Хари-канта д.д. 11 методов контроля вожделения

Из учения Шрилы Прабхупады мы слышали, что вожделение женщины в 9 раз сильнее вожделения мужчины. Этот факт не является препятствием в духовной практике, если уметь правильно обращаться с ним. 
Я опишу несколько важных методов как можно уменьшить или даже полностью выйти из-под диктовки вожделения, насколько я смогла понять их, изучая священные писания и проверяя их в своей жизни:


1. В «Бхагавад-гите» (3.43) Кришна дает самый высший рецепт: «О могучерукий Aрджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума (погруженного в сознание Кришны), и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага – вожделение».

Но не все смогут сразу воспользоваться этим советом. Многим понадобятся годы практики, чтобы обрести это осознание. Поэтому дальше несколько более практических советов.


2. Одухотворить аспекты своей семейной жизни. В «Бхагавад-гите» (13-8-12, комм.) Шрила Прабхупада раскрывает секрет счастливой семейной жизни: «Метод сознания Кришны - лучший способ создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь очень счастливой, так как метод сознания Кришны очень прост. Достаточно повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - питаться остатками пищи, предложенной Кришне, читать и обсуждать такие книги, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и поклоняться Божеству. Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. (…) В любом случае мы не должны слишком привязываться к радостям и горестям семейной жизни, ибо в материальном мире нельзя быть ни полностью счастливым, ни абсолютно несчастным».

 

Шрила Прабхупада перечисляет здесь 4 метода. Нужно:
1. повторять махамантру
2. вкушать кришна-прасад
3. читать и обсуждать Шримад-Бхагаватам
4. поклоняться Божеству
Он пишет, что эти 4 вида деятельности сделают нас счастливыми. По своей сути это самые могущественные анги преданного служения. В «Нектаре преданности» говорится, что даже небольшое соприкосновение с ними или совершение без веры, способно быстро возвысить человека и одухотворить его сознание.

Бхакти Видья Пурна Свами в семинаре для грихастх рассказывает историю одной ученицы Шрилы Прабхупады, которая спрашивала его можно ли ей остаться наиштхика-брахмачарини на всю жизнь. Шрила Прабхупада ответил, что это возможно, но такой путь очень труден. Матаджи действительно выбрала этот путь и прожила достойную жизнь. Примечательно в этой связи, что практически всю свою жизнь она поклонялась Божествам.

3. Нужно одухотворить все 4 сферы потребностей, упомянутые Бхактивинодом Тхакуром в "Шри Чайтанья-шикшамрите" (физическую, социально-эмоциональную, интеллектуальную, духовную), то есть удовлетворить их в духе сознания Кришны. Это отдельная большая тема, поэтому сейчас я не буду ее подробно описывать. Но основная идея, я думаю, и так понятна.

4. Воспитание детей в духе сознания Кришны помогает в том числе свести на нет вожделение. Я помню когда я занималась детской программой в храме, не имея при этом собственных детей, я каждый раз испытывала особый вид счастья и удовлетворения. И детям нравилось внимание от кого-то еще из преданных помимо их собственных родителей. Для наслаждения таким видом счастья не обязательно заводить именно своих детей.

5. Избегать оскорблений преданных. Оскорбления ведут к утