В категории "Статьи" содержатся:

1. Статьи Хари-канты д.д.:

Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу

Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу - 2

Хари-канта д.д. Ведический идеал и современные реалии

Хари-канта д.д. Внешний вид женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Гуру и ученицы. Некоторые аспекты взаимоотношений

Хари-канта д.д. Замуж за индуса: ведический брак или подводный камень?

Хари-канта д.д. Искусство красноречия

Хари-канта д.д. Какие благословения получает муж, если жена благочестива

Хари-канта д.д. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с противоречивыми мнениями

Хари-канта д.д. Какое рождение более благоприятно

Хари-канта д.д. Кто возвращает в духовный мир замужнюю женщину

Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Хари-канта д.д. Наставничество для женщин

«Неженские» виды деятельности. Мотивы. Как выполнять с эффектом и без вреда

Хари-канта д.д. Необычный эффект повторения махамантры

Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

Хари-канта д.д. Покрывание головы

Хари-канта д.д. Почему Бог - мужчина

Хари-канта д.д. Предписания для женщин из Вед

Хари-канта д.д. Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)

Путь постепенного развития женщины

Путь постепенного развития женщины - 2

Расположение матаджи в начале харинамы

Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

Хари-канта д.д. Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства

Хари-канта д.д. Форма обращения к женщинам-преданным

Хари-канта д.д. Целомудрие в наше время

Хари-канта д.д. Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

О поклонении мужу как Богу

Был ли Шрила Прабхупада женоненавистником?

Мадхави-деви, будучи женщиной, считалась "половинной" преданной

Должна ли женщина служить мужу при любых обстоятельствах?

Замуж за брахмачари?

Есть ли варна у женщин?

"Тайны Махабхараты": женский и мужской пол души

Дхарма и бхакти: плоды служения родственникам, не-преданным

Различия в подаче тем м.Деваки и Хари-канты д.д.

Баланс между традиционной и современной моделями женщины

Танцы матаджи во время киртана

Как насчет наставления "главная обязанность женщины служить мужу"?

Особенности духовной практики женщин

Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины чтобы исполнять свой долг

Что можно и нельзя во время месячных

Женщины сами виноваты? (ответы на частые аргументы)

Может ли муж бить свою жену

Кому все женщины должны быть замужем, а все мужчины остаться брахмачари?

 

О защите одиноких женщин:

Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Защита женщин в ИСККОН

Если к женщине пристают, то проблема в ней самой?

Система защиты женщин в ИСККОН

Составлено Хари-кантой д.д.:

64 искусства Шримати Радхарани

Дандават в исполнении вайшнави

История попыток изменения положения женщин во времена Прабхупады

Одежда и внешний вид вайшнави

Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

Различные стили сари 

Мистические совершенства и бхакти-йога

 

2. Жизнеописания вайшнави / истории о них /качества вайшнави

Баларама посещает Вриндаван

Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы

Беседы между Кришной и Рукмини

Бриджабаси пр. Дурга-пуджа и Бхактивинода Тхакур

Гопи в разлуке с Кришной

Девахути достигает совершенства (ШБ 3.33.10-32)

Джива д.д. К кому бежит везучая женщина?

Е.М.Ямуна матаджи. Трансцендентная сладость и красота Шрилы Прабхупады

Исторические примеры женщин дикша-гуру в Гаудия-сампрадае

Книга "Ямуна Деви. Жизнь в чистой преданности"

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

3. Статьи о семейной жизни

Бхакти Вигьяна Госвами. Нужно ли вдохновлять жену на практику или она и так получит плоды?

Бхакти Видья Пурна Свами. О домашнем насилии

Бхактисиддханта Сарсвати Тхакур о взаимоотношениях между мужем и женой

Калинди-прия матаджи. Как принять авторитет не авторитетного мужа?

Радха Говинда пр. Какая привязанность должна быть у жены к мужу и у мужа к жене?

Радханатха Свами. О браке и разводе

Радханатха Свами. Принципы работы брачного комитета

Рука, качающая колыбель, правит миром

Чайтанья Чандра Чаран Прабху. О правильном понимании семейной жизни и миссии грихастх

4. Другие статьи:

Миссия и цели Министерства Вайшнави в Джи-Би-Си

Джьотирмая д.д. Женщины в ИСККОН во времена Шрилы Прабхупады

Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Бхакти Вигьяна Госвами. Отношение к женщинам как к матерям

Урмила д.д. Когда мы читаем или слушаем «Шримад Бхагаватам», 3 % всех стихов мы слышим из уст женщин

Лакшмимони матаджи. Важность отдельного образования для матаджи

Ответы на вопросы, присланные после вебинара м.Калинди Прии

Пурначандра Госвами. Роль эмоций

Пурначандра Госвами. Эмоции и имперсонализм

Радха Говинда пр. - О внутренних проблемах

Радха Говинда пр. Духовные эмоции и мирская сентиментальность.

Реализации матушки Гаурачандрики на темы для незамужних девушек

Судхарма матаджи. Женщины в сознании Кришны 70-х. Важность Женского Министерства в Джи-Би-Си.

Шачи-деви матаджи. Важность женской санги

Шуддха пр. Вопросы до брака.

Хари-канта д.д. Сложности защиты женщин в ИСККОН

Представьте себе картину: девушка (матаджи) обращается с жалобой на какого-то мужчину (жениха, просто преданного или совсем постороннего)… Много вы знаете случаев когда все предельно ясно и понятно как следует поступить?

О сложностях разбора жалоб женщин на основе моего анализа более чем 20 разных историй разбора проблемных ситуаций «женщина-мужчина»: домогательства, связи вне брака, изнасилования и т.д.

 

1. Первое, что бросается в глаза – ее эмоциональная и сбивчивая речь, путаница в рассказе, где-то преувеличенные факты, не сразу поймешь: что именно мужчина, на которого она жалуется, натворил и так далее.

Для тех, кто не хочет в подобном разбираться, это будет главный аргумент, чтобы проигнорировать жалобу: «Ну ведь очевидно, что она сама неадекватная! Все ясно».

Подробнее: Хари-канта д.д. Сложности защиты женщин в ИСККОН

Хари-канта д.д. Так женщины разумны или менее разумны?

 

В учении Шрилы Прабхупады можно встретить противоречащие друг другу утверждения на этот счет:

«Что же тогда говорить об обычных женщинах, которые, как правило, менее разумны, чем мужчины». (ШБ, 9.14.36, комм.)

«Теперь я вижу, что в нашем Движении девушки более разумны, чем парни» (Письмо ШП Кришнадеви, 17 февраля 1970 г.)

Как их совместить?

Давайте посмотрим как сам Шрила Прабхупада объясняет какой смысл он вкладывает в это выражение «женщины менее разумны»:

Подробнее: Хари-канта д.д. Так женщины разумны или менее разумны?

Хари-канта д.д. Разочарование в мужчинах, 4-й регулирующий принцип.

Вопрос: Один преданный предложил мне пожить вместе и если все будет хорошо, то потом пожениться. Но пока не говорить никому, что мы живем как муж и жена. Меня это предложение шокировало. Я слышала, что такой случай не единичный. Как к этому относиться? Естественно, этот товарищ был отправлен лесом.
Потом еще один стал ухаживать. Про него я Вам как раз писала: преследования, неадекватное поведение на ровном месте, и когда пожаловалась старшим, его защитили, а я типа глупая и не понимаю тонкую мужскую душу.
В общем после этого всего все желания создать отношения с мужчиной пропали начисто. Вообще прям.
Мозгами я понимаю, что если в семье будет мужчина, то есть шанс меньше впахивать, переживать за деньги, сломавшиеся краны и тд и тп. Но тут же я в это не верю. Вообще не верю. 
И в то же время понимаю, что я стала какая-то не такая. Апатичная чтоли. Холодная. Не женственная. Циничная. Вот ЭТО меня не радует вообще. А вокруг вижу, что люди вообще не заморачиваются. Даже инициированные. И у меня прям внутри полный раздрайв. Я запуталась. Потому что говорят одно, делают другое, учат третьему. Понятное дело, что можно наплевать и идти своей дорогой. Но куда и как? Ощущение, что одна во всем мире.

Хари-канта д.д.: 

Понимаю вас. Тоже иногда себя так чувствую. Причина как раз в том, что вы и описали: что идеалы и принципы не соответствуют людям, которые внешне стараются им следовать. Или, точнее, наоборот. Для того, чтобы следовать принципам высокой культуры, очень важно находиться в обществе людей, которые им следуют.
Поэтому Шрила Прабхупада и создал Общество ДЛЯ сознания Кришны (если перевести дословно аббревиатуру ISKCON)
Что бы вы не решили, пожалуйста, не снижайте идеалы. Лучше быть честным грешником, чем лицемерным святым.
Вариантов как быть в этой ситуации может быть несколько.

Подробнее: Хари-канта д.д. Разочарование в мужчинах, 4-й регулирующий принцип.

Молитвы Лакшмидеви

 

ШБ 5.18.18 — Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом, Хришикешей, источником всего сущего и повелителем всех моих чувств. Он управляет деятельностью тела, ума и разума всех живых существ, и потому плоды этой деятельности принадлежат Ему, и только Ему. Пять объектов чувств и одиннадцать органов чувств, в том числе ум, представляют собой Его частичные проявления. Именно Он обеспечивает живые существа всем необходимым, причем все, что Он им дает, — это Его энергия, а значит, неотлично от Него. Он наделяет их физической и душевной силой, и сила эта тоже неотлична от Него. Он — истинный муж и благодетель каждой души. Каждый должен поклоняться Ему — в этом суть всего ведического знания. Так давайте же выразим Ему глубокое почтение. Пусть Он всегда будет благосклонен к нам — и в этой жизни, и в следующей.

