Хари-канта д.д. Что делать, если одинокие женщины создают беспокойства в обществе

Тема данного эссе посвящена вопросам, связанным с решением проблем одиноких женщин в движении Шрилы Прабхупады. Рассматривая эту тему, мы будем учитывать физические и ментальные особенности женщин как играющие существенную роль в ее жизни.

 

Шрила Прабхупада призывал всех женщин выйти замуж, иначе в частности в обществе сложится неблагоприятная атмосфера для духовной практики: «В нашем Обществе много женщин, и мы не можем оставить их незащищенными, без мужей; это тоже не пойдет нам на пользу… В обществе должна быть категория людей, которые не будут вступать в брак. Но тогда сложится неблагоприятная ситуация из-за чрезмерного количества незамужних женщин». (ПШП Карандхаре, 9 января 1973 г.)

В чем заключается эта неблагоприятная атмосфера? Женщинам в большей степени, чем мужчинам нужно защищенное пространство для спокойствия ума и духовной практики. Если женщины чувствуют себя незащищенными, они могут в поисках защиты даже неосознанно привносить беспокойства как в отдельные семьи, так и во всем обществе. Какого рода беспокойства или проблемы могут быть: когда об одинокой женщине начинает заботиться мужчина или когда одинокие попадают в сложные ситуации с противоположным полом по своей инициативе или по инициативе мужчины, когда одиноким требуется существенная помощь (перенести тяжелые вещи, помочь с работой, квартирой, болезнью) и пр.

И как решить эту проблему?

Решением в гуне страсти будет побыстрее выдать всех женщин замуж хоть как-нибудь. В гуне невежества – так или иначе, избавиться от незамужних, «выгнав» из общества или лишив многих прав, в том числе права голоса, используя философию и силу. Решение же в гуне благости всегда учитывает индивидуальные особенности, применяет знание шастр и опыт предыдущих ачарьев, требует времени и усилий.

Наверняка, читателю знакомы случаи из личных наблюдений, когда проблема незамужних (назовем ее так), решалась в гуне страсти и невежества.

Приведем пример. Одинокая матаджи, сталкиваясь с преследованием или некультурным поведением со стороны какого-то мужчины, члена общества, обращается за помощью. Однако в ответ она может получить не поддержку, а ответные обвинения и даже поливание грязью в свой адрес: «Если к женщине пристают, то проблема в ей самой», «А ты на себя посмотри», «Если бы ты вела себя скромно и целомудренно…», «Сама виновата, не нужно было грешить в прошлой жизни...» и т.д. Знакомо?

Конечно, каждый случай заслуживает индивидуального разбора и не исключено, что причина проблемы частично или полностью действительно лежит на самой женщине. Но даже если учесть этот вариант, все же она как преданная, которая хочет вернуться к Кришне,  не заслуживает подобной травли в ответ на просьбу о защите.

К слову, со сваливанием вины на саму женщину сталкиваются не только незамужние. На втором месте находятся разведенные (разве не секрет, что как правило в разводах обвиняют женщин?). Затем замужние, сталкивающихся с физическим или моральным насилием в семье. Из рассказа преданных: В разговоре о семейной паре, в которой муж бьет свою жену, вывод «ведических» людей был: «Какая негодяйка! Это же надо было довести так своего мужа, что ему пришлось наложить на нее руку!» Ну разве это не маразм?...

Однако, в этом эссе мы сконцентрируемся только на решении проблемной ситуации одиноких женщин, иначе эссе получится слишком большим.

Во времена оккупации, кода голодные дети и женщины просили пищи у СС, их могли расстрелять в ответ…Не докатились ли и мы до такого же типа «решения» проблемы?

Можно возразить, что иногда другие женщины тоже обвиняют самих женщин в том, что произошло (например, в провокации насильника). Но другие женщины не являются гарантом справедливого суждения. В комментарии к Шримад-Бхагаватам 1.7.49 Шрила Прабхупада пишет: «Бесплодной женщине не понять горя матери. Драупади сама была матерью и поэтому вполне могла представить себе глубину горя, ожидавшего Крипи». Это значит, что женщины, которые не имеют определенного опыта не в состоянии понять других женщин. В частности социально успешные женщины не смогут полноценно понять страдания одиноких из-за отсутствия у них защиты.

