говинда даси

Ноябрь 1965 – июль 1970: 

Говинда даси: Гаурасундар хорошо разбирался в философии и хотел получить гаятри-мантру, поэтому он поговорил об этом с Прабхупадой. Шрила Прабхупада согласился дать ему вторую инициацию. Я встретила Гаурасундара на улице: он побрился наголо, что меня обеспокоило. Вечером должно было состояться его посвящение в гаятри-мантру, а я расстроилась, потому что ее получит Гаурасундар, а не я. Я была огорчена. Когда пришло время идти на церемонию, я сказала: «Мне что-то нездоровится, я останусь». Я надула губы. Но когда преданные ушли, я подумала про себя: «Что я делаю? Я не хочу пропустить это!» Я выбежала на улицу и, миновав десять многоэтажек, вломилась в храм. Там сидел Прабхупада и давал инициацию. Он посмотрел на меня и сказал: «А, Говинда даси, а я все думал как ты можешь пропустить такое. Тебе ведь нравится слушать мои лекции». Он хотел, чтобы я пришла, а я закапризничала. Это меня расстроило. И поскольку я была немного расстроена, он решил, что девушек также нужно посвящать в гаятри-мантру. Джадурани была расстроена еще больше. На следующий вечер он дал нам вторую инициацию, поскольку знал, что в нашей стране парни и девушки получают одинаковое образование («По стопам Прабхупады», транскрипция).

Внимательный к мелочам

Шарадия даси: По понедельникам, средам и пятницам мы проводили киртаны в алтарной, в остальные дни собирались на даршан в комнате Прабхупады. Однажды мы сидели в комнате Прабхупады, и он сказал: «О, какая красивая тилака у Шарадийи. А Кришна дас не поставил себе тилаку». Он подходил к каждому преданному и смотрел, есть ли у него тилака на лбу. Прабхупада придавал этому очень большое значение (Интернет-сайт «Связь с Прабхупадой).

До глубины души

Июль 1970 – март 1971: 

Данавир Госвами: Как только заиграла «Говинда-стотрам» (вокал - Ямуна д.д.) утром, я присоединился. Это был альбом «Храм Радхи-Кришны», который записали в Англии. Это случилось однажды утром. Все произошло спонтанно: двери алтаря отворились и заиграла «Говинда-стотрам», а Прабхупада как обычно стал предлагать свои дандаваты перед каждым алтарем. Когда он сел на вьясасану, на его лице были слезы. Музыка и пение тронули его до глубины души, и некоторое время он не мог говорить  («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция). 

Взаимообмен любовью

Май 1971 – август 1972: 

Вишакха даси: Низкорослую преданную в белом сари зовут Бхаваттарини деви даси. Все ученики Прабхупады знают ее как Пишиму. На бенгальском языке это имя означает «сестра отца», потому что она была сестрой Прабхупады. Она часто приходила в калькуттский храм. В то время мы также жили там, и она готовила прасад для Прабхупады и преданных. Она была самим воплощением доброты и любви. Но была одна проблема: Пишима готовила прасад на горчичном масле, как это принято в бенгальской кухне, из-за чего у Прабхупады часто было несварение, несмотря на изысканность ее блюд. Когда Пишима слышала об этой проблеме, она обычно говорила: «Мой брат может переварить мою стряпню, если хочет этого». Прабхупада однажды сказал: «Все, что готовит моя сестра, мы должны есть. В этом вся ее любовь ко мне» («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

 

Деликатный Прабхупада

Химавати даси служила Прабхупаде поваром. Как-то раз она приготовила для Прабхупады сабджи из баклажанов. Прабхупада попробовал сабджи, но есть их не стал. После обеда Прабхупады Химавати раздала остатки прасада преданным, но сабджи из баклажанов оказались слишком солёными. На следующий день Химавати приготовила то же самое блюдо, только на этот раз умеренно посоленное. Единственное, что сказал Прабхупада: "Вчера овощи были немного солёными", - таким образом он проявил деликатность к чувствам ученицы.

(Сатсварупа дас Госвами, "Нектар Прабхупады")

Женщины должны быть сыты

Август 1973 – март 1974: 

Лакшмимони даси: В Маяпуре Шрила Прабхупада заботился о том, чтобы женщинам давали хороший прасад. Пару раз он говорил мне, чтобы каждый вечер было молоко, и мне нужно было его вскипятить. Он распорядился, чтобы на улице возводили огонь, и я могла кипятить молоко для мам или беременных женщин. Он не хотел, чтобы мы болели. Он хотел, чтобы у нас всегда был хороший прасад, особенно молоко. Это было так мило («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция)

 

Важность заботы о детях

Арундхати даси: Когда моему сыну Анируддхе был один или полтора года, он жил в Кокосовой роще во Флориде, и я смогла полностью посвятить свое время служению Божествам, пока другие преданные заботились о сыне. Я думала: «Наконец-то у меня есть шанс заняться настоящим служением». Я написала письмо Шриле Прабхупаде, в котором рассказала о своем новом служении. Прабхупада ответил: «Заботиться о детях также важно, как и служить Божествам. Эти виды служения ничем не уступают друг другу. Эти дети – незаурядные дети. Они дети с Вайкунтхи. Их послал нам Сам Кришна». Он велел мне оставить поклонение Божествам и позаботиться об Анируддхе (Интернет-сайт «Связь с Прабхупадой»)

