Различия в подаче женских тем м.Деваки и Хари-кантой д.д.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, я заметила, что ваша подача темы о женщинах отличается от той же подачи матаджи Деваки. Так что действительно правильно?

Хари-канта д.д.: Спасибо за этот вопрос. Да, подача различается в некоторых темах, хотя есть и много общего. Но даже в существующих различиях я не вижу никакой проблемы.

Матаджи Деваки обучает традиционной роли женщины.  Это важно, потому что это естественная роль, в которой женщина может почувствовать себя счастливой, если будет следовать ей досконально.

 

Однако сейчас далеко не всегда можно воплотить ведические времена в реальность. Для этого нужно выполнить одновременно много условий. А когда берется только один аспект ведической культуры и применяется на практике, то это может вызвать отторжение от всей ведической культуры.

На курсе для вайшнави мы изучаем почему важна традиционная роль женщины и как ее постепенно вводить в свою жизнь, чтобы она не вызывала отторжения, чтобы ее принципы входили в нашу жизнь естественно, а не под давлением.

Однако всем известно, что Шрила Прабхупада предоставлял женщинам в его движении много других возможностей, выходящих за рамки традиционной роли (хотя сейчас у западных людей довольно размытое представление о ведической женщине, зачастую искаженное). И нужно понять, почему он все-таки считал возможным использование таких дополнительных возможностей. Это другая сторона медали вопроса о женщинах, которую рассматривает курс для вайшнави. И как найти индивидуальный баланс между традиционной и проповеднической моделью.

Нужно учитывать, что женщины все разные: у каждого свой набор самскар (впечатлений) и опыта; кому-то легко принять принципы традиционной женской роли, а кому-то это очень сложно; кто-то легко может проповедовать, а кому-то это дается как адские муки; у кого-то есть хорошая карма на семейную жизнь, а у кого-то ее нет и так далее. Этот факт подтверждает то, что даже на курсе матаджи Деваки были преданные, которые, не смогли принять то, что подавалось там.

Главное ведь, чтобы был эффект – должен быть духовный рост, который будет выражаться в развитии привязанности Кришне. А методы могут отличаться от личности к личности. Критерии, по которым можно понять, что человек использует подходящие для него методы духовного развития, состоят в следующем: у преданной есть вдохновение на духовную практику и преданное служение, ее вера в сознание Кришны крепнет, она ясно видит перед собой конечную цель, энтузиазм сильный, она может творчески выражать себя в деятельности и так далее. Поэтому каждому человеку нужно подобрать свой индивидуальный набор правил в соответствии с ее личностью, обстоятельствами и местом.

Это же подтверждает Шрила Прабхупада в комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 23.105):

«Чтобы распространять культуру сознания Кришны, надо понять возможный уровень отречения от мира с учетом данной страны, эпохи и индивидуальных особенностей тех, к кому обращена проповедь. Западный человек, желающий развить в себе сознание Кришны, должен быть обучен принципам отречения от материального бытия, но учить его следует по-другому, чем, скажем, жителя Индии. Учитель (ачарья) должен принимать во внимание эпоху, качества ученика и особенности страны. Он должен избегать ниямаграхи, то есть не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может оказаться невозможным в другой. Обязанность ачарьи — придерживаться сути преданного служения. Что же касается юкта-вайрагьи (истинного отречения от мира), то применение этого принципа может несколько отличаться от страны к стране. (…) Следует принимать во внимание смысл преданного служения, а не внешние атрибуты.

Став вайшнавом, человек очищается немедленно, при условии, что он следует правилам и предписаниям, установленным для него истинным духовным учителем. В Европе, Америке и других странах Запада эти правила могут несколько отличаться от тех, которым следуют в Индии. Слепое, бессмысленное подражание, не приводящее ни к каким результатам, называется нийам-граха (один из шести видов деятельности, которая пагубно сказывается на бхакти (Нектар наставлений, т.2) – добавление Хари-канты д.д.). (…) Для конкретной страны, периода времени и конкретного ученика это всякий раз будет особый метод».

Поэтому  я не вижу проблем в различиях подачи. И традиционная роль важна и дополнительные возможности тоже важны. Проблемы начинаются только тогда, когда кто-то считает одну точку зрения единственно правильной и подвергает критике все остальные и тех, кто их проповедует. Тогда будут начинаться деления на группы по убеждениям, что в свою очередь будет подрывать единство ИСККОН. А кому это нужно, кроме Кали?

Поэтому я считаю, что каждому следует прослушать семинар матаджи Деваки, вынести для себя все ценное, что там есть, и также решить: подходит он ей или не подходит. Но, если Вы вдруг почувствуете, что Вам нужно что-то еще, то, возможно, курс для вайшнави поможет Вам в этом.

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.