Хари-канта д.д. Защита женщин в ИСККОН

«Если вы действительно ответственны, то в первую очередь вас будет волновать стрийа урва балах – как дать защиту более слабой части населения, а именно женщинам и детям. Наш долг – защищать женщин, тех, кто слабее, - женщин и детей». (Лекция ШП по ШБ 1.16.21, 17 января 1974 г., Гонолулу)

Верно ли, что защищенность женщин находится в интересах только самих женщин?  И верно ли, что отсутствие защиты женщин никак не сказывается на всем социуме и на духовной практике каждого из его членов?

«Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, а та, где они не печалятся, всегда процветает». (Ману-самхита, 2.57) Если расширить понятие семьи до общины, то можно проследить такую закономерность: те общины, где женщины счастливы, развиваются лучше, чем те, в которых они испытывают множество беспокойств. 

Другой эффект незащищенности женщин состоит в увеличении стремления женщин к независимости от мужчин: «В век Кали к женщинам и детям так же, как и к брахманам и коровам, будут относиться с грубым пренебрежением и оставлять их без защиты. В этот век недозволенные связи с женщинами приведут к тому, что о многих женщинах и детях некому будет заботиться. В этой ситуации женщины будут добиваться независимости от мужчин...» (Бхаг., 1.16.21, комм.) Стремление женщин к независимости, по мнению Шрилы Прабхупады, берет начало от пренебрежения мужчин ими. Впоследствии независимые женщины разбалансируют гармонию в социуме, семьи становятся неполноценными, а дети вырастают с нарушенными ценностями.

Третий эффект. Чтобы обрести защиту, женщины подсознательно начинают пользоваться своей природной красотой, выставляя ее напоказ, чтобы привлечь мужчин, которые будут их защищать. «Ее психология (женщины) одеваться красивым образом заключается в том, чтобы привлечь мужчину. Потому что они хотят обрести защиту. В этом вся психология». (Беседа в комнате, 6 сентября 1976, Вриндаван). К этой психологии можно также отнести яркий макияж, перенасыщенность украшениями, танцы по стилю Болливуд во время киртана, свободное поведение с противоположным полом и т.д. Потому что женщина пытается таким образом привлечь в свою жизнь защитника. Но как следствие вся атмосфера в храме меняется с духовной на материальную, инстинктивную: мужчины чаще думают о противоположном поле вместо Бога, а среди женщин повышается завистливость и соперничество вместо сотрудничества.

И последнее, всем известное: «Защита женщин поддерживает целомудрие общества…». (ШБ 1.8.5 комм.) Не имея защиту, женщина выходит замуж повторно, а порой и несколько раз, в результате чего рождаются никому не нужные дети.

 

Давайте рассмотрим, что именно подразумевается под защитой женщин.

«До тех пор пока душа находится в оковах материального тела, заповеди варнашрамы для нее обязательны. Против этого трудно возразить, так как, если человек не совершенствуется в физическом, умственном, социальном и духовном отношении, он неизбежно деградирует. Заповеди варнашрамы помогают человеку избежать деградации, поэтому их необходимо тщательно соблюдать». (Бхактивинод Тхакур, Шри Чайтанья Шикшамрита, Взаимосвязь главных и второстепенных заповедей)

Защита женщин включает в себя 4 сферы: физическую, умственную, социальную и духовную.

1) Физическая защита. Включает в себя все потребности физического тела: кров над головой, еда, сон, защита от опасностей, потребность в физической близости, поддержание здоровья, одежда, бытовые нужды, др.

2) Интеллектуальная: получение правильного, адекватного времени и месту знания, помогающего расти и испытывать счастье.

3) Социально-эмоциональная: защита перед социумом, потребность быть частью какой-то группы, эмоциональная удовлетворенность, отношения с родственниками, общение с подругами, наставницей, занятие любимым делом (хобби).

4) Духовная: правильная философия и руководство в отношении женщин.

Если женщина (да и любой другой человек), даже будучи замужем, при отце или сыне не получает какой-то части из этих сфер защиты, она волей-неволей будет искать восполнение своих потребностей где-то еще на стороне.