Он знал, что они отчаялись получить даршан

Заключительные игры Шрилы Прабхупады

Рачитамбара даси: Незадолго до ухода Шрилы Прабхупады из этого мира, мы были на ферме в Хайдарабаде. Мы узнали, что Шрила Прабхупада был очень болен во Вриндаване и, должно быть, скоро покинет нас, и нам хотелось вырваться во Вриндаван, но мы не могли оставить без присмотра пустой храм. Затем пришел один брахмачари и милостиво согласился остаться в храме на несколько дней, пока мы будем во Вриндаване. У нас было мало денег, но нам удалось купить самые дешевые места из Южной Индии до Матхуры. Дорога была долгой. Нам приходилось делить места с цыплятами и козлами. Это было аскетичное путешествие. Когда мы приехали в Матхуру, у нас было время только на то, чтобы получить один даршан Шрилы Прабхупады и вернуться обратно в Матхуру и сесть на поезд, отбывающий на юг, и опять два-три дня пути в дороге. Мы наняли тонгу и поехали к храму Кришны-Баларамы воВриндаване. Прибыв на место, мы отправились к комнате Прабхупады и постучали в дверь. Но нам сказали: «Прабхупада никого не принимает, только несколько санньяси. Больше никого». Мы попытались объяснить: «Но мы приехали из далекого Хайдарабада, это наш последний шанс увидеть Шрилу Прабхупаду». «Нет». Это был Бхавананда прабху, который говорил нам: «Нет, мне очень жаль». Ему было жаль нас, но ничего не произошло. Мы были очень расстроены. Мы вышли на улицу и встали на дорожке перед садом роз. За французскими окнами и дверьми было ложе, на котором лежал Шрила Прабхупада. Так мы стояли на дорожке и просто возносили наши последние молитвы Шриле Прабхупаде, зная, что он находится по ту сторону тех дверей и занавесок, за которыми его не видно. Но вдруг двери и занавески открылись, и никого не было на дорожке кроме нас, и мы получили последний даршан прощания со Шрилой Прабхупадой. Мы поклонились и увидели больного Шрилу Прабхупаду, лежащего там, и мы смогли получить его последний даршан, и Прабхупада дал нам этот даршан. Затем занавески сомкнулись, окна закрылись. Вышел Бхавананда и сказал: «Занавески и окна не открывались месяцами, но неожиданно Шрила Прабхупада велел: «Откройте занавески и двери». Шрила Прабхупада как будто знал, он знал, что мы были там. Он знал, что мы прошли через большие аскезы, чтобы получить его последний даршан. Он знал, что происходило в наших сердцах, что мы просто хотели увидеть его последний раз, и он даровал нам эту возможность («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Братская любовь Шрилы Прабхупады

Июль 1972 – июль 1973: 

Аравиндакши даси: Я с сестрой была на книжной ярмарке. Моя мама сильно изменилась после встречи со Шрилой Прабхупадой. Она рассказала мне, что когда лично разговаривала с Шрилой Прабхупадой, в уме она попросила Кришну подтвердить, является ли Свамиджи, сидевший перед ней, истинным свами и честным человеком, и в тот момент она заметила сияние, исходящее из глаз Прабхупады, какой-то блеск. Она была удовлетворена этим знаком. После разговора она рассказала мне об этом чуде. Действительно, когда я присоединилась к разговору со Шрилой Прабхупадой, я почувствовала, что это была очень задушевная беседа. Прабхупада удобно откинувшись на спинку стула, рассказывал о старой Индии, и они делились своими воспоминаниями. Со стороны это выглядело так, как если бы сестра и брат разговаривали друг с другом («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Любовь через картину

Ноябрь 1965 – июль 1970: 

Джадурани даси: Я нарисовала эту картину, и когда Прабхупада возвращался в Индию в 1967 году, мы все были расстроены его отъездом. Но он посмотрел на мою картину и сказал: «Если вы будете медитировать на эту картину, тогда мы всегда будем вместе, даже если я буду далеко в Индии. Повторяйте Харе Кришна, мы всегда будем рядом, несмотря на то, что я буду в Индии, а вы остаетесь здесь» («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).

Неформальное отношение

    Ноябрь 1965 – июль 1970: 

  Канчанбала даси: Однажды утром один преданный попросил меня принести немного бхоги в комнату Шрилы Прабхупады. Подойдя к комнате, я тихо постучала в дверь. Химавати приоткрыла дверь, и я передала бхогу. Краешком глаза я посмотрела через дверной проем и увидела, как ШрилаПрабхупада сидит и повторяет джапу. Шрила Прабхупада спросил Химавати: «Кто там?» Химавати ответила: «Канчанбала принесла бхогу». Затем Прабхупада сказал: «Пусть войдет». Я зашла в комнату, не ожидая такого поворота событий. Это на самом деле неожиданный сюрприз, и я просто опустилась на пол в поклоне. Прабхупада велел мне сесть, и мы повторяли джапу вместе. Это было здорово («По стопам Шрилы Прабхупады», транскрипция).