Хари-канта д.д. Стандарты чистоты для матаджи

>>> У меня есть к вам вопрос относительно стандартов чистоты для женщин.
Раньше в нашей ятре была убежденность, что матаджи в период менструации не должна касаться огня во время предложения его преданным. А теперь некоторые матаджи утверждают обратное.
Есть ли какой-то авторитетный источник с правилами для матаджи, особенно с теми стандартами чистоты, которые присущи матаджи, служащим для Божеств (в алтаре, на кухне, в швейном цеху, изготавливая гирлянды и букеты).
Также спорный вопрос возникает насчет использования туши для ресниц матаджи-пуджари.

Интересно почему матаджи обрели такую уверенность? Чем они подтверждают свое убеждение?

Из следующей цитаты можно понять принцип как поступать в этой ситуации:

"Согласно смарта-видхи, женщины не могут касаться Божества во время менструации, но госвами-видхи позволяют это. Однако будет лучше не делать этого. Главное, чтобы сева не останавливалась ни при каких обстоятельствах. Это также касается приготовления прасада» (письмо ШП Амшу, 13 августа 1974 г.)

Тут важный пункт, который можно не заметить: однако будет лучше не делать этого. Насколько я знаю даже в больших храмах с высоким стандартом применяется этот принцип: если есть пуджари, которые могут делать по всем правилам, тогда матаджи лучше сделать перерыв на эти 3-4 дня (небольшая потеря). Но если служить Божествам совсем больше некому, например, все уехали на время фестиваля, тогда главное чтобы сева не останавливалась ни при каких обстоятельствах - матаджи может служить. Примерно 1-2 (кто-то говорит 3) часа после омовения она может считаться чистой.

Знаю реальный случай в храме с высоким стандартом, когда именно так и поступили.

Еще один аспект насчет чистоты женщины - это мытье волос. Некоторые даже опытные пуджари-мужчины приходят в недоумение, когда узнают, что женщины не моют волосы каждый день, поклоняясь Божествам. Но это и не требуется:

 «В этом стихе употреблено слово крита-ширах-снанам. Согласно предписаниям смрити-шастры, которые регламентируют повседневные занятия людей, женщинам разрешено совершать ежедневное омовение без мытья головы. Волосы на голове не обязательно мыть каждый день, так как масса мокрых волос может стать причиной простуды. Поэтому женщинам рекомендуется совершать ежедневные омовения без мытья головы и только по определенным дням делать полное омовение. В данном случае Девахути совершила полное омовение, тщательно вымыв волосы. Омовение, которое женщина совершает ежедневно, называют мала-снана, а полное омовение, включающее мытье головы, получило название ширах-снана. После такого омовения полагается обильно умастить голову маслом. Об этом сказано в комментариях к смрити-шастре» (Бхаг., 3.23.31, комм.).

Насчет туши я не встречала авторитетного объяснения. А в чем собственно трудность?

Однако если в каком-то храме приняты определенные стандарты, то им должны подчиняться все, нравится им это или нет.

Насчет касаться или нет огня во время предложения преданным - тоже не встречала объяснения в учении Шрилы Прабхупады. Старшие преданные дают разные ответы на этот вопрос. Кто-то говорит, что этого делать нельзя, так как огонь – это личность и из уважения к личности мы не касаемся. На это можно спросить: а почему тогда мы принимаем прасад, касаемся четок, читаем гаятри и т.д., ведь это тоже личности?

Кто-то отвечает, что Шрила Прабхупада учил матаджи касаться огня, но не поливать Туласи в этот период. Однако точных цитат никто не привел.

Так или иначе даже в различных храмах Индии стандарты поклонения отличаются друг от друга. Я, поклоняясь Божествам в свое время в 4 разных храмах ИСККОН, могу подтвердить, что стандарты, порядок и даже мантры могут немного отличаться друг от друга в каждом храме. Есть много мелких деталей по поводу которых можно долго спорить.

Панкаджангхри прабху, пуджари Маяпурского храма и преподаватель курса по поклонению Божествам однажды ответил на подобный вопрос так: "Это не столь важно. Кришна принимает умонастроение. Он бхава-грахи-джанардана - Тот, кто смотрит в первую очередь на настроение с которым Ему поклоняются". 

Иначе можно делать все по стандарту, но иметь критичное умонастроение, осуждая всех, кто не следует ИХ стандарту.

Одно можно сказать точно - огонь не оскверняется ни чем.

 

Ваша служанка Хари-канта деви даси.