ШБ 5.18.19 — О Господь, Ты — властитель всех чувств, и Ты воистину независим. Поэтому те женщины, что поклоняются Тебе, неукоснительно исполняя религиозные обеты лишь ради того, чтобы найти себе мужа, способного удовлетворять потребности их чувств, безусловно, пребывают в плену иллюзии. Они не понимают, что такой муж не в силах по-настоящему защитить ни их самих, ни их детей. Он не может подарить им долгую, безбедную жизнь, ибо сам находится во власти гун природы, последствий своей деятельности и времени, которые, в свою очередь, целиком подвластны Тебе.

ШБ 5.18.20 — Только тот, кто сам не ведает страха и способен полностью избавить от страха всех, кому грозит опасность, имеет право стать мужем и защитником. Поэтому, о мой Господь, Ты — единственный муж на свете, и никто другой не достоин называться мужем. Не будь Ты единственным мужем, Тебя преследовал бы страх. Мудрецы, изучившие все Веды, считают, что Ты — господин всех и каждого и что нет лучшего мужа и защитника, чем Ты.

ШБ 5.18.21 — О Господь, Ты без промедления исполняешь все желания женщины, которая с чистой любовью поклоняется Твоим лотосным стопам. А если женщина поклоняется Твоим стопам с какой-то корыстной целью, Ты тоже быстро исполнишь ее желания, но потом ей придется скорбеть и сердце ее будет разбито. Поэтому не следует поклоняться Твоим лотосным стопам ради обретения мирских благ.

ШБ 5.18.22 — О непобедимый Верховный Господь, когда Брахма, Шива и другие полубоги, а также демоны помышляют о материальных наслаждениях, они подвергают себя суровым лишениям и совершают аскетические подвиги, чтобы добиться моей благосклонности. Но я не оказываю милости никому — даже величайшим из великих, — кроме тех, кто неустанно служит Твоим лотосным стопам. Я всегда храню в сердце Твой образ и потому не могу быть благосклонна ни к кому, кроме Твоих преданных слуг.

ШБ 5.18.23 — О непогрешимый, Твоя лотосоподобная ладонь — источник всех благословений. Поэтому Твои чистые преданные поклоняются ей, и Ты милостиво кладешь Свою руку им на голову. Я желаю, чтобы Ты положил руку и на мою голову, ибо мне кажется, что, хоть у Тебя и есть на груди мой особый знак — золотая полоска, Ты носишь его, только чтобы потешить мое самолюбие. Истинную милость Ты оказываешь не мне, а Своим преданным слугам. Разумеется, никому не дано постичь причину Твоих поступков, ибо Ты — верховный, абсолютный повелитель.

Разбор отрывка "Сунити, будучи женщиной, не могла стать дикша-гуру для Дхрувы Махараджа..."

"Сунити, будучи женщиной, не могла стать дикша-гуру для Дхрувы Махараджа..."
 
Это отрывок из комментария к Шримад Бхагаватам 4.12.32, которым размахивают сторонники запрета женщинам становиться дикша-гуру. Давайте посмотрим на него повнимательнее.
 
Как известно, книги Шрилы Прабхупады подвергались редакторской обработке его молодых учеников. Всем известно, что не знание предмета переводчиком или редактором, делает его работу несовершенной. Так, в начальных Бхагаватам были планеты деревьев Пи как результат неумелой работы над словосочетанием питри-лока, планета Питов. И так далее.
 
Вот скрин оригинальной транскрипции (записи с аудио) этого комментария Шрилы Прабхупады (на фото).
 
 
 

Женщины в истории Индии: несколько виньеток из эпиграфики

На протяжении веков неправильные представления о роли женщин в индийском обществе росли и ширились, часто забывая даже упомянуть о других, отличных ролях, которые они играли.

Многогранная индийская цивилизация и культура поддаются самым противоречивым интерпретациям, которые чаще всего отражают лишь личную интерпретацию определенного ученого, его идеологию и иногда личную незащищенность. Каким бы ни был мотив, частым результатом было укоренение стереотипов.

В качестве примера можно привести обращение с женщиной в древней Индии. Нет ничего проще, чем процитировать смрити, найти несколько упоминаний, восхваляющих обряд сати, и изобразить «подавленную индуистскую женщину» таким образом, который вызовет негодование в нашу эру прав человека. Но с тем же успехом можно найти запреты против сати или привести цитату из главы Варахамихира о «восхвалении женщин», в которой он спрашивает: «В чем вина женщин, за что только их не наказывали мужчины? Мужчины превзошли женщин по наглости. На самом деле женщины превосходят мужчин по достоинству. Будучи уникально чистыми, они никогда не оскверняются».