Иногда замужние и социально успешные женщины даже в большей степени, чем мужчины начинают осуждать проблемных одиноких матаджи. На это есть адекватное объяснение. Просто замужние женщины боятся за свою семью. Потому что тот, о ком заботятся, естественным образом привязывается к тому, кто заботится. А тот, кто заботится, привязывается к своему подопечному. Это естественная психологическая реакция.

Поэтому, если чей-то муж станет помогать одинокой женщине с ее проблемами, есть риск что в его семья начнет проходить проверку на прочность. Поэтому замужние женщины иногда ведут себя несколько агрессивно по отношению к одиноким. Другие возможные причины подобной реакции – обыкновенная женская зависть или давление мужчин.

Однако! Именно семейные люди наиболее способны помочь одиноким женщинам решить проблемы и прийти в нормальное эмоциональное состояние, в котором они не будут приносить беспокойства в общество. Отреченным мужчинам помогать одиноким женщинам в принципе не рекомендуется шастрами, а другие одинокие женщины сами слабы (за исключением духовно окрепших, которых не так и много). Так как же быть? Все эти сложности и становятся причиной реакции на проблемы одиноких женщин «Сама виновата, молчи», что другими словами значит: «Не существуй, потому что мы не знаем что с тобой делать».

 

Да, это правда, что незамужние женщины имеют неустойчивые эмоции из-за постоянного ощущения незащищенности. Это правда, что женщинам в целом в большей степени, чем мужчины нуждаются в защищенной, надежной обстановке, чтобы духовно практиковать. Но также и правда, что они хотят духовно расти и служить Кришне. Так разве они недостойны того, чтобы с ними обходились как с преданными, а не как с женщинами легкого поведения? Даже если в каких-то случаях причина проблемы целиком лежит на ней самой.

Проблемный человек, чтобы измениться подчас нуждается просто в большей степени заботы, а не наказания. Когда Джагай и Мадхай пытались убить Господа Нитьянанду и Господь Чайтанья взялся за свою Сударшана-чакру, сердца грешников не изменились, но только когда Господь Нитьянанда проявил сострадание к ним, попросив Чайтанью Махапрабху о прощении, сердца Джая и Мадхая изменились. И это именно то, что поменяет сердце даже самого падшего человека, не говоря о проблемной одинокой матаджи, которая приносит кому-то беспокойства.

 

Так как же в гуне благости можно решить эту социальную дилемму?

 

Но на все вопросы есть ответы в ведической культуре. Можно посмотреть как этот вопрос решается в Индии, где еще сохранились остатки ведической культуры.

Во время моего пребывания там, несколько раз мне потребовалась серьезная посторонняя помощь, когда я сильно болела и не могла самостоятельно позаботиться о себе. В этих случаях, помогла мне замужняя вайшнави, но организовал все ее муж! Иногда он даже поторапливал жену, чтобы она проявляла больше активности. Хотя лично со мной он практически не соприкасался и не общался. Таким образом, все оказались защищены: муж, жена и одинокая матаджи. Хотя для того, чтобы это случилось, замужней женщине нужно было выйти за пределы интересов своей семьи и комфорта, а мужу - проявить главное мужское качество - ответственность.

 

Переходя к практической части…

Помощь одинокой матаджи должна включать в себя два аспекта: материальный и духовный. Потому что в случае преданных все кризисы и проблемы приходят к ним по воле Самого Кришны для того, чтобы помочь еще больше предаться Ему.

В духовном решении проблемы нужно помочь матаджи увидеть руку Кришны за происходящим, вдохновить на работу над собой через осознание внутренних причин, которые могли вызвать проблему. Материальная помощь также важна, потому что материальная нестабильность намного сильнее влияет на одинокую женщину, на ее эмоциональное состояние и духовную практику, чем в случае тех же одиноких мужчин или семейных пар.

