Хари-канта д.д. Автоматическое получение плодов, благодаря служению мужу

В предыдущих своих статьях я повторяла утверждение Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, что когда говорится об автоматическом получении плодов женщиной благодаря служению своему мужу, то имеются в виду материальные плоды, а не духовные...

Вопрос: Уважаемая Хари-канта, примите, пожалуйста, мои поклоны. А как же ШБ 3.23.7, особенно комментарий Шрилы Прабхупады? Я не пытаюсь утверждать, что семейные пары в ИСККОН подобны Кардаме муни и Девахути, но всё же, видя явное противоречие комментария Шрилы Прабхупады с текстом статьи, всё же прошу милостиво объяснить его. Спасибо.

Шримад Бхагаватам 3.23.7: "Кардама Mуни продолжал: За то, что я жил в соответствии с религиозными принципами - совершал аскезы, занимался медитацией и развивал в себе сознание Кришны, Господь одарил меня Своими благословениями. Хотя ты еще не получила подобных благословений, несущих избавление от страха и скорби, я дарую их тебе в награду за твое служение. Взгляни же на них. Я награждаю тебя трансцендентным видением, чтобы ты поняла, как они прекрасны". 

Хари-канта д.д.: Пожалуйста, примите мои поклоны. На самом деле в Шримад Бхагаватам есть даже более категоричные утверждения на этот счет, чем тот, что привели вы. Поэтому я сама долго сомневалась в этом объяснении и искала ответ. Один ученый ученик Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами подробно разъяснил мне что имеется тут ввиду. Попробую повторить то, что я узнала от него, и немного добавлю своих объяснений.

Во-первых, в Шримад Бхагаватам рассказывается о ведической системе духовного развития. Наша же современная ситуация часто разительно отличается от ведической. У нас не ведическая культура, равно как и мужья - не преданные, а лишь пытающиеся ими стать, и редко кто из них достоин принять на себя роль гуру. А женщины не обладают той же способностью беззаветно посвятить себя служению мужу, что и Девахути.  Поэтому, так как у них нет бхавы (высокого уровня любви к Богу), то и простое нахождение рядом с ними мало что способно дать. Поэтому, так как они не являются проявлением гуру-таттвы, то и служение им не столь значимо.

Однако муж, прошедший значительную часть на духовном пути, действительно может способствовать более быстрому продвижению своей жены, объясняя ей практические тонкости духовного пути. Однако реальная квалификация ведического мужа описана следующим образом: «Являясь женой Кардамы, она была безраздельно предана мужу, а обязанность мужа - помочь жене обрести бесстрашие. Об этом упоминается в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам», где сказано, что тот, кто не сумел вырваться из когтей смерти, еще не достиг настоящей свободы и потому не имеет права становиться духовным учителем, мужем, родственником, отцом, матерью и т.д. Долг старших - избавить своих подопечных от страха. Поэтому тот, кто хочет стать отцом, матерью, духовным учителем, родственником или мужем и взять на себя ответственность за судьбу другого живого существа, должен знать, как избавить своих подопечных от ужаса материального существования». (Бхаг., 3.23.51, комм.) Кто из сегодняшних мужчин сам в полной мере обладает таким бесстрашием?

Но и помимо того, что муж должен обладать духовной квалификацией, чтобы жена получила плоды аскез мужа, должно быть выполнено еще пару условий:

- он способен передать милость Господа другим, то есть он должен уметь обучать,

- жена способна и имеет желание принять эту милость. В приведенной главе Шримад Бхагаватам, Девахути отказалась принять дары, предложенные ей мужем, и вместо этого попросила, чтобы он зачал с ней детей. То есть ей тоже потребовалось получить свой какой-то опыт и реализации, чтобы осознать важность духовного самосознания.

Еще важный момент. Чтобы достичь Вайкунтхи многого не требуется: даже небольшое соприкосновение с бхакти способно даровать личностное освобождение. Но для возвращения во Вриндаван всего этого не достаточно, обязательно нужно сознательно следовать пути внутренней садханы, подробно описанному нашими ачарьями.

И, в конце концов, шастры говорят о том, что в век Кали есть только один путь для духовного самоосознания:

харер нама харер нама

харер намайва кевалам

калау насти эва настии

эва настии гатир анйатха

«В век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа».

В целом можно сказать, что если женщине повезет получить в мужья такого же великого преданного как Кардама Муни, то ей будет гораздо легче идти по духовному пути. Но как пишет Шрила Прабхупада в комментарии к приведенному вами стиху: «В данном случае муж в полной мере отблагодарил жену за ее служение, но женщине, которая вышла замуж за обыкновенного человека, не следует особенно рассчитывать на это». Поэтому женщинам-преданным сегодня важно уделять духовной практике первостепенное значение.

Ваша служанка 

Хари-канта деви даси.