Еще легче выбрать несколько отрывков из эпосов, которые превозносят качества и способности женщины и создают идеал женщины, которому нужно следовать. Игнорируя огромное формирующее влияние этих текстов на индийское сознание, бескомпромиссные критики древнеиндийского общества любят утверждать, что, будучи «мифологическими», они имеют мало, если вообще что-то, к земным реалиям. Тогда, если мы хотим изучить эти «основные реалии», одним из самых надежных источников будет эпиграфика (наука о древних надписях на твердых материалах). Здесь представлено несколько примеров того, что надписи эпиграфики говорят нам о положении женщин. Подзаголовок разъясняет, что я не пытаюсь построить сложную модель; Я довольствуюсь несколькими основными моментами в качестве отправной точки.

 

 

Женщина как Дарующая

Подробнее: Женщины в истории Индии: несколько виньеток из эпиграфики

Юлия Мишанина. 8 марта и феминизм

Сегодня мужчины дарят нам подарочки, чаты наполнятся гифками с открыточками и цветочками, и лента завалилась женственными постами. 

Хотя изначально, 8 марта противоположно женственности - это праздник солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. В этот день феминистки устраивали митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Почему бы не поговорить об этом сейчас? 

Что мы знаем о феминизме? В нашем обществе слово "феминизм" несёт негативный окрас и это оправдано. НО! это движение - лишь естественная реакция общества на ДЕГРАДАЦИЮ и ВЫРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН. 

Глубокая, мудрая и древняя Ведическая культура ( а я изучаю и преподаю её), в которой женщину обожествляли и защищали, под влиянием времени приобрели уродливые формы, с которыми пришлось бороться. И правила, которые должны были ЗАЩИЩАТЬ и ЗАБОТИТЬСЯ о женщине - стали ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ и УНИЖАТЬ её. Когда утрачивается культура - уходит понимание сути правил. 

"Женщины не работают" - традиция, защищавшая женщин от стресса и ответственности за обеспечение семьи, превратилась лишь в, ограничение действий, неравные зарплаты, двойной рабочий день - полдня на работе, полдня по дому с детьми. 

В Ведические времена женщины занимали высокие посты, имели право голоса, руководили многими направлениями (включая политику и бизнес). Это определялось её варной (сословием) - жены бизнесменов вместе с мужьями управляли семейным бизнесом, царицы заправляли мировой экономикой и прочими сферами политики (вспомните истории Драупади), и так далее. В традиционном обществе женщина ВСЕГДА имела реализацию своих талантов и склонностей, а не "молчитвоёместонакухне". 

"Мужчина главный в семье" - мужчины обязаны не только полностью обеспечивать семью, заботиться, но и делать её (и жену в первую очередь счастливой). И, естественно, из любви и восхищения, женщины следовали и слушали мужа. Это превратилось в ужасное насилие - заставлять женщину подчиняться безответственному мужу, не обладающему никакими качествами, и эксплуатирующему женщину, домашнее насилие и проч. 

"Ранний брак и выбор мужа родителями" - квалифицированные и мудрые родители, с согласия девушки, выбирали лучшего кандидата, используя совместимость по астрологии и многие другие факторы. Устраивались турниры, где парень должен быть доказать своё достоинство и завоевать сердце девушки и уважение родителей. И мнение девушки было решающим. Традиция выродилась в эксплуатацию - торговлю девушками между семьями и странами. А родители часто имеют меньше знаний, квалификации и опыта, чем их дети, и не способны выбрать лучшего партнера. 

"Правило целомудрия" - защищало молодую девушку от всяких судаков, которые могут влюбить в себя, "поматросить и бросить", разрушив психику и жизнь, без ответственности и наказания. Сейчас это архаизм - семья не обеспечивает хорошего мужа, а мужчины не ценят чистоту, хотят всё быстро и нашару, или "попробовать в быту" и потом жениться. 

"Запрет на аборт и развод" - защищаемая традициями и семьей, женщина была (в целом) довольна отношениями, полностью обеспечена и не боялась рожать и "не поднять" детей, всегда чувствовала поддержку. Сейчас женщин насильно заставляют терпеть недостойное поведение и насилие в семье, и родня не способна защитить её и наказать мужа, а аборты в 90% получаются из-за отсутствия стабильности в отношениях и "залётов". 

"Запреты во время месячных" - правила обеспечивали защиту потребности девушки отдыхать и очищаться, дистанцироваться ото всех в эти дни, превратились навязывание комплексов "ты грязная\не трогай\то нельзя-это нельзя". 

С этими и другими уродливыми отклонениями от нормы пришлось бороться феминисткам, утратившим женскую силу и права в обществе - к сожалению, мужчины также перестали заботиться и защищать женщин, и им пришлось сделать это самим. 

Поэтому в чём-то я им благодарна - ведь я сама выбрала себе лучшего мужчину, тогда когда сама захотела, я могу работать и зарабатывать как хочу (если хочу), могу подписывать документы, заниматься творчеством и социальной деятельностью и др. - а ведь 100 лет назад всё это было неслыханно! 

