Хари-канта д.д. Так женщины разумны или менее разумны?

 

В учении Шрилы Прабхупады можно встретить противоречащие друг другу утверждения на этот счет:

«Что же тогда говорить об обычных женщинах, которые, как правило, менее разумны, чем мужчины». (ШБ, 9.14.36, комм.)

«Теперь я вижу, что в нашем Движении девушки более разумны, чем парни» (Письмо ШП Кришнадеви, 17 февраля 1970 г.)

Как их совместить?

Давайте посмотрим как сам Шрила Прабхупада объясняет какой смысл он вкладывает в это выражение «женщины менее разумны»:

«Они считаются менее разумными, потому что в большинстве своем стремятся наслаждаться материальной жизнью» (ШБ 3.23.54, комм.)

Однако женщины, практикующие сознание Кришны, начинают соблюдать регулирующие принципы и посвящать свою жизнь служению, а не наслаждениям чувств. Именно поэтому Шрила Прабхупада пишет:

«Хотя Кунти родилась в женском теле, она была предана Господу, поэтому ее нельзя сравнивать с обыкновенными неразумными женщинами. Напротив, она была самой разумной, ибо признавала Кришну Верховным Господом». (Молитвы царицы Кунти, глава 3.Самая разумная из женщин)

Если женщина занимается преданным служением, а не наслаждает свои чувства, то она разумна. А если мужчина вместо того, чтобы заниматься преданным служением, наслаждает чувства, то его можно считать менее разумным, чем она:

«Жена Махараджи Бали, необычайно разумная женщина, одобрила арест своего мужа и упрекнула его в недостатке разума, поскольку он претендовал на собственность Господа». (ШБ 8.22.20 комм.)

То есть с духовной точки зрения мужчина и женщина равны с точки зрения разума, но в обусловленном состоянии есть вот это различие: женщина менее разумна, менее интеллектуальна.

С внешней точки зрения мужчина может больше знать, лучше разбираться в философии, но важна не эта его интеллектуальная способность, а его внутренняя позиция, бхава. В момент смерти эта бхава будет проверена в соответствии со стихом «О чем бы ни помнил человек в момент смерти, такого состояния он и достигает». В момент смерти Ямарадж или Кришна не будут проверять нас на знание шлок или понимание философии. Они будут смотреть на преданность человека, его бхаву. Поэтому вопрос кто более интеллектуален или менее интеллектуален не имеет особого смысла. Это не духовный вопрос.

 

Всегда менее разумны

 

В комментарии к Шримад Бхагаватам (6.17.34-35) Шрила Прабхупада пишет, что даже на высших уровнях, уровне Шивы и Парвати сохранятся различие между разумом мужчины и женщины.

«В этом заключается разница между мужчиной и женщиной, которая существует также и на высших уровнях жизни, даже между Господом Шивой и его супругой. Господь Шива смог понять Читракету, а Парвати - не смогла. Таким образом, и на высших уровнях жизни существует различие между восприятием мужчины и женщины. Очевидно, что способность к пониманию у женщины несколько ниже, чем у мужчины. В западных странах сейчас ведется бурная пропаганда равенства мужчины и женщины, но из этого стиха явствует, что женщина всегда менее разумна, чем мужчина». (ШБ 6.17.34-35 комм)

То есть, можно сказать: «Шива и Парвати ведь великие преданные! Но даже Парвати оказалась менее разумной, чем Шива. Тогда что говорить про обычных преданных? Значит и между ними есть разница в разуме».

Но давайте разберем что тут имеется ввиду. Вивека-шакти или способность отличать духовное от материального – это одна из функций разума. В начале этой статьи объяснялось, что эта разница в способности различать справедлива только для обусловленных живых существ. Но на духовном плане мужчина и женщина равны в своей разумности. Однако в данном случае Парвати как раз проявила именно обусловленную природу или женскую склонность оценивать все с внешней точки зрения.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарие к этим стихам пишет, что это Санкаршана изнутри побудил ее проклясть Читракету. То есть за этим стоял божественный план, чтобы показать все величие преданности Читракету. В следующей жизни он появился как могущественный демон Вритрасура и показал пример самой чистой преданности, подобной преданности гопи Враджа.

