Хари-канта д.д. Могут ли женщины танцевать, петь и участвовать в театральных постановках на публике?

Изучая наставления Шрилы Прабхупады, можно заметить, что по многим темам он подчас давал противоречивые наставления. В одном случае он мог запретить, а в другом наоборот воодушевлял и поддерживал. Так же случилось и с темой танцев, пения и театральных выступлений с участием женщин. С одной стороны иногда он говорил, что эти вещи должны представляться только мужчинами. А с другой стороны вдохновлял труппы артистов продолжать выступления и даже сам организовывал их поездки. Так что же все-таки правильно? Для того, чтобы это понять, нужно собрать и проанализировать все свидетельства за и против. Вот что я смогла выяснить, изучив доступные в фолио Прабхупады факты по этой теме.

Наиболее яркий случай, который демонстрирует раскол между преданными во мнениях относительно этого вопроса произошел в Маяпуре весной 1975 года:

«Ансамбль «Бхакти Раса Дэнс» состоял преимущественно из Шатарупы, Праджапати, Расаджны, Лохитакши и Махавегавати. Прабхупада увидел танцоров в Лос-Анжелесе и захотел, чтобы они приехали в Маяпур с выступлениями. Но спустя всего лишь два представления поступила жалоба от санньяси о выступлениях женщин в храме, даже не смотря на то, что Шатарупа, которая играла Кришну, была полностью покрыта одеждой от головы до пят. Поэтому остальные представления были отменены.

Это был тяжелый опыт для тех, кто не понимал, что же теперь со всем этим делать. Они гадали, почему же Шрила Прабхупада не сказал санньяси о том, что он сам пригласил труппу и помог оплатить расходы на перелет. Большинство смирились с таким решением, но один член группы столкнулся со сложностью в принятии его и уехал…

Шатарупа д.д.: Мы показывали представления в храме и санньяси запротестовали. Они пошли к Шриле Прабхупаде и пожаловались, что они не хотят видеть танцующих женщин. Прабхупада потратил свои деньги, чтобы привезти нас в Индию, а теперь ему нужно было сказать Праджапати, что мы должны все прекратить. Мы так тяжко трудились, чтобы собрать все воедино, но когда санньяси пожаловались, он остановил это.

На ту ночь мы уже запланировали сбор средств, поэтому Прабхупада сказал, что мы могли бы продолжать выступления в другой комнате, отделка которой к кому времени еще не была завершена.

И так мы провели программу для нескольких важных персон, которые уже ехали по направлению к нам. И Вишнуджана Свами чтобы просто показать, что он не был одним из тех людей, которые пожаловались, пришел и подыгрывал на барабане для нас. Это было сродни заявлению, показывающему, что он не состоял в той группе, потому что он однозначно был тем, кто оказывал большую поддержку культуре и искусству в ИСККОН. Остальные санньяси были расстроены таким его заявлением.

Этот инцидент вызвал раскол в лагере санньяси, который позже еще и усугубился, когда Сварупа Дамодара привез некоторых танцоров Манипури, чтобы показать танец раса-лилы. Однажды вечером эти танцоры Манипури показывали танец раса-лила в храме перед Шрилой Прабхупадой и всеми преданными. Они красиво украсили молодых танцовщиц, которые изображали разные настроения гопи. Прабхупада сидел в аудитории в окружении санньяси и брахмачари, поэтому после выступления он произнес короткую речь». (Ваясаки дас, Радха-Дамодара Виласа, том 2, семнадцатая волна)

 

Лекция Шрилы Прабхупады после представления, Маяпур, 6 апреля 1975:

