Хари-канта д.д. О поклонении мужу как Богу

Вопрос: Как совместить этот стих из Шримад Бхагаватам о том, что муж является Богом для своей жены, с другой цитатой Шрилы Прабхупады, где говорится, что мужу не нужно поклоняться как Богу?

«Для женщины муж - главный из богов. Верховная личность Бога, Господь Васудева, супруг богини процветания, пребывает в сердце каждого. Люди, привязанные к плодам своего труда, поклоняются Ему в образе различных полубогов и их имён. Точно так же и женщина оказывает почтение Господу, поклоняясь своему мужу». (Бхаг., 6.18.33-34)

«Поклонение Богу предназначено только для Бога, а ни для кого-либо еще. Но взаимообмен, сотрудничество между мужчиной и женщиной ради служения Богу – это является сутью. Не так, что женщине нужно поклоняться как Богу или мужчине нужно поклоняться как Богу. Но чувство так называемой любви иногда побуждает видеть его как Бога или видеть ее как Бога. Это сентиментально. Бог отличен как от мужчины, так и от женщины. Оба они являются живыми существами, оба они предназначены для служения Богу». (Фолио Шрилы Прабхупады. Аудио транскрипция философских дискуссий. Дискуссия с Хаягривой дасом, Огюст Конт)

 

Хари-канта д.д.: Во-первых, когда говорится о муже как о Боге для жены, имеется ввиду, что ему нужно оказывать почтение как представителю Бога. Точно такому же представителю, которым является отец или мать ребенка. Они тоже представители Бога для него и им, в соответствии с Ведами, рекомендуется поклоняться даже прежде Самого Вишну.

Во-вторых, если прочитать внимательно комментарий к приведенному стиху из Шримад Бхагаватам, то остальные вещи тоже встают на свои места. В конце комментария Шрила Прабхупада пишет интересную вещь: «Поклонение этим полубогам, как и поклонение мужу, рекомендуется лишь тем, кто слишком привязан к материальным чувственным наслаждениям». То есть существуют разные уровни поклонений в соответствии с разными уровнями развития сознания. Людям, привязанным к чувственным удовольствиям, невозможно сразу же занять себя духовной практикой высшего уровня, отбросив все желания и занимаясь абсолютно бескорыстной деятельностью. Поэтому для них существуют такие предписания.

Но, как Шрила Прабхупада пишет в комментарии к стиху Бхагавад-гиты (12.12), Кришна не рекомендует постепенный путь духовного развития, который был рекомендован в Ведах:

«Поскольку последний доступен не всем, окольный путь познания Бога также приемлем. Необходимо, однако, заметить, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Aрджуне, ибо тот уже преданно служил Верховному Господу. Многоступенчатый, окольный путь предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и потому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако «Бхагавад-гита» основное внимание уделяет прямому пути духовного самопознания. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне».

В век Кали на окольный путь духовного развития нет времени. И, как правило, реально квалифицированных представителей Господа тоже практически не найдешь. В наше время работает только прямой метод - воспевание святого имени.

В известной шлоке харер нама харер нама харер намаива кевалам говорится, что в век Кали нет другого пути кроме воспевания святого имени. Что это значит? Это значит, что другого метода нет. А если и есть, то они уже не работают в наше время. Как и многие утверждения о женщинах из ведических писаний. Подробнее о том, как понимать разные утверждения о женщинах читайте тут: http://vaishnavi.su/index.php/articles/752-4-perspektivi