При этом нужно понимать, что разные женщины имеют разные степени потребности тех или иных сфер защиты. Например, одним женщинам будет необходимо (как потребность, а не как каприз) комфортное жилье и несколько детей. Другим преимущественно перед остальными сферами важно развиваться интеллектуально, получать образование. Третьим физическая близость и комфорт могут быть не столь важны и они будут стремиться к отречению с молодости. А еще одним (преимущественно пожилым) будет важно позаботиться о спокойной обстановке и заботе о здоровье.

 

Заботу обо всех категориях женщин можно условно разделить на 5 частей:

1) выдать молодых девушек замуж и обучить их необходимым в семье навыкам;

«Столько женщин приходит, мы не можем отвергнуть их. Если кто-то пришел к Кришне, наш долг дать им защиту. Кришна сказал в «Бхагавад-гите», что даже  женщины и шудры, и другие люди из низов общества могут укрыться у Него». (Письмо ШП Мадхукаре, 4 января 1973 г.)

2) помочь семьям выстроить правильные взаимоотношения;

«Все члены Джи-Би-Си и другие лидеры должны провести ишта-гоштхи в каждом из храмов, чтобы установить срочность предоставления равных возможностей, полного вовлечения в преданное служение и неподдельную заботу и защиту для женщин в ИСККОН».(Из резолюций Джи-Би-Си от 2000 г.)

3) забота о пожилых и женщинах с детьми, оставшихся без защиты мужа или родственников;

«Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен, чьи мужья куда-то уехали, и вдов, верных мужьям, и для больных». (Ману-самхита, 8.28, (предписания для руководителей общества))

«Дети, коровы, больные люди, женщины и старики особо нуждаются в покровительстве государства или кшатрия, царя. Правительство или кшатрий, принадлежащий к царскому сословию, не защищающие эти живые существа, должны стыдиться этого». (ШБ 1.14.41, комм.)

4) организация жизни одиноких женщин, у которых не получается выйти замуж или склонных к отречению.

«Определение ашрама для вайшнави (женщин-преданных): Если какая-то женщина-преданная внутренне склонна к безбрачию, она может следовать решению в ИСККОН, постановляющему, что такие женщины могут носить белую одежду и заниматься преданным служением в полной мере, насколько они способны, посвящая себя движению санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху. Их следует поощрять и уважать как проповедников». (Из свода законов ИСККОН, 9.5)

5) Защита правильной проповедью и подачи философии в отношении женщин.

 [Закон] 501. Джи-Би-Си постановляет, что Международное общество сознания Кришны не может мириться с оскорбления любого типа, особенно с теми, которая направлена на зависимых живых существ, таких как женщины, дети, престарелые люди и коровы. Оскорбление действием, вербальное и эмоциональное насилие оказывают разрушительное воздействие на лиану преданности и таким образом, считаются серьезной апарадхой вайшнавов. Любая попытка оправдать этот тип оскорбительного менталитета на основе шастр является неверным истолкованием и решительно отвергается всеми практикующими вайшнавами. (Из резолюций Джи-Би-Си от 1997 года)

Если проанализировать как осуществлялась забота о женщинах в других религиозных традициях, то мы также найдем там, что в основном делался акцент на семейной защите каждой женщины. То есть девочку защищали и воспитывали правильным образом в детстве, затем родители или старшие находили ей подходящего мужа, после продолжалось наставничество мужа и жены как быть успешными в семье и так далее. Но помимо этого в каждой религиозной традиции и стране также можно найти слой семейно-незащищенных женщин, вследствие вдовства, болезни или склонности к монашеской жизни. Для таких женщин создавались монастыри и женские общежития, иногда во главе с пожилым мужчиной, чтобы таким образом обеспечить защиту хотя бы в некоторых сферах. (Женское монашество на Руси - http://monasterium.ru/publikatsii/xxiii-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya-regionalnyy-etap/1638-zhenskoe-monashestvo-na-rusi/ )

В христианстве первые упоминания о женских коммунах датируются первыми веками нашей эры и продолжаются по сей день. В буддизме также с начала его основания существовали отдельные ашрамы для женщин. В исламе, хотя в целом нет понятия даже о мужском монашестве, забота коммуны об отреченной женщине встречается на примере Святой Рабии.