«…театральные представления. Это очень хорошо. Шри Чайтанья Махапрабху также проводил такие театральные представления, когда был грихастхой в Навадвипе, и все преданные приходили посмотреть. Но все роли играли только мужчины. Там не было такого, что женщины выступали. Такое участие женщин было позже представлено одним драматургом Гириш Чандра Гхошем, который имитировал западный манер театральной игры. В противном случае в наши детские годы мы никогда не видели ни одной постановки с участием женщины. Поэтому, если вы организуете такого рода выступления, они должны быть по крайней мере одобрены свыше. Санньяси также могут смотреть, но те части, где играют женщины, санньяси не могут смотреть. Это не так…, строго запрещено. На примере Чайтаньи Махапрабху мы можем увидеть, что в храме Джаганнатхи были представления, состоящие из танцев и пения женщин. Конечно, обычные посетители могут смотреть, но для санньяси и брахмачари это строго запрещено. Когда заиграла музыка, Чайтанья Махапрабху пришел в экстаз: «Такая удивительная музыка доносится из храма Джаганнатхи. Я должен пойти туда». Но его личный слуга Говинда преградил Ему путь: «Господин, эти песни поют женщины». «Да? Это поют женщины? Говинда, ты спас мою жизнь». (Смех) Поэтому для санньяси и брахмачари строго запрещено слушать пение женщин или смотреть их танец. Но, конечно же, в вашей стране это очень сложно сделать. Но, по крайней мере, в таких выступлениях санньяси и брахмачари не должны участвовать. Но если какие-то части представляются мужчинами, то каждый может смотреть, прямо перед Божествами. В этом нет вреда».

 

Из этой лекции Шрилы Прабхупады можно вынести четыре важных пункта:

1.Чайтанья Махапрабху сам устраивал спектакли о Кришне

2.Танцы и пение с участием женщин имели место еще во времена Господа Чайтаньи, но исполнялось исключительно для Господа в храме. Обычные люди могли прийти туда.

3.Но санньяси и брахмачари запрещено слушать пение женщин или смотреть их танец.

4.Если вы организуете такого рода выступления, они должны быть, по крайней мере, одобрены свыше, то есть должны быть поставлены под руководством опытных преданных, которые помогут сохранить правильное настроение.

 

Естественно, давая какие-либо практические наставления, даже расходящиеся с традиционно принятыми в Индии, Шрила Прабхупада всегда давал также принцип, которым нужно руководствоваться в применении этих наставлений. Иначе нетрадиционные формы проповеди могут быстро скатиться до обычных мирских развлечений. Понимая принцип, лежащий в основе каких-либо разрешений или ограничений, можно придерживаться сути проповеди, не отклоняясь в сторону чувственных удовольствий.

«Мы ищем подобного счастья, но мы были сбиты с толку похотливыми желаниями. Поэтому я очень рад видеть такие танцы, танцы Манипури, но они должны быть правильно использованы. Они не должны превращаться в похотливые танцы.

(…) На самом деле санньяси запрещено смотреть какие-либо танцы или пение в исполнении женщин, но мы не нарушаем эти правила. Просто помните о том, что Кришна является верховным наслаждающимся и, если мы смотрим и слушаем в этом настроении, тогда это очень хорошо. Иначе это плохо.

(…) Поэтому такие танцы приветствуются повсюду в мире, если мы правильно понимаем Кришну. В этом заключается предостережение. А в противном случае это очень, очень хорошо. И наша цель состоит в том, чтобы представить эти игры Кришны повсюду в мире, чтобы люди поняли, что они ищут счастья, счастья с Кришной, а не в материальном мире. Тогда вы достигнете успеха.

(Лекция по поводу танцев Манипури, Маяпур, 29 марта 1975)

 

Чтобы создать правильное настроение сознания Кришны как у самих выступающих, так и у зрителей, чтобы танцы, пение или представления с участием женщин не превращались в еще один вид чувственного удовольствия под прикрытием индийской культуры и разрешения Шрилы Прабхупады, можно делать следующие вещи:

- ставить представления на истории, одобренные ачарьями или духовными лидерами

- песни к танцам или сценкам должны быть связанны с преданным служением Кришне, а не с полубогами или мирскими темами и т.п.

- перед исполнением танца или бхаджана можно объяснять их значение или зачитывать перевод, чтобы аудитория могла больше погрузиться в смысл послания, а не в красоту голоса или исполнителя как такового.

- можно отдать предпочтение классическим танцам. Все движения классических индийских танцев имеют определенное значение в отличие от современных стилей, где внимание переключено больше на телодвижения исполнителя.

- современное направление индийского танца вроде Болливуда часто имеет движения, привнесенные из западного стиля танцев вроде «виляния» задней частью тела и т.д. Лично мне сложно понять какой духовный смысл они могут передать и как они могут помочь сосредоточиться на Кришне.

- исполнители танцев, сценок или бхаджанов (киртанов) должны быть целомудренно одеты и украшены, рисуя тилаки на лбу.

- садхана выступающих должна быть примерной. Это поможет им самим быть больше сосредоточенными на Кришне. Настроение выступающего естественным образом передается зрителям или слушателям.

- что бы то ни было делать под руководством опытных вайшнавов

 

Таким образом Шрила Прабхупада как совершенный ачарья, который проповедует согласно времени, месту и обстоятельствам, в отношении публичных выступлений с участием женщин использовал принцип, изложенный им в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 23.105, комм.):

«Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... Он должен избегать принципа нийама-аграхи, которое значит, что он не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. Может быть небольшое изменение тут и небольшое изменение там настолько, насколько это может быть применено по принципу йукта-вайрагйи (надлежащего отречения). Должна быть принята во внимание суть преданного служения, а не внешние парафеналии… Вайшнав немедленно становится чистым, так как он следует правилам и предписаниям своего истинного духовного учителя. В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой. Не следовать регулирующим принципам, но вместо этого жить на полную катушку, это также называется нийама-аграхой… Мы не должны ни следовать регулирующим принципам без эффекта, ни терпеть неудачу в следовании регулирующим принципам. Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…"

 

Ваша служанка

Хари-канта д.д.

 

------------------------------------------------------------------

Цитаты на английском:

1. The Bhakti Rasa Dance Ensemble is mainly Satarupa, Prajapati, Rasajna, Lohitaksa, and Mahavegavati. Prabhupada had seen the dancers in Los Angeles and wanted the troupe to perform in Mayapur. But after only two performances there’s a complaint from the sanny?s?s about women performing in the temple, even though Satarupa, who plays Krishna, is completely covered from head to toe. So the rest of the performances are stopped. It’s a difficult experience for some members who don’t know what to make of it. They wonder why Prabhupada doesn’t inform the sanny?s?s that he requested the performances and helped pay the airfare. Most accept the decision but one member has difficulty accepting it and ends up leaving.
Satarupa dd: We performed in the temple and the sanny?s?s freaked. They went to Prabhupada and complained that they didn’t want to see women dancing. Prabhupada had spent his money to bring us to India and now he had to tell Prajapati that we weren’t going to do any more dancing. We had worked so hard to get it all together, but when the sanny?s?s complained he stopped it. We had already scheduled a little fundraiser for that night, so he said we could do it in another room which wasn’t even finished.
We did the program for a few important people who were already on their way. And Vishnujana Swami, just to show that he was not one of the people who complained, came and played the drum for us that night. It was like his statement to show that he was not in that group because he was definitely a big cultural and art supporter in ISKCON. The other sanny?s?s were upset with him that he was making a statement.
This incident causes a rift in the sanny?s? camp which is further exacerbated when Svarupa Damodara brings some Manipuri dancers to perform r?sa-l?l? dances. One evening the Manipuri dancers perform a r?sa-l?l? dance in the temple before Srila Prabhupada and all the devotees. They are beautifully decorated young ladies dancing and depicting the various moods of the gopis. Prabhupada is surrounded by sanny?s?s and brahmac?r?s in the audience, so after the performance he gives a short talk.
The first point is that Chaitanya Mahaprabhu was very strict with his renunciate followers that they should never associate with the opposite sex, nor should they watch women dancing. Prabhupada makes this point for the benefit of the sanny?s?s.
His second point is, “This kind of dancing is very welcome all over the world if we do not misunderstand Krishna. That should be the precaution. Otherwise it is very good. And our purpose is to introduce these Krishna pastimes all over the world so that they may take lesson that they are seeking after happiness; the happiness is with Krishna, not in the material world. Then you’ll be successful. Thank you very much.”
R?dh?-D?modara Vil?sa II -
Vaiy?saki d?sa
Seventeeth Wave,
The GBC Meeting