Вспомним еще другие примеры когда Кришна, дабы явить особую милость всему человечеству, намеренно вводил в иллюзию других преданных. Например, Арджуна, который впал в скорбь на поле битвы Курукшетра, но это позволило Кришне дать Бхагавад-гиту всему миру. Махараджа Парикшит тоже впал в иллюзию, посчитав, что Шринги риши намерено игнорирует его и оскорбил его. Впоследствии сын риши проклял Парикшита и весь мир получил Шримад Бхагаватам, рассказанный Парикшиту на смертном одре.

Точно так же и Парвати по воле Санкаршаны была погружена в иллюзию и прокляла Махараджа Читракету, чтобы проявился божественный план. А в обусловленном состоянии женщины все же менее разумны, чем мужчины, поэтому Шрила Прабхупада и пишет тут так.

Хотя уместно заметить, что даже на обусловленном уровне не каждый мужчина превзойдет в разуме каждую женщину. Шудра никогда не превзойдет женщину-брахмани или даже женщину из касты вайшьев. Тому есть немало примеров.

Гарги Вачакнави победила Ягьявалки Муни в споре о трансцендентном. То есть у нее была большая вивека-шакти, способность различать детали, и вичар-шакти, способность анализировать или примирять противоречия, чем у него.

В Шримад Бхагаватам (4.1.64) есть пример женщин, которые обладали всем ведическим и трансцендентным знанием: «Свадха, отданная питам, родила двух дочерей, Ваюну и Дхарини, которые исповедовали имперсонализм и обладали как трансцендентным, так и ведическим знанием».

 

Как можно получить разум?

 

Шрила Прабхупада пишет, что женщины менее разумны, поэтому их необходимо защищать. Да, женщины нуждаются в защите. Тут имеется ввиду наивность женщин.

Они легко принимают религию, но их так же легко обмануть из-за их легковерности. Женщины в большинстве своем все же менее философски подкованы. Но есть два типа разума или способности различать и делать правильный выбор. Приведу пример с таможенной охраной. Таможенник обучен на курсах находить наркотики, но он может допустить ошибку. Однако собака на таможне унюхает наркотики по запаху даже если таможенник их не углядит.

То есть существует внутреннее чутье, которое играет роль разума даже при отсутствии теоретических знаний. Кришна объясняет в Бхагавад-гите (10.10): «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». Это вот то шестое чувство или интуиция, которая помогает преданному (преданной) избежать обмана и выбрать правильное решение.

«Наш принцип таков, что духовная наука раскрывается преданному из сердца в соответствии со степенью его преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Экаяни, 25.07.1970)

Развитие преданности Кришне – это то, что дает разум даже самому необразованному человеку.

------------------ 

Интеллектуальные способности – не самое главное в бхакти-йоге. Большая ученость может стать причиной гордости и падения. А простота и искренность – причиной возвращения домой к Богу. Поэтому споры кто умнее не духовны по своей сути. Эти споры могут вестись, побуждаемые желанием кого-то унизить и возвыситься над кем-то. Лучше уж потерять такой разум, чем с его помощью опускать других, тем более слабых и нуждающихся в руководстве, а не в глумлении, женщин!

«Слишком сильный материальный разум отвлекает от сознания Кришны. Лучше быть глупым и простым, как ты, и при этом прогрессировать в сознании Кришны. Есть чудесная история о Махарадже Бхарате, который вел себя, как слабоумный, чтобы избежать мирского общения. Его называли Джада Бхарата, но Махараджа Рахугана испытал его и увидел, что он очень развит в сознании Кришны, и стал его учеником». (Письмо Шрилы Прабхупады, Мадхави-Лате д. д., 20 июня 1968)

Хари-канта д.д.