Конечно, теперь маятник качнулся в другую крайность, и многие идеи феминизма это абсурд, вскрывающий базовое непонимание природы вещей. Мы имеем РАВНЫЕ ПРАВА, но у нас РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, а значит и ОБЯЗАННОСТИ! 

Всё-таки ключ к гармонии не в отсутствии гендерных рамок, а в КУЛЬТУРЕ ЗАБОТЫ И ЗАЩИТЫ КАЖДОГО, в соответствии с его природой и потребностями. 

А значит, сейчас каждая может и должна создавать здоровую культуру отношений, любви и деятельности в мире. 
Этого вам и желаю, дорогие девушки! Почувствовать свою уникальную, отличную от мужчин силу, способности и таланты, и раскрыть их, наслаждаясь счастьем отношений и реализации! 

Автор - Юлия Мишарина 

Махатма Прабху (ученик Шрилы Прабхупады). Муж как гуру

 

Виновата ли женщина?

Пусть даже Прабхупада пишет, что неудачный брак, как правило, является ошибкой женщины, если у женщины хороший муж, она останется верной. Как я часто говорю мужчинам: «не препятствуйте вашей супруге быть хорошей женой».

Муж, как гуру, для жены — интересная тема. Некоторые мужчины действуют в соответствии с парадигмой, что, поскольку я гуру своей жены, она обязана делать всё, что я её прошу. Я не говорю, что жена не должна покорно служить мужу, но идея о том, что муж имеет право чрезмерно требовательно относиться к своей жене, отражает неправильное понимание обязанностей мужа.

Вы можете спросить: «Правда ли, что в ИСККОНе так много мужчин, которые действительно требовательны и взыскательны?» Конечно, не только в ИСККОНе есть требовательные мужчины, тем не менее некоторые (возможно, многие) более взыскательны к своим женам, чем мужчины за пределами ИСККОН. Мой опыт показывает, что многие мужчины неправильно поняли утверждения Прабхупады о долге мужа и долге жены.

В ИСККОН уровень разводов выше, чем в обществе извне. У нас также высокий уровень несчастных браков (преданные, которые остаются женатыми, потому что они послушны, а не потому, что они счастливы в браке). Эта проблема обычно вызвана тем, что преданные-мужчины неправильно понимают, что значит быть мужчиной.

Подробнее: Махатма Прабху (ученик Шрилы Прабхупады). Муж как гуру

Письмо Рукмини к Кришне (из поэмы "Рукмини Виджая")

«Шри Рукмини Виджайа», Вадираджа Тиртха
 
Письмо Рукмини-деви к Кришне, в котором она просит Его взять ее в жены, выкрав из отчего дома, потому что ее хотели насильно выдать замуж за Шишупалу. Из поэмы «Шри Рукмини-виджая» или «Победа Рукмини» (часть 14, стихи 39-53), написанной одним из святых Мадхва-сампрадайи Вадираджей Тиртхой, который по мнению ачарьев в предыдущем рождении был тем самым брахманом, который относил письмо Рукмини к Кришне. Поэтому он уж наверняка знал его содержание.
 
Поэма составлена сложным стихотворным размером на санскрите. Перевод с санскрита на английский Д-ра Васудева Рау. Перевод с английского Хари-канты д.д. (не судите строго...)
 
 
«Да будет благословлена та дева, что отдана (для брака) достойному Шри Кришне, всепроникающему, которого познают, изучая Сама-веду, который защищает праведность, упомянутую в Ведах, Брахма-мимамсе и других шастрах, который дарует Свою обитель Вайкунтху достойным, кто совершенен, и кто обладает шестью достояниями (силой, славой, знанием, богатством, красотой и отречением).
 
О, Шри Кришна! Ты обладаешь привлекательной внешностью, более восхитительной, чем сотни Купидонов. Ты пребываешь в телах всех воплощенных живых существ. Цари, находящиеся под властью страсти, которые не такие как Ты, сосредоточили свой ум на мне. Сделай же их, приблизившихся ко мне, слугами Бога смерти. Дай мне служение Твоим лотосным стопам (женившись на мне).

Подробнее: Письмо Рукмини к Кришне (из поэмы "Рукмини Виджая")

Хари-канта д.д. Женская брахмачарья

Почему важно разобраться этой теме

Хочет кто-то этого или нет, но сегодня можно найти много одиноких женщин, поэтому важно разобраться каковы же особенности духовной практики такого образа жизни. Это важно так как поможет избежать трех вещей.

Первая - неправильного отречения, которое ведет к деградации как в мирском смысле этого слова, так и духовной практике. Вторая - отсутствие понимания о надлежащей квалификации и форме такой практики. Третья - ненужной критики отреченных женщин.

Данная тема представлена на основе шастр, наставлений Шрилы Прабхупады, моего личного опыта и наблюдениях за преданными. В этом эссе предпринята попытка осветить следующие вопросы: возможна ли в принципе женская брахмачарья, какой должна быть квалификация женщины для этого пути, каковы правила жизни для брахмачарини, как распознать истинное и ложное отречение, почему женщинам важно выйти замуж. 

 

Подробнее: Хари-канта д.д. Женская брахмачарья

Хари-канта д.д. Танцы матаджи во время киртана

Как нужно танцевать на киртане? Чему учил и что говорил об этом Шрила Прабхупада? Подробнее в этой статье.

Во время присутствия Шрилы Прабхупады на планете введенные им стандарты не раз подвергались попыткам изменения. Об этом можно почитать хотя бы тут. Что касается танцев, то и эта сфера не оставила себя равнодушной новаторам.

Изначально Шрила Прабхупада ввел в танце только свами-степ и поднятые руки. Позже также научил преданных прыгать на киртане. Больше ничего. Можно посмотреть на танцы преданных на старой видеозаписи:


Но со временем в разных храмах на западе преданные стали добавлять что-то свое.

Вот одно из воспоминаний из книги Тамал Кришна Госвами «Слуга слуги»: «Во Вриндаван ненадолго приехала одна паломница и научила девушек танцу по кругу, напоминающему танец гопи с Кришной во время раса-лилы. На протяжении нескольких дней после ее отъезда все наши девушки-преданные исполняли именно этот танец в дальней части алтарной, вместо того чтобы танцевать так, как учил нас Шрила Прабхупада. Разумеется, брахмачари отвлекал этот фальшивый танец, но они боялись критиковать ту женщину-садхви, поскольку она вроде как была близким другом Шрилы Прабхупады. Но вот пришло письмо от Шрилы Прабхупады, и эти танцы немедленно прекратились. Мы чувствовали какую-то неловкость и раньше, Прабхупада же полностью прояснил ситуацию. Тогда мы поняли, насколько легко мы поддаемся влиянию майи, когда наш духовный учитель не с нами. Мы уже не были так в себе уверены и осознали, что должны прикладывать больше усилий для того, чтобы всегда помнить о наставлениях Шрилы Прабхупады».  (Март, 1969-й год)

В 1976 году в личной беседе Шрила Прабхупада объяснил принцип танцев во время киртана:

Подробнее: Хари-канта д.д. Танцы матаджи во время киртана

Хари-канта д.д. Как насчет наставления "главная обязанность женщины служить мужу"?

Вопрос: Хотела спросить по поводу женской духовной практики. А как насчет наставления Шрилы Прабхупады о том, что главная обязанность женщины - служить своему мужу?

Хари-канта д.д.: Это наставление касается материальных обязанностей, а не абсолютных. То есть из всех материальных обязанностей женщины, самая главная для нее - служить мужу. Но если взять абсолютные обязанности ее как души, то тот же Шримад Бхагаватам (1.2.6) говорит: «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу».

Эту разницу между наставлениями, касающимися духовной практики и мирского долга, можно проследить и в других наставлениях:

«Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. … Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго)

Можно увидеть, что Шрила Прабхупада разделяет здесь духовную и материальную квалификацию: "ПОМИМО сознания Кришны" и "две МАТЕРИАЛЬНЫЕ квалификации".

 

Чтобы еще раз подчеркнуть, что служить мужу НЕ является абсолютно важным наставлением для всех душ, воплощенных в женском теле, есть одно утверждение шастр. Если муж оказался НЕ преданным, то служить ему не нужно:

«Добродетельной женщине не следует общаться с падшим мужем. Падший муж — это муж, который пристрастился к четырем основным видам греховной деятельности: недозволенному сексу, азартным играм, употреблению мясной пищи и одурманивающих веществ. Иначе говоря, если человек не предан Верховной Личности Бога, его следует считать падшим. Добродетельная женщина не обязана подчиняться распоряжениям такого мужа. Женщины не должны становиться рабынями нарадхам, низших из людей. Хотя у каждого из супругов есть свои обязанности, добродетельная жена не должна служить падшему мужу. Если муж — падший, женщине рекомендуется прекратить общение с ним. Однако отказ от общения с мужем вовсе не означает, что она должна снова выйти замуж, ибо это будет развратом. Если у добродетельной женщины, к несчастью, муж оказался падшим, она должна жить отдельно от него. И точно так же мужчина имеет право отделиться от жены, если она не имеет добродетелей, описанных в шастрах». (ШБ 7.11.28, комм.)

Но это очень сложная тема, к ней нужно очень осторожно подходить. Лучше не спешить разводиться с мужем, даже если он не преданный и нарушает все 4 принципа. К этой теме нужно подходить разумно, посоветовавшись со многими опытными преданными. Иногда благом будет остаться в семье. Но суть в том, что с точки зрения дхармы души, служить мужу не является наивысшим видом обязанностей для душ, воплощенных в женских телах.