 

Что происходит сегодня, когда нет такой защиты женщин:

- Если никто не заботится о том, чтобы девушку выдать замуж, она вынуждена сама предпринимать шаги в этом направлении и переступать через свои природные стеснительность и стыдливость;

«Женщины должны быть стыдливыми. Как только этот регулирующий клапан ослабевает, незаконными половыми связями женщины могут нанести огромный ущерб обществу». (ШБ 1.9.27, комм.)

- Вынуждены устраиваться на кармическую работу и тратить свою энергию, которая могла бы быть направлена на служение Кришне, и там им приходится сталкиваться с приставаниями мужчин-коллег, где никто их не защищает от этого. А когда они не отвечают благорасположением на эти приставания, потом эти коллеги могут мстить, ставя палки в колеса на работе;

- При наличии здравого смысла матаджи выходят замуж за мужчин-карми, чтобы обрести хоть какую-то защиту, но это потом создает препятствия в их духовной практике;

- Ману-самхита (9.2) говорит также о том, что «Женщины должны быть под защитой и им не должна быть предоставлена свобода вследствие их природной склонности к чувственным наслаждениям», но именно это и происходит, когда никто не заботится о том, чтобы выдать девушек замуж или позаботиться об одиноких матерях, вдовах и пожилых.

- Даже в обществе преданных можно увидеть как «кидают» женщин, так как они не могут дать сдачи. Иногда до сих пор (а не в какие-то 80-е) проповедуют философию, унижающую женское достоинство… То используют женщин, выжимая их ради «преданного служения», а по факту просто в своих проектах для заработка денег или престижа. И выкидывают их из общин или проектов, когда они уже не могут служить как раньше из-за проблем со здоровьем или других.

- Женщины разочаровываются в обществе преданных и их лидерах. Иногда матаджи между собой с глубокой обидой и довольно жестко отзываются о нынешней ситуации, но скрыто и в тайне, так как открыто боятся все высказать.

«Те дома, которые проклинают непочтенные женщины, члены семьи, совершенно погибают, как бы разрушены магической силой». (Ману-самхита, 2.58)

Какая защита у женщин есть сейчас в ИСККОН? Пусть каждый ответит сам себе по-честному. Если она и есть, то только в единичных случаях благодаря каким-то личным связям и отношениям. Но как общей философии и настроения заботы в ИСККОН такого не видно к сожалению. Поэтому не нужно удивляться многочисленным трудностям, с которыми сталкивается все общество и отдельные личности в частности.

 

Если еще раз суммировать какие виды защиты женщин необходимы, то получится:

1) помочь молодым девушкам выйти замуж и обучить их необходимым в семье навыкам;

2) помочь семьям выстроить правильные взаимоотношения и сохранить браки;

3) помочь организовать ашрамы и женские общежития для одиноких девушек, матерей-одиночек и пожилых женщин;

4) обеспечить правильную проповедь и подачу философии в отношении женщин.

 

Теперь, как это практически реализовать, не имея собственной государственной структуры и больших финансовых возможностей?

Виктор Франкл, выдающийся психолог 20 века говорил: «Если понятно ЗАЧЕМ, тогда возможно любое КАК». И эта формула уже работает в ИСККОН в других сферах заботы о незащищенных слоях.

Например, коровы и жители Дхам тоже являются незащищенными слоями населения и не дающими практически никакую материальную выгоду для тех, кто о них заботится. Но уже появилось достаточно много преданных, которые понимают ЗАЧЕМ нужно о них заботиться и прикладывают собственные усилия и личные средства ради этой цели. Поэтому весь вопрос не столько в возможностях, сколько в понимании необходимости этого.

