Хладини, ученица Шрилы Прабхупады

Матаджи Хладини соприкоснулась со Шрилой Прабхупадой примерно в 1969 году. Она служила как пуджари Господа Джаганнатхи в течении многих лет. Куда бы Божества ни отправились, Хладини ехала вместе с ними. Она была очень аскетичной. Каждую ночь Хладини спала на полу и подушкой ей служили махапрасадные деревянные сандалии Господа Баларамы. Она не спала ни на чем другом.

 

Но однажды ей приснился Господь Нитьянанда, который сказал, что она должна проповедовать. Затем ей приснился Господь Баларама и сказал: «Как ты можешь бросить меня? Ты должна остаться и заботиться обо мне, ведь ты моя пуджари». Она не знала, что делать, и ей снова приснился сон. В нем Господь Нитьянанда сказал: «Этот звон колокольчиков – для неофитов. Иди и проповедуй». Но затем Господь Баларама, который на самом деле и есть Господь Нитьянанда, сказал: «Твой звон колокольчиков во время пуджи доставляет мне большое удовольствие. Тебе нельзя покидать меня. Ты должна продолжать свое служение пуджари».

Хладини было сложно понять, как ей следует действовать. В то время она читала «Чайтанья-чаритамриту» и развила к ней сильный вкус. «Чайтанья-чаритамрита» описывает, что Господь Джаганнатха пришел как Господь Чайтанья, а Господь Баларама – как Господь Нитьянанда. Они пришли, чтобы проповедовать имя Кришны по всему миру. Чтение «Чайтанья-чаритамриты» пробудило в Хладини горячее желание проповедовать славу святого имени Кришны.

Так Нитьянанда прабху в конце концов победил, и ей пришлось покинуть своих возлюбленных Божеств. Она забрала с собой деревянные сандалии Господа Баларамы, чтобы всегда продолжать служить Ему, храня их у себя до конца дней, еще она взяла Божества Гаура-Нитая и пошла проповедовать. Но она не знала, с чего начать, поэтому отправилась к Радханатхе Свами и сказала: «Мне нужно проповедовать. Господь Нитьянанда хочет, чтобя я проповедовала. Но я ничего не знаю о проповеди. Я жила на этой ферме посреди грязи, была пуджари, рубила дрова и готовила пищу в течении последних пятнадцати лет. Что я должна делать?» Радханатха Свами ответил: «Я точно знаю, что вам следует делать».

В то время Махарадж устраивал в университетах проповеднические программы, в которых к сознанию Кришны проявляли серьезный интерес как мужчины, так и женщины. А поскольку он был санньяси, ему необходима была помощь матаджи, которая смогла бы заботиться об этих женщинах.

Радханатха Свами сказал Хладини: «Мы найдем вам фургон, и вы организуете группу женщин, которая будет путешествовать и проповедовать женщинам в университетах и заботиться о них, помогая им стать преданными». Она согласилась и стала много ездить и проповедовать, развив у себя сильный дух проповеди.

Хладини прекрасно проповедовала людям лично, но никогда в жизни не читала лекций. Она была застенчивой, скромной и целомудренной женщиной и всегда смущалась читать лекции.

У нее было сильное желание посетить Вриндаван, и однажды Радханатха Свами устроил ей поездку в Индию. Она посетила Вриндаван, совершила Говардхана-парикраму, была на Варшане, Нанда-гаоне и многих других местах. Пока она там находилась, она была словно опьянена духовной любовью. Затем Радханатха Махарадж привез ее в Бомбей. В то время преданные проводили утренние лекции по «Шримад-Бхагаватам» в доме Шри Натхаджи прабху. И когда в один прекрасный день Махараджа попросил ее прочитать лекцию, она замерла словно статуя. «Нет! Я никогда не проводила лекций, - смутилась она. – Я не могу читать лекции. Нет, я не читаю лекций!» Радханатха Махарадж сказал: «Хладини деви, пожалуйста, прочтите лекцию по «Бхагаватам». Преданным понравится то, что они услышать от вас». Она сказала: «Все эти люди цивилизованные и культурные, а я похожа на животное. Я как грубое животное из леса в Нью-Вриндаване. Как я могу читать им лекцию? У меня нет никаких хороших качеств, я не знаю философии. Я ничего не знаю. Я не могу. Если вы будете настаивать, то я просто уйду. Я не могу этого сделать! Я не буду этого делать!» Тогда Махарадж сказал: «Хорошо, я прочитаю лекцию».

В комнате у Шри Натхаджи прабху находилось двадцать или двадцать пять преданных, пришедших послушать лекцию. Радханатха Свами спел «Джая Радха-Мадхава», повторил ом намо бхагавате васудевая, прочитал стих на санскрите, его перевод, комментарий, а затем сказал: «А теперь матаджи Хладини прочитает лекцию». Махараджа встал и направился к выходу, в то время как Хладини стала повторять: «Нет! Нет! Нет!» Не обращая на это внимания, Махараджа продолжал идти к выходу, закрыл за собой дверь, запер замок снаружи и стал спускаться вниз по ступенькам. Теперь она ничего не могла возразить. Она сидела посередине комнаты среди преданных, и кто-то положил перед ней книгу, кто-то другой передал микрофон. Что ей еще оставалось делать? Она стала говорить. Через несколько минут Радханатха Свами вернулся, поднялся по ступенькам, приоткрыл дверь, заглянул в небольшую щель так, чтобы она не могла его увидеть, и стал слушать. Хладини проповедовала с большим вдохновением. Это была великолепная лекция! Вначале она десять минут извинялась за то, что у нее нет никаких хороших качеств, а затем прочитала двухчасовую лекцию. Преданные слушали ее как завороженные. С этого дня Хладини никогда не переставала читать лекции по «Шримад-Бхагаватам».

Спустя какое-то время она поехала проповедовать в страны Африки.

Когда Хладини добралась до Монровии, в Либерии боролись за власть различные группировки, прославившиеся своим причудливым поведением. Они носили странные костюмы, наподобие свадебных платьев, маски Дональда Дака, колпаки для душа или вовсе ничего. Они сражались в безумии, вызванном наркотиками. Многие из этих воинов были детьми, вступившими в борьбу, едва перестав играться с плюшевыми медвежатами и куклами. Почему преданные оказались посреди всего этого — открытый вопрос, загадка. 

Храм был расположен в столице Либерии, Монровии, в области номинально управляемой Советом Экономического Общества Западно-Африканских Государств (ECOMOG). Область Фрипорт, расположенная почти в пяти милях от Монровии, управлялась войсками Независимого Национального Патриотического Фронта Либерии (INPFL), возглавляемая Принцем Йормейем Джонсоном. Принц Джонсон был общепризнанным убийцей, который пытал и убил прежнего президента Самуэля Доэ. Это событие было заснято на видео, и копии этого фильма продавались на рынке. Джонсон также был известен как убийца своих собственных людей.

И так случилось, что преданные захотели устроить раздачу бесплатной пищи — люди повсеместно голодали, двое из трех либерийцев были бездомными. Преданные обратились к Джонсону и сделали ему приблизительно следующее предложение: «Поскольку вы управляете портом, вся международная продовольственная помощь, которая приходит в страну, проходит через ваши руки. Почему бы вам ни дать нам некоторую часть продовольствия? Мы раздадим его голодным, и вы заработаете репутацию великого гуманиста». 

Военный диктатор согласился на это предложение и согласно договоренности направил поставки пищи преданным, которые затем распространяли ее как прасад. Он даже посетил храм и получил в подарок «Бхагавад-гиту как она есть». Очевидно, он посещал преданных неоднократно и наслаждался прасадом. Но репутация военного диктатора, совершающего безумные убийства, беспокоила некоторых преданных так, что однажды один нигерийский преданный написал письмо Принцу Джонсону. 

Суть письма была следующей: «Вы великая личность, так что вы должны перестать вести себя таким демоническим образом и убивать людей. Это принесет пользу, как вам, так и всему человечеству». 

Поздно ночью 13 сентября 1990 года Джонсон и его войска ворвались в храм. Двое молодых бхакт, братья, которые жили в храме, узнали их и впоследствии рассказали, что произошло. Они выжили, поскольку спрятались. Один из них прятался в ванной, другой в шкафу. Сначала в дверь начали сильно стучать, а затем ее с грохотом выломали. Всех преданных собрали внизу: семь мужчин-африканцев, женщина-африканка и Хладини деви даси, ученица Шрилы Прабхупады. Джонсон кричал и был в бешенстве. Он тряс письмом и рычал на искаженном западно-африканском английском: «Как вы осмелились написать мне это!» 

Затем они вытолкнули преданных на улицу и бросили в ожидавшую машину. Небольшая колонна переехала через низкий мост над мутной рекой Сент-Пол и остановилась на грязном берегу устья реки. Под дулом пистолета девятерых преданных вынудили выйти и собрали вместе на песке. Джонсон заявил, что мужчины будут убиты. Женщин же, возможно, изнасилуют и отпустят или просто оставят в покое. Такие ужасные вещи непредсказуемы в этих обстоятельствах, и очень трудно было предугадать их действия.