2. Lecture After Play
M?y?pur, April 6, 1975
Prabhup?da: ...dramatical performance. It is very nice. ?r? Caitanya Mah?prabhu also introduced this dramatical play when He was g?hastha at Navadv?pa, and all the devotees used to see. But they were played by all males. There was no such thing, female taking part. This female taking part was later on introduced by one dramatist, by Girish Chandra Ghose, imitating the Western way of dramatical play. Otherwise, in our childhood, we never saw any dramatical play performed by woman. So if you organize this kind of play, at least they'll be appreciated by the saintly order. The sanny?s?s also can see, but parts played by women, the sanny?s?s cannot see. That is not..., strictly prohibited. By Caitanya Mah?prabhu's personal example we can see that there was a dancing and musical play by women in the Jagann?tha temple. Of course, ordinary visitors, they can see, but sanny?s?s or brahmac?r?s, they are strictly prohibited. So when the music was going on, Caitanya Mah?prabhu became very ecstatic, that "Such a nice music is coming from Jagann?tha temple. Let Me go and see." Then His personal servant Govinda prohibited Him, "Sir, these songs are from woman." "Oh? It is from woman? Govinda, you have saved My life." [laughter] So sanny?s?s and brahmac?r?s are strictly prohibited to hear or to see dancing woman. Of course, in your country it is very difficult. But at least if such play, dramatical play performed, the sanny?s?s, brahmac?r?s cannot take part. But if the parts are played by male members, everyone can see, in front of the Deity. There is no harm.


3. So we are seeking after that happiness, but we are being misled by the lusty desires. So I am very glad to see the dance, Manipuri dance, but it should be properly utilized. It should not be utilized as lusty dance.
(…)
So actually it is forbidden that sanny?s?s should not see any dancing by woman or any singing by woman, but we are not violating these rules. Just to remember that here is a hint how K???a is spiritually enjoying, if we see and hear on that spirit, then it is very good; otherwise it is not good.
(…)
So we should always remember this r?dh?-k???a-pra?aya-vik?tir ahl?din?-?aktir asm?t. Then it will be very much beneficial.
So this kind of dancing is very welcome all over the world if we do not misunderstand K???a. That should be the precaution. Otherwise it is very, very good. And our purpose is to introduce these K???a pastimes all over the world so that they may take lesson that they are seeking after happiness; the happiness is with K???a, not in the material world, Then you'll be successful.
Lecture on Manipur Dancing
M?y?pur, March 29, 1975


4. Chaitanya Charitamrta, M.L., Ch. 23 purport of verse 105: "To broadcast the cult of Krishna Consciousness, one has to learn the possibility of renunciation in terms of country, time and candidate.....He must avoid the principle of niyamagraha, that is, he should not try to perform the impossible. What is possible in one country may not be possible in another. The acarya's duty is to accept the essence of devotional service. There may be a little change here and a little change there as far as yukta-vairagya (proper renunciation) is concerned...The essence of devotional service must be taken into consideration, and not the outward paraphernalia... A Vaishnava is immediately purified, provided he follows the rules and regulations of his bonafide spiritual master. It is not necessary that the rules and regulations followed in India be exactly the same as those in Europe, America and other Western countries. Simply imitating without effect is called niyamagraha. Not following the regulative principles but instead living extravagantly is also called niyamagraha... We should not follow regulative principles without an effect, nor should we fail to accept the regulative principles. What is required is a special technique according to country, time and candidate...."