Подобный пример озабоченности положением женщин показал нам Шрила Прабхупада, будучи уже даже отреченным санньяси со множеством обязанностей.

Рассказывает Бхавананда прабху: «В какой-то момент бывшая супруга Прабхупады и его дочь оказались в затруднительном положении. Они жили в доме отца супруги на Махатма-Ганди-роуд, и там разразился семейный скандал. В результате дом был поделен на две части, и граница проходила прямо через ванную комнату. Это был настоящий дурдом, и супруге с дочерью приходилось весьма нелегко. Сын Прабхупады, Вриндаван Чандра, сообщил обо всем отцу, и Прабхупада велел мне и Тамалу отправляться в Калькутту, поговорить с супругой и дочерью и пригласить их переехать в Майяпур. Мы сказали: «Прабхупада, Вы — человек с мировым именем. Вы санньяси, и люди могут начать критиковать Вас за то, что Ваша супруга с дочерью живет в одном и том же месте, что и Вы». Прабхупада ответил: “Это не имеет значения. В экстренных случаях все иные соображения не учитываются, в том числе и принципы, связанные со статусом санньяси. И сейчас как раз тот случай”». (Из книги Сиддхаты пр. «Воспоминания о святом наших дней»)

Ману-самхита (3.56) говорит: «Где бы ни почитались женщины, там поселяются полубоги, а где бы им не оказывалось почтение, вся деятельность заканчивается неудачей».

Все преданные хотят успешного общества, сотрудничества, крепкой ятры и чистой духовности, но возможно ли все это, не обеспечив необходимую защиту и заботу о женщинах?...

 

Есть предостережение как самим женщинам следует относиться к теме защиты женщин.
 
Видя, что женщинам в обществе вайшнавов не оказывается должная защита, это может спровоцировать чувство глубокой обиды и даже критику. Но это не то, что будет помогать нам как в нашей духовной жизни, так и в отношениях с преданными. Негативные эмоции и отношение разрушительно сказываются на физическом здоровье, эмоциональном самочувствии, духовной практике и отношениях с другими людьми, поэтому их нужно всячески избегать. Так каково тогда должно быть отношение самих женщин к этой теме?
Руководствуясь словами Шрилы Прабхупады, что Кришна является защитником всех и каждого:
«Если кто-то становится сознающим Кришну, тогда она не нуждается в муже. Она не нуждается… Она знает: «Кришна мой защитник. Зачем мне нужно искусственно искать защиту у отца или…?» И какую защиту на несколько дней может дать отец, сын или муж? Настоящая защита это Кришна. Это все временно, но поскольку мы получили это материальное тело, мы нуждаемся в чем-то таком.» (Беседа в комнате с ШП, Бомбей, 7 января 1977)
женщине стоит искать защиту у Кришны. Его защиту можно легко почувствовать, если подумать сколько всего Кришна уже дает и защищает: крыша над головой есть, мы живы и более-менее здоровы, воздух чтобы дышать есть, голодной тоже не оставляет и т.д.
Именно такое отношение: видеть сколько Кришна уже дает (и не требовать всего, чего мне еще хотелось бы) пробуждает в сознании позитивные чувства благодарности, теплоты и защиты. Которые в свою очередь помогают и в духовной практике и в налаживании здоровых отношений между людьми и даже помогают поправить физическое здоровье.
Однако следует заметить, что это не то отношение к теме защиты женщин, которое должно быть у мужчин. Так как при таком подходе они снимают с себя всю ответственность и становятся безответственными. Как следствие безотвественность сказывается даже на духовной практике и следовании регулирующим принципам. Вслед за чем разрушаются остальные сферы жизни человека: социальная (имидж, отношения), эмоциональная (способен испытывать преимущественно только низшие эмоции), интеллектуальная (склонен делать неправильные выводы и проповедовать ложную философию, так как восприятие реальности уже скажено) и духовная. Так или иначе, в глазах Бога и общества такие мужчины будут выглядеть как пренебрегающие своим долгом ради легкой жизни.

  

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.