Хладини в этой ситуации проявила храбрость большую, чем любой из тех людей, которых я когда-либо знал. Когда Джонсон поднимал свое оружие, чтобы открыть огонь, Хладини бросилась на Джонсона с пустыми руками. «Как ты смеешь убивать преданных Кришны!» — закричала она. Но она была всего лишь женщина, красивая, но слабая. Так что ее атака не имела большого эффекта, но стоила ей жизни. Все были убиты, кроме девушки-африканки, которая только недавно присоединилась к преданным. Когда в них стреляли, преданные повторяли святые имена.

Это произошло ночью 13 сентября или, возможно, в ранние утренние часы 14 сентября. Их тела были оставлены на берегу. С приливом они были смыты с берега, так как в этом месте река имеет приливы и отливы, и с отливом были снова отнесены в город. Тела некоторых мужчин, то появляющиеся с отливом, то исчезающие в водах реки Сент-Пол, можно было видеть в течение нескольких дней. Их окоченелые негнущиеся руки все еще сжимали четки в мешочках. Тело Хладини также было там. Ее сари запуталось в опорах моста и оставалось там в течение нескольких дней, появляясь и исчезая с приливами и отливами.

Целомудренной женщине предложили выбор между изнасилованием и смертью. Когда ваших подопечных безжалостно лишают жизни на ваших глазах, что вы будете делать? Хладини стояла перед сложным выбором в обреченной, безвыходной ситуации. Она отреагировала с прямотой и честностью, без страха, сохраняя верность своему духовному учителю. 

Радханатха Свами рассказывает о ней: «Хладини иногда писала мне длинные письма. В своем последнем письме она написала: «Я живу сейчас в Либерии и повсюду здесь людей убивают. Их убивают в упор и разрезают на куски. Морские силы Америки отдали приказ чтобы все американские граждане должны сесть на корабль и покинуть эту страну. Но я решила остаться, потому что я хочу помогать этим людям». И даже кровавый диктатор, который управлял этой страной, ценил ее усилия. В конце письма она написала: «Несмотря на то, что тут можно умереть каждое мгновение и люди умирают прямо у меня на глазах, у меня нет никакого страха перед смертью. Единственное чего я боюсь - это оскорбить преданных». В итоге случилась эта история. Она предпочла умереть, чем видеть страдания преданных. Она знала, что ее убьют, но предпочла смерть. Самое удивительное, что все эти преданные были младше ее. Не то, что это были какими-то возвышенными саньяси – они были преданными второго поколения, а она была ученицей Шрилы Прабхупады и намного старше их. Это показывает то, до какой степени она ценила общение всех преданных. Она буквально готова  была пожертвовать своей жизнью ради них и сделала это». (Фестиваль «Садху-санга», 2013 г.)

Хладини-деви иногда писала стихотворения. Вот одно из них:

 

«Огонь преданного служения» (о своей жизни в Новом Вриндаване)

(перевод с английского)

 

Вриндаван, Вриндаван, все снегом покрыто.

Где ваши коровы сурабхи, что топчут долины копытом?

Зеленые пастбища скованы льдои.

Жить во Вриндаване можно с трудом.

 

Холодный ветер приходит требовать плату

За те дни, что ты летом потратил.

Свет солнца, цветы и стада коров;

Однако пейзаж теперь строг и суров.

 

Запасы исчерпаны, дрова на исходе,

Мерзнущим преданным негде укрыться при этой погоде.

Четыре одеяла поверх пяти слоев одежды,

Однако не проснуться от холода это все же не дает надежды.

 

Печь так сильно чадит, что двери не видно в дыму.

И тарелка с прасадом примерзла к полу.

Пронзающий ветер и холод несет с собой ночь,

И трактор Бхавишьяты даса не приедет помочь.

 

Хотелось бы знать, когда же придет лето с теплом?

Ночь, 10:30, и надо рубить дрова топором.

Что я здесь делаю? – ты задаешься вопросом, -

Больная, измученная, с безнадежным прогнозом.

 

Ответ на этот вопрос скрыт в комнате с обогревом,

Где слаще и слаще становятся отношения любовью обмена.

Их тепло и Их удовольствие – то, ради чего здесь мы.

 

И если это цена, то мы готовы терпеть бесконечно холод зимы.