Хари-канта д.д. Почему Шрила Прабхупада резко говорил о равных правах женщин и мужчин

Диалог с одной преданной (июль, 2019)

Преданная: Читаю беседы Шрилы Прабхупады. Натолкнулась на эту (9 июля 1975):

«Женщина-репортер: Вы утверждаете, что женщины должны подчиняться мужчинам? 
Прабхупада: Да, ведь это естественно. Ведь если есть муж и жена или, к примеру, отец и дочь, то всегда дочь находится в подчиненном положении по отношении к отцу, а жена — к мужу. 
Женщина-репортер: А что происходит, если жена отказывается подчиняться? 
Прабхупада: Тогда наступают неурядицы, нарушается функционирование общества. Если женщина не подчиняется мужчине, разрушается порядок в обществе. Именно по этой причине в западных странах так много разводов — женщина отказывается подчиняться мужчине. В этом причина».

 

Если бы не знала, что это Шрила Прабхупада говорит, меня бы дико выбесило это. Почему обязательно надо подчиняться? Почему муж не может заботиться о жене, не подчиняя ее?

Хари-канта д.д.: Да. Меня вначале это тоже больно ранило. Но когда я смогла переступить через эту боль и неприятные чувства и начала пытаться понять ПОЧЕМУ он это говорил и КАК понимать его высказывания, тогда Кришна сам послал подсказки.

Преданная: Какие?

Хари-канта д.д.: Те, которые объясняют, что разные его наставления лежат в разных плоскостях. Ведь можно найти и противоположные утверждения Прабхупады.

Вот здесь все. Думаю, вы это уже читали - http://vaishnavi.su/index.php/articles/752-4-perspektivi (статья «Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады»)

Преданная: А не является ли такой подход отрицанием очевидного и поиском скрытого смысла там, где его нет?

Хари-канта д.д.: Нет. Именно из-за того, что существуют прямо противоположные утверждения, сделанные им же. Иначе мы начнем отрицать уже вот эти другие его утверждения.

В данном вопросе женщина должна подчиняться мужчине, т.к. это нравится его ложному эго и у него появляется желание быть с ней. Иначе он уйдет. Но это относится к плоскости ложного эго мужчины. Тогда, как вы правильно заметили, есть другая плоскость - дхарма. Это плоскость когда мужчина исполняет свои обязанности мужа, даже если жена не подчиняется и вообще противна ему.

Есть письмо Шрилы Прабхупады на этот счет, где он говорит, что нравится или нет, но мужчина должен исполнять свой долг: «Брак означает, что муж навсегда берет на себя ответственность за благополучие жены и обязуется защищать ее во всех отношениях. Это не означает, что, пока между нами царит согласие, я несу ответственность, но, как только появляются разногласия, я тут же сбегаю и изображаю из себя отрекшегося от мира. Хочет твой муж принять на себя ответственность в качестве твоего духовного наставника или нет, роли не играет. Он должен это сделать. Это его обязанность, поскольку он взял тебя в жены. Поэтому он должен понимать, что несет ответственность за тебя до конца своей жизни». (ПШП Судеви, 15 сентября 1972 г.)

Преданная: Это интересно… Логично.

Хари-канта д.д.: Вот эти наставления (она должна подчиняться) Шрила Прабхупада адресовал женщинам. А противоположные - мужчинам. Потому что он работал с их ложными эго. В этом контексте нет противоречий.

А есть еще духовная плоскость где все это неважно :) И там уже дхарма и ложное эго вообще не имеют значения. Поэтому он говорил что женщины все могут. Но мужчины, которые не могут посмотреть на женщину как на духовное существо, вне своего ложного эго, всегда будут против этих равных прав.

Преданная: Но какой смысл было делать откровенно сексисткие утверждения на камеру? )

Хари-канта д.д.: Публично он это говорил репортерам (в большинстве случаев это были репортеры-женщины) потому что как раз в Америке в годы начала его Движения набирала обороты вторая волна феминизма. Тогда эти темы были острыми. Поэтому он много говорил об этом.

Преданная: А не поощрял ли он таким образом эксплуатацию женщин?

Хари-канта д.д.: И его мотивом было отрезвить женщин от радикального феминизма, который отличается от здоровой защиты прав женщин (определение феминизма) тем, что отрицает ее женскую природу, хочет уравнять или уничтожить совсем различия между полами, но в результате которого страдают в первую очередь сами женщины. Он хотел защитить их от этого. То есть его мотивом была забота о женщинах-репортерах. Хотя он и применял резкие слова. Но именно резкие слова нужны для отрезвления.

Конечно, когда слабый мужчина слышит такое, то он получает оправдание всем своим поступкам. Но нужно заметить, что мужчинам он давал совсем противоположные наставления. Проблема в том, что слабые мужчины не слышат то, что обращено к ним, но цепляются за те слова, которые обвиняют женщин и сваливают всю ответственность на них. Собственно, если бы не было таких слов Шрилы Прабхупады, они бы что-то другое нашли. Им не нужно большого повода.

Преданная: Для отрезвления?? Меня бы это просто оттолкнуло.

Хари-канта д.д.: Нет. Вы не видели Шрилу Прабхупаду когда он это делал. Все зависит от того КАК эти слова произносятся. Он произносил их с отеческой любовью, а не с осуждением как делают это сегодняшние мужчины. Из текста трудно уловить настроение. Мы недавно с одним очень старшим преданным чуть не поссорились просто потому что текстом переписывались. Но когда встретились и поговорили лично, то все прояснили.

Преданная: Да, есть такое.

 

P.S.: Поэтому, хотя меня попросили написать о феминизме статью, я решила записать эту тему в виде семинара на видео. Чтобы избежать вот таких домыслов.

Хари-канта д.д.