В любом случае, прежде чем приступить в духовной практике, нам нужно сначала подготовиться к ней основательно. Это значит, что нужно, так или иначе, привести свою жизнь в гуну благости. Иначе без благости человек не способен познать Абсолютную Истину:

«Дрова — это земля в преобразованном виде, но дым лучше сырого дерева. А огонь еще лучше, потому что с его помощью можно обрести блага высшего знания [посредством ведических жертвоприношений]. Подобно этому, страсть [раджас] лучше, чем невежество [тамас], но лучше всего благость [саттва], ибо посредством благости можно познать Абсолютную Истину». (ШБ, 1.2.24)

Ваша служанка

Хари-канта деви даси. 

Хари-канта д.д. Особенности духовной практики женщин

Вопрос: Каковы особенности духовной практики для женщин? 

Хари-канта д.д.: Духовная практика начинается с переменой отождествления, когда мы осознаем себя душой. Шрила Прабхупада говорил на этот счет:

«Мы Вайшнавы. Мы не заинтересованы в мужской или женской позиции в жизни. Это просто телесная концепция жизни. Это не духовно. Мужчина вы или женщина, это не имеет значения, просто повторяйте Харе Кришна и следуйте четырем регулирующим принципам и ваша жизнь будет успешной». (Письмо ШП Дженифер, 15 февраля1975 г.)

То есть духовная практика одинакова как для мужчин так и для женщин.

 

Вот еще одно:

«Женщина и мужчина имеют равные права, чтобы стать праведными и вернуться домой обратно к Богу». (Лекция по ШБ 5.5.2, Йоханесбург, 22 октября 1975)

Другое дело, что есть женская и мужская обусловленность, то есть особенности тела и психики мужчин и женщин.

Вот тут есть различия, так как если не учитывать место, время и обстоятельства, то будут нехорошие последствия. Но я бы это назвала, не женской духовной практикой, а подготовкой к единой духовной практике, которая не делится на мужскую и женскую. Шрила Прабхупада не делал такого деления. Это подобно созданию условий для медитации (коврик, тихое место, музыка и т.д.), которые не являются самой медитацией. Но подготовиться нужно. При этом нужно еще помнить, что не только мужчины и женщины разнятся, но и женщины отличаются между собой в способностях, физических и ментальных возможностях. Для этого нужно изучить каждую личность отдельно по категориям ее кармы, предыдущих самскар, конституции тела и т.п.

Если изучать философию вайшнавизма, то можно увидеть, что даже необходимость задействовать эмоции в духовной практике, часто приписываемая женским особенностям, касается всех, в том числе и мужчин:

«Совершать бхакти, преданное служение, означает задействовать все чувства в служении Господу, Верховной Личности Бога, владыке чувств». (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.12)

Для успеха в бхакти-йоге необходимо задействовать чувства. Вот поэтому философию нужно изучать всем: женщинам и мужчинам. Потому что она очень практичная.

Напоследок интересная история о Шриле Прабхупаде и его ученице:

"Есть хороший эпизод, который рассказывает Говинда даси. Когда Шрила Прабхупада впервые заболел в Америке, у него был сильный сердечный приступ. Преданные сняли для него дом на Стилсон Бич. И в этом доме на Стилсон Бич за ним ухаживали в основном трое: Гаурасундар, Говинда даси и Киртанананда тогда еще брахмачари. И все знают кто такие брахмачари, особенно по отношению к женщинам. Он постоянно доводил несчастную Говинда даси. Он все время говорил: «Ты женщина, ты женщина, сиди там в углу и не рыпайся. Для тебя никакого духовного прогресса быть не может».

В конце концов бедная Говинда даси не выдержала, она подошла к Шриле Прабхупаде и очень смиренно спросила у него: «Шрила Прабхупада, а правда, что женщины не могут духовно прогрессировать?» И естественно она надеялась на отрицательный ответ. Естественно она думала, что Шрила Прабхупада скажет ей: «Нет, конечно, женщины могут духовно прогрессировать». Именно поэтому она обратилась к нему за защитой. Каково же было ее удивление, когда Шрила Прабхупада сказал: «Да, правда». Но он сразу же оговорился: «До тех пор пока ты считаешь себя женщиной, о каком духовном прогрессе может идти речь?» И это факт. То же самое относится к мужчинам. До тех пор пока мы считаем себя мужчинами, ни о каком духовном прогрессе не может идти речь". (Лекция Бхакти Вигьяны Госвами, 20.09.2013, фестиваль «Бхакти-сангама»)

Ваша служанка

Хари-канта деви даси. 

Хари-канта д.д. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг или Как лишить мужчину свободы воли, данную ему Кришной

В последние годы стала очень популярна теория «чтобы мужчина стал успешным, жена должна вдохновить его». В принципе это хорошее дело – вдохновлять кого-то, это может кому-то и помочь в чем-то, однако у всего есть свое место и данный тезис не может претендовать на абсолютную истину. В данном эссе мне бы хотелось показать какие перегибы и последствия могут быть у этой теории, к чему она конкретно относится и где она может сработать, а где работать не может по определению. И вообще где тут место Кришне в этом всем.