 

Иначе, если решение будет только:

- материальным

Например, матаджи может получить того, чего она добивалась (например, выйти замуж за какого-то преданного), но внутреннего удовлетворения она не получит, так как удовлетворить душу может только преданное служение. Вполне возможно, что Кришна послал проблемы матаджи, чтобы помочь ей углубить качество ее преданного служения. Поэтому, решая проблему только материальным способом, мы не удовлетворим этим ни ее, ни Кришну.

В итоге жажда материальных достижений может только разгореться, что приведет к новым проблемам. Поэтому через короткое время можно ждать новых жалоб (муж не тот, забота не та, работа/жилье не те и т.д.) И виноватыми могут остаться те, кто взялся решить эту проблему за счет внешних методов.

Но вдохновить матаджи увидеть проблему в себе и работать над собой может только человек, который не осуждает ее, даже если видит ее реальную вину. Помочь может только доброжелатель, который примет женщину как она есть, со всеми ее тараканами и лягушками. Иначе осуждающая проповедь может и принесет внешние плоды, загнав человека в рамки, но она не способна поменять его сердце, а значит проблема как таковая останется.

- только духовным (предаться Кришне).

На это способны только единицы, даже из числа мужчин. Например, когда человек болеет, рецепт «Предайся Кришне и ты выздоровеешь» работает только с единицами. Как правило, человеку нужна еще какая-то физическая (материальная) помощь в виде лекарств и пр. Этого требует здравый смысл. То же самое и в отношении одинокой женщины, так как причина проблемы часто лежит в таких же материальных причинах, как и болезнь больного.

Матаджи, которой дали совет «повторяй лучше мантру» и больше ничего, скорее всего потеряет веру в общество преданных. А преданные, которые по своему положению должны были помочь, но не сделали этого на своем личном плане не проходят проверки Кришны и в свое время тоже пожнут какие-то последствия.

Самой женщине, проходящей через испытания, лучше не ждать сильно когда преданные помогут или когда Кришна накажет кого-то, потому что таким образом она будет концентрировать свое сознание не на том, на чем нужно и свой урок от Кришны не выучит. А суть всех уроков Кришны одна: научиться лучше концентрировать сознание на Нем.

Если все отказались от проблемной матаджи – это особая милость Кришны для нее. Потому что только в таком состоянии (полного отчаяния и безнадежности) человек действительно предается Господу всецело. Однако это не оправдывает тех, кто должен был по своему положению помочь женщине. Кришна как правило помогает Своим преданным через кого-то, а не Сам лично, поэтому и наделяет их полномочиями.

 

Если рассматривать проблему одиноких женщин глобально, в рамках всего общества…

 

В связи с этим Шрила Прабхупада множество раз писал, что защита женщин – обязанность лидеров, т.е. мужчин, а не самих женщин. Потому что женщины, а тем более одинокие женщины, сами слабы.

«Политика должна быть такой: максимально защищать всех женщин. Женщины ищут мужей, так как чувствуют себя незащищенными. Поэтому задача старших членов Общества — обеспечить женщинам всю необходимую защиту». (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973 г.)

«Полигамия не может быть дозволена в нашем Обществе. Это запрещено законом, да и не так уж много наших преданных готовы принять на себя ответственность за нескольких жен. Поэтому я уже предлагал поступить так же, как делают христиане. У них множество женских монастырей, где женщины могут жить в безопасности. Суть в том, что женщины должны быть защищены, и обязанность лидеров нашего Общества — следить за этим». (ПШП Сатсварупе, 19 февраля 1973 г.)

Что подразумевает защита женщин разбиралось в эссе "Защита женщин"

Еще по теме: "Если к женщине пристают, то причина в ней самой?"

"Развитие системы защиты женщин в ИСККОН" 

В лучших традициях разрешения конфликтов говорится, что все стороны должны быть удовлетворены. И даже если кто-то не получает желаемого, по крайней мере ему (ей) должны объяснить в доступной форме разумность такого решения, в результате чего сам человек признает его необходимость.

Всем нам нужна благостная обстановка в обществе, чтобы духовно расти и приносить благо окружающему миру. Но если какая-то часть общества чувствует свою незащищенность и в какой-то степени даже угнетена, разве эта благостная атмосфера возможна?...

 

Ваша служапнка

Хари-канта деви даси.