Хари-канта д.д. Должна ли женщина служить мужу при любых обстоятельствах?

Вопрос преданного: Дайте, пожалуйста, свое понимание интервью "Какой бы у вас ни был муж, будьте полностью преданны ему" (http://bvks.ru/reader/articles/polnostyu_predany/

Хари-канта д.д.: А вы что сами думаете? Голова ведь своя есть у вас.

Преданный: Мой взгляд, что подобное не допустимо. Но это только мое мнение. Подобное настроение может ухудшить и так тяжелую ситуацию по отношению к женщинам. В подобных эпизодах я вижу проявление садизма. Извините. Но повторюсь, это моя позиция....

Хари-канта д.д.: Ну вот. У каждого своя позиция. Главное не навязывать свою позицию другим. Это уже против закона и человеческой морали.

А что до шастр, то этот случай явно не по шастрам.

«Шримад Бхагаватам», 7.11.28:

«Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь ее – приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

Комментарий: «…Добродетельной женщине не следует общаться с падшим мужем. Падший муж – это муж, который пристрастился к четырем основным видам греховной деятельности: недозволенному сексу, азартным играм, употреблению мясной пищи и одурманивающих веществ. Иначе говоря, если человек не предан Верховной Личности Бога, его следует считать падшим. Добродетельная женщина не обязана подчиняться распоряжениям такого мужа. Женщины не должны становиться рабынями нарадхам, низших из людей. Хотя у каждого из супругов есть свои обязанности, добродетельная жена не должна служить падшему мужу. Если муж – падший, женщине рекомендуется прекратить общение с ним. Однако отказ от общения с мужем вовсе не означает, что она должна снова выйти замуж, ибо это будет развратом. Если у добродетельной женщины, к несчастью, муж оказался падшим, она должна жить отдельно от него». 

И по поводу избиений в принципе:

«…Тот, кто полностью занят служением Кришне, не должен пренебрегать телом, считая его мате-риальным. Любой, кто пренебрегает своим телом, занятым в служении Господу, стоит на пути ложного самоотречения. (…) Поэтому о теле надо как следует заботиться. Хотя и зная о бренности своего тела, человек не должен допускать, чтобы это тело сожрал тигр или убил враг. Нужно делать все необходимое, чтобы защитить свое тело». (ШБ, 8.19.40, комм ШП)

Есть один позитивный момент в таком сверхчеловеческом терпении и исполнении дхармы. Получив такую закалку, человек становится очень стойким и надежным преданным. Никакие испытания на пути сознания Кришны такому человеку уже не страшны. Поэтому исполнение дхармы хорошо. Однако в наше время века Кали строго следовать дхарме способны единицы, скорее всего только вот такие брахманы, выращенные в строгой брахманической культуре индийского города, куда еще не полностью дошла современная цивилизация. Но большинство женщин даже Индии, уверена, на это не способны. То наставление духовного учителя могло быть индивидуальным, видя способности этой женщины.

Попади в подобную обстановку обычная женщина, у нее быстро бы пропала вера в сознание Кришны, а может быть, даже переняла какие-то дурные привычки от своего так называемого мужа. Шрила Прабхупада на своем примере и в учении показал один принцип: сознание Кришны нужно внедрять, используя разум, руководствуясь принципов пхалена паричийате – деятельность судят по плодам.

«Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... Он должен избегать принципа нийама-аграхи, которое значит, что он не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. (…) В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой. (…) Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…" (Ч.-ч., Мадхья, 23.105, комм.)

Поэтому честь и хавала этой отважной матушке! Она поистине герой нашего времени!  Но не думаю, что стоит делать ее пример обязательным эталоном для всех.

Побуждаемые реально хорошим желанием предаться, преданные иногда делают эту грубую ошибку, позволяя другим издеваться над собой. Так, по мнению неофитов выглядит истинное смирение. А нечистые сердцем люди этим и пользуются: святой ведь должен все терпеть! Значит, имею полное право делать с ним так, как моей левой ноге захочется…

Много девушек уже допустили эту ошибку, но потом, когда терпение закончилось, одни уходили из ИСККОН и разочаровано и так же страстно начинали проповедовать всем и всюду, что философия кришнаитов плохая. А другие тоже разводились рано или поздно, но уже когда ломались психологически. А вслед за психологическими проблемами начинались и физические и социальные и духовные, как ни странно.

Если интересно, приведу свой пример.

С детства от некоторых из своих родственников-мужчин я слышала, что женщины падшие, ничего не стоящие и тому подобное. Родственники были вайшнавами и все это объяснялось философски и очень логично. Но внутри у меня все кричало и стоял один недоуменный вопрос: и что теперь? Может лучше сразу утопиться, раз женщины по определению плохие, совсем не могут духовно расти и только все портят? Какой смысл мне тогда повторять мантру, следовать принципам и вообще делать что-то хорошее?

Но старшие и тем более мужчины говорили, значит нужно слушаться. А в детстве я была очень послушной и тихой. Я пыталась примерить все эти догмы на себе. В результате была только постепенно увеличивающаяся депрессия. Потом со мной случилась страшная история, когда я была между жизнью и смертью. А мои так называемые мужчины-защитники сказали тогда на это: «Пусть тебя Кришна защищает». Вот такая удобная философия: когда нужно, ты подчиняйся, а когда нам не нужно, то ответственности на нас никакой нет.

Я была тогда сломлена морально и не могла взять и уехать подальше. А тем временем депрессия все усиливалась. Это вылилось в то, что я не хотела ничего, не хотела быть частью социума, а тем более выходить замуж и иметь детей.

Также неосознанно из-за депрессии у меня была постоянно сжата челюсть (все знают этот эффект скрежетания зубами, когда на душе плохо). За 8 лет такого терпения и следования дхарме на всех зубах развились кисты (это когда кость над зубами разрушается и они подлежат только удалению), а челюсть искривилась. Мало кто берется лечить такую проблему и это стоит очень дорого. Разные врачи прогнозировали мне, что без лечения я через несколько лет совсем не смогу открывать рот. И вот скоро будет уже ровно год как я начала долгий и дорогостоящий процесс лечения. Все деньги с работы уходят только на него и процесс не завершен даже на половину. Вот такие последствия могут быть.

Это к слову о том, почему я занимаюсь проповедью в защиту женщин...

Возвращаясь к интервью, пусть каждая девушка решит по совести: по плечу ей такое предание и нужно ли совершать такую нечеловеческую аскезу. И ради чего. А мужчины может быть смогут задуматься об эффекте, который они производят на других, когда говорят о негативной природе женщин, даже если это строго по шастрам. 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.