 

Подробнее: Хари-канта д.д. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг или ...

Хари-канта д.д. Почему менеджеры защищают брахмачари, а женщин обвиняют

Вопрос: Харе Кришна, матаджи Хари канта! Мои поклоны примите! Так как вы пишите такие актуальные темы, хотела бы поделиться своей историей. Вы поднимаете такие вопросы, которые сейчас крайне актуальны и скоро вырвуться наружу, как огромный гнойник, который прятали долго... По молодости я тоже встречалась с брахмачари. И президент храма мне сказал, что ему ещё нужно пожить в храме, подучиться... А вы типа, если хотите, встречайтесь в храме... Сейчас понимаю, что это был полный бред и, слава Кришне, удалось из этого выпутаться. На самом деле просто некому было помогать в пуджарской и президент не хотел отпускать этого брахмачари. Параллельно он переписывался ещё с несколькими матаджи. Одной начал хамить. Когда мы расстались, он не давал мне прохода. Когда я и ещё одна матаджи подошли к президенту по этому поводу, он выслушал, но ничего не предпринял... Перевел все в шутку. И вообще у нас очень распространено жить в ашраме и типа строить отношения ещё... Мне так жалко этих девчонок, потому что завтра этот брахмачари скажет, что передумал, останется в ашраме и всё. И самое ужасное, что многие старшие считают это нормальным... Интересно знать ваше мнение и вообще мнение шастр. Нормально ли так вообще поступать? Жить в храме, типа учиться и строить отношения? Может я чего то не понимаю...

 

Хари-канта д.д.: Даже с точки зрения мирской морали общаться сразу с несколькими девушками считается не хорошо. Тем более живущим в храме мужчинам. Хотя, если он носит белое, тогда это другой вопрос, но все равно даже брахмачари в белом, живущий в храме, не может свободно общаться с девушками просто по желанию. Это вайшнавский этикет. Если он хочет общаться с кем-то, то старшие должны устроить публичную помолвку или что-то вроде этого с конкретной девушкой, чтобы у посторонних не возникало вопросов почему брахмачари свободно общается с ней и не брали с него неправильный пример. Иначе неправильный пример обязательно кто-то возьмет.

Но если все же по тем или иным причинам где-то такое происходит…  Я напишу достаточно жесткие вещи. Они не относятся только к обществу вайшнавов – можно увидеть аналогичные тенденции в других религиозных организациях. Например, покрывание священников-педофилов церковью. Или другие. Но все же описывать я буду именно в нашем контексте.

Подробнее: Хари-канта д.д. Почему менеджеры защищают брахмачари, а женщин обвиняют

Хари-канта д.д. Продолжать ли общаться с женихом, который близко общается со многими девушками?

Вопрос: Харе Кришна, матаджи Хари-канта, примите, пожалуйста, мои поклоны, слава Шриле Прабхупаде!

Как охарактеризовать прабху следующего поведения? Мне начал писать один прабху из нашей ятры, я не замужем и в грихастха-ашрам собираюсь. На мой вопрос о цели он постоянно меняет свои ответы: сначала он мне говорил, что наши цели совпадают, потом стал говорить, что относится ко мне как к другу, сейчас говорит, что дружба для него - это этап построения личных отношений. Недавно во время программы я увидела, что этот прабху свободно шутит с другой матаджи из нашей ятры, отвечает на звонки на её телефон... Такое поведение показалось мне странным, это не брат и сестра и я задала вопрос этому прабху, мол, почему вы так себя ведёте, у вас симпатия к этой матаджи? На что он мне ответил, что это у него шанта-раса и что-то, что я задаю такие вопросы - это накладывает на него ответственность, он чувствует давление, требовательность и условия с моей стороны. Я восприняла, что человек просто меня использует и отказала в общении. Рассказала другим матаджи в храме, что такая ситуация. И некоторые преданные теперь говорят мне, что так с прабху жестко нельзя, что прабху любят, когда им в рот заглядывают, что я прабху только пугаю, что у меня нет женских качеств, а есть один холодный разум. Но мне кажется всё же, что это безответственность, инфантильность, лживость со стороны прабху.

Что вы об этом думаете?

 

Хари-канта д.д.: Да, лучше всего прекратить общение с таким беспринципным человеком. Потому что если он вдруг переступит какие-то границы в ваших отношениях, обвинят в этом скорее всего вас же. В нашем обществе сейчас есть какой-то странный подход к женщинам: их не защищают ни на стадии ученичества в ИСККОН, ни на стадии помолвки с мужчинами-преданными, ни далее, а  если случилось что-то неправильное, то обвиняют самих же женщин.

Подробнее: Хари-канта д.д. Продолжать ли общаться с женихом, который близко общается со многими девушками?