Хари-канта д.д. Кому все женщины должны быть замужем, а все мужчины оставаться брахмачари?

«Шрила Прабхупада сказал...» Как часто мы слышим эту фразу? Иногда ею продвигают какие-то свои идеи, то, чего Шрила Прабхупада и не говорил или говорил в определенном контексте. Один из примеров того, что Шрила Прабхупада не говорил – известная формула «Книги – наша основа, проповедь – наша сущность, практичность – наш принцип, чистота – наша сила». Подробно откуда это выражение появилось и кто вложил его в уста Шрилы Прабхупады разбирается тут: https://bhaktirasa.livejournal.com/3573.html

А сейчас хотелось бы разобраться в другой известной цитате, «принадлежащей» Шриле Прабхупаде «Все женщины должны выйти замуж, а все мужчины должны остаться брахмачари»… Он ли произнес ее и какой контекст стоит за этой фразой?

 

Откуда растет нос у носорога

Обычно к этому утверждению кроме слов «Шрила Прабхупада сказал» больше ничего не добавляют: ни где он это сказал, ни когда. Это стало что-то вроде народной мудрости: все ее знают и повторяют, но откуда точно эта мудрость произошла и в каком контексте была произнесена, почти никто не может объяснить.

Единственная цитата Шрилы Прабхупады, где он произносит это утверждение, найденная среди его наследия, следующая: «Брахмачарья предназначена для парней, а не для девушек. Девушки должны быть выданы замуж. Брахмачари может оставаться неженатым всю жизнь, но согласно ведической цивилизации девушки должны быть выданы замуж». (Лекция по ШБ 2.1.3, прочитанная 12.06.1974 г. в Париже)

Однако она была произнесена им в определенном контексте. Шрила Прабхупада в этой лекции говорит, что это система ведической цивилизации, а затем объясняет как в этой ведической цивилизации разрешалось единственное противоречие нашей философии: «Поэтому полигамия БЫЛА разрешена» Но мы знаем, что Шрила Прабхупада запретил полигамию в ИСККОН и ввел много других правил, противоречащих ведической традиции для того, чтобы сохранилась суть духовной пратики. Подробнее о запрете полигамии можно почитать из резолюций Джи-Би-Си и писем Шрилы Прабхупады (Книга А.Ч.Бхактиведанты Свами «Грихастха-ашрам, Полигамия).

Что интересно, человек, который привел эту цитату, стал доказывать на полном серьезе, что полигамия была одобрена Прабхупадой. А сам он как ни странно уже в третий раз женат в среде ИСККОН, бросив на произвол судьбы своих предыдущих жен... Все это наводит на мысль: кому cегодня выгодно проталкивать это высказывание Шрилы Прабхупады о том, что все женщины должны быть замужем?

 

Историческая необходимость

Можно понять почему в определенный период развития ИСККОН лидеры стали часто использовать эту фразу в своих проповедях. Началось это после периода тотальной брахмачарьи в ИСККОН, когда даже большинство женщин движения жили в ашрамах и вели суровый отшельнический образ жизни, разрушались семьи, создавалась антипроповедь и беспокойства в обществе. Все это делало женщин более жесткими, а иногда и раздражительными. Нужны были семьи. Поэтому женщины сами с удовольствием стали повторять эту фразу, так как она делала их духовную практику более легкой и естественной.

Однако время показало, что у такой тактики есть и оборотная сторона медали. Как следствие женщины стали очень сильно зацикленными на этой задаче, начали нервно искать за кого бы быстрее выйти замуж, чем внесли, на мой взгляд, не меньше беспокойств в общество, чем чрезмерным женским аскетизмом. Так иногда женщины в поисках "жизненно необходимого" мужа получали его через разрушение чьей-то семьи, переманивая. Духовное развитие женщин отодвинулось на второй план после задач стать женственной, выйти замуж, исполнять долг женщины, матери, жены. Женщины даже в немолодом возрасте чаще стали впадать в депрессию оттого, что они просто не замужем. Появилась философия «Женщина может духовно расти ТОЛЬКО через служение своему мужу», которое прямо противоречит многочисленным наставлениям Шрилы Прабхупады. Соответственно все незамужние и, не дай Бог, разведенные стали восприниматься как неполноценные, а все, что бы они ни говорили, стало восприниматься как неавторитетное просто потому, что это сказала незамужняя…

 

Истина посередине

Истина же – применять наставления священных писаний в соответствием с индивидуальными качествами личности, конкретным временем, местом и обстоятельствами. Главный принцип и критерий применения всех правил: «Всегда помнить Кришну и никогда о Нем не забывать. Все правила и предписания, упомянутые в ведических писаниях, преследуют эти две цели» (Падма-пурана). Ни утверждение «Все женщины должны быть замужем», ни противоположная ей не могут претендовать на абсолютную значимость и непогрешимость для всех и каждой.

К слову даже абсолютность утверждения «Все мужчины должны оставаться брахмачари» можно поставить под сомнение. Вот вам несколько утверждений Шрилы Прабхупады, где он говорит, что ВСЕ мужчины должны обзавестись семьей:

«Государство, которое хочет остановить моральное разложение общества, может добиться этого, введя следующие принципы религии: …2. Ввести обязательное бракосочетание юношей и девушек, достигших соответственно двадцати четырех и шестнадцати лет». (ШБ 1.17.38, комм.)

 

 «Прабхупада: Мужчин настраивают на то, чтобы стать первоклассными мужчинами, а женщин – на то, чтобы стать целомудренными и верными женами. Тогда жизнь их будет очень успешной. И обязательно нужно обзавестись семьей. Обязательно.

Женщина-репортер: Всем ли следует обзавестись семьей?

Прабхупада: Всем. (Телевизионное интервью, 9 июля 1975 г., Чикаго)

И в противовес утверждению «Все женщины должны быть замужем» находим не одну, а много высказываний Шрилы Прабхупады на этот счет:

 «То, что ашрам брахмачаринь достиг большого успеха, очень хорошая новость. Однако лучше всего будет, если взрослые брахмачарини выйдут замуж. В соответствии с ведической культурой женщина никогда не должна оставаться независимой. Я буду рад, если брахмачарини смогут найти хороших мужей и жить жизнью грихастх. Но если они не могут найти себе хороших мужей, им лучше оставаться брахмачаринями всю жизнь, хотя это и довольно тяжело». (Сатсварупе, Монреаль, 18.08.1968 г.)

«Конечно, если женщина может оставаться незамужней и храм способен предоставить ей необходимую защиту (как, например, в христианской церкви есть женские монастыри, в которых женщины должным образом заняты и защищены), это тоже хорошо». (Письмо ШП Мадхукаре, 4 января 1973 г.)

«В своем письме ты написала, что еще несколько лет желаешь оставаться брахмачарини. Это правильно. В Индии брак между юношей и девушкой устраивают родители; однако в этой стране подобное невозможно. Поэтому мы никогда не просим наших учеников вступать в брак, если они не желают делать этого». (Письмо ШП Рукмини, Лос-Анжелес, 19 декабря 1968)

«Если у тебя есть ребенок, но ты незамужем, это равносильно тому, чтобы быть замужем. Поэтому замуж больше выходить не надо». (Письмо ШП Навине, 19 июля 1972 г.)

«Джамбавати должна постараться избежать нового замужества. Муж оставил ее, и кто знает, не сделает ли новый муж то же самое? Пусть забудет о замужестве и сосредоточится на служении Господу. Она должна просто направить ум на лотосные стопы Кришны, и это сделает ее счастливой». (Письмо ШП Кришнаканти, 11 апреля 1971 г.)

 

Хотя такие утверждения сегодня не делают проповедника и его проповедь популярной, но проповедь и не преследует своей главной целью популярность. У нее немного другая основная цель…

 

Заключение

Нужно сосредоточиться на духовной практике, а не на ее внешних формах, определениях и ашрамах. Они занимают подчиненное положение в связи с принципом «Нужно всегда помнить о Кришне и никогда о нем не забывать». Если кому-то удалось достичь этого, будучи замужем – хорошо. Не удалось в этом ашраме – не нужно расстраиваться будто вся жизнь не удалась!

 «В любом положении, замужем ты или нет, независимо от того, каким делом ты занята, ты можешь достичь высшей цели жизни, приняв и практикуя принципы преданного служения». (Письмо ШП Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972)

P.S.: лично я бы внесла предложение запретить проповедь в духе «Все женщины должны быть замужем» как некогда был введен негласный запрет на проповедь «Все мужчины должны оставаться неженатыми». Может тогда женщины и общество преданных станут более спокойными, сконцентрированными на духовном пути, уменьшится число охотниц за принцами и на первый план выйдет достижение духовной полноценности вопреки материальной неполноценности из-за отсутствия мужа у кого-то…

 

Ну и немного юмора, чтоб не помереть от излишней серьезности раньше положенного…

Вариации на тему "Все женщины должны быть замужем, все мужчины оставаться брахмачари" :)

80-е: "Все мужчины остаются строгими брахмачари, все женщины - брахмачарини" (так как выходить не за кого)...

2000-е, появилось много грихастх: "Все мужчины должны оставаться брахмачари в смысле соблюдать строгое воздержание в грихастха-ашраме, не важно что жене хочется, а все женщины должны быть замужем за таким брахмачари"...

Продолжение банкета:

"Все мужчины должны оставаться брахмачари..." - да это шутка Прабхупады! Но: "Все женщины обязательно должны выйти замуж, даже если муж не брахмачари"... - беспрекословная истина! :)

"Все мужчины должны оставаться брахмачари, а те, кто не могут, должны взять в жены все то количество женщин, которое осталось без пары"... :)

"Все женщины должны быть замужем..." А за кого выходить замуж, если ведических мужей с лупой при свете дня не сыщешь? Замужем за Кришной, конечно же! Он вечный муж всех женщин! Поэтому все мужчины должны оставаться брахмачари в прямом смысле этого слова! :)

Все мужчины по своей природе тоже имеют женскую природу. А раз все женщины должны быть замужем, то все: и те, кто в мужском теле и те, кто в женском должны сделать Кришну своим вечным мужем и соблюдать брахмачарью, не зависимо от того, в каком ашраме они находятся в данный момент прозябания в материальном мире: грихастха или брахмачари...

 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси