Хари-канта д.д. Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

Прежде чем принимать слова Шрилы Прабхупады на практике, стоит сначала немного поразмыслить, что именно он хотел сказать тем или иным своим утверждением. Иногда, говоря о женщинах, он имел ввиду совсем и не женщин. В другом случае он говорил о ситуации, не относящейся к современному положению дел. В третьем - о препятствиях на духовном пути, но он также говорил и об идеале, без которого не было бы вдохновения преодолевать эти препятствия.

Анализируя его учение, можно разделить утверждения о женщинах на 4 основные категории:

1. Женщина как объект наслаждения (как способ видения мира)

2. Женщина ведических времен

3. Женская обусловленная природа

4. Вайшнави, женщина-преданная

 

1. Женщина как объект наслаждения (как способ видения мира):

    «Согласно ведической цивилизации, женщина является препятствием на пути духовного развития. Вся основа ведической цивилизации заключается в том, как избегать… Женщины… Но не думайте, что только женщина является женщиной. Мужчина тоже может быть женщиной. Не думайте, что женщина является кем-то с изъяном, а мужчина таковым не является. Женщина значит объект наслаждения, а мужчина означает наслаждающийся.Именно такое отношение обладает изъяном. Если я смотрю на женщину как на объект наслаждения, то я являюсь мужчиной. А если женщина также смотрит на мужчину как на объект наслаждения, то она тоже является мужчиной. Женщина означает объект наслаждения, а мужчина значит наслаждающийся. Поэтому каждый, кто имеет это желание наслаждаться, должен считаться мужчиной. Итак оба пола предназначены для… Каждый планирует: «Как я буду наслаждаться?» Поэтому он искусственно становится пурушей. В противном случае, на самом деле мы все пракрити, дживы, будь то мужчины или женщины. Это все внешние одежды». (Лекция по ШБ 6.1.64-65, Вриндаван, 1 сентября 1975)

Другими словами, если женщина смотрит на мужчину как на объект своего наслаждения, то он именно для нее также будет занимать это положение «женщины», которое станет препятствием на ее пути духовного развития. Другими словами в этом утверждении говорится не о женщине как о воплощении в определенном теле, но о женщине как об отношении к объектам этого мира.

Этой категории утверждений о женщинах как о способе видения мира можно отнести также описание низшей природы женщин, такие как коварство, лицемерие, стремление к наслаждению и обману, меньшая разумность и т.д.

Есть также категория цитат, относящихся к концепции женщины ведических времен.

 

2. Женщина ведических времен

   «От нашего сознания в момент смерти зависит, какое тело мы получим в следующей жизни. Именно поэтому в ведических писаниях подчеркивается важность женского целомудрия: если женщина привязана к своему мужу, в момент смерти она будет думать о нем и в следующей жизни обретет тело мужчины. Это более благоприятно, потому что мужчине легче постичь духовную науку. Однако сознание Кришны замечательным образом предоставляет одинаковые возможности и мужчинам, и женщинам. В «Бхагавад-гите» (9.32) Господь Кришна говорит: «Тот, кто ищет у Меня прибежища — будь то женщина, шудра, вайшья или человек низкого происхождения, — несомненно, обретет возможность общаться со Мной». Сам Кришна обещает это». (Шри Чайтанья-чаритамрита, введение)

Шрила Прабхупада показывает здесь разницу между положением женщины ведических времен и современным положением бытия женщиной. Подробнее об этом объясняется в статье «Какое рождение более благоприятно».

К положению женщины ведических времен также относятся утверждения об автоматическом получении плодов благодаря служению мужу, отсутствие социальной активности женщины, исключительном следовании женой за своим мужем куда бы то ни было, даже в ад и др.

 

3. Женская обусловленная (материальная) природа.

Есть категория утверждений, негативно характеризующих женщину. Они подробно разобраны в книге «Что значит быть вайшнави» и объясняют, что Шрила Прабхупада имел ввиду женскую обусловленную природу, а не абсолютное описание какой бы то ни было женщины вообще.

«Никогда не доверяй политику и женщине. Конечно, когда женщина приходит в сознание Кришны, это положение меняется. Мы говорим об обычной женщине. (…) Таким образом, когда мы изучаем вещи с материальной точки зрения, эти вещи должны быть приняты во внимание. Но когда мужчина или женщина становятся сознающими Кришну, он или она становятся ответственными».

(Лекция по Бхагавад-гите, 1.40, Лондон, 28 июля 1973г.)

К этим утверждениям еще относятся такие как: женщина менее разумна, никогда не может быть равна мужчине, должна быть всегда под контролем, низкосортна и т.д.

«Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни. Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение — приносить радость Кришне».

(Бхаг., 6.18.42, комм.)

 

4. Вайшнави

Соответственно изучая труды Шрилы Прабхупады можно найти немало и позитивных утверждений, описывающих женщин, практикующих преданное служение:

«Хотя Кунти родилась в женском теле, она была предана Господу, поэтому ее нельзя сравнивать с обыкновенными неразумными женщинами. Напротив, она была самой разумной, ибо признавала Кришну Верховным Господом» («Молитвы царицы Кунти», 3. Самая разумная из женщин).

Подробное описание всех качеств, относящихся к этой категории, можно также найти в книге «Что значит быть вайшнави».

Хотя для большинства из даже практикующих сознание Кришны женщин-преданных это четвертое описание на сегодняшний день может оставаться пока что только идеалом. Тем не менее, из этого описания можно понять, что стремиться есть к чему.

На своем личном примере в течении жизни Шрила Прабхупада не раз показывал, что он относится к женщинам-преданным, видя в них именно этот идеал. Об этом сохранились многочисленные воспоминания его учеников и учениц.

Прежде чем пытаться применять учения Шрилы Прабхупады на практике, вначале нужно понять во всех подробностях детали этого учения, а также какой смысл вкладывал Шрила Прабхупада в каждое слово. Но, если это слишком сложно, то будет вполне достаточно увидеть его личный пример, изучая его биографию и воспоминания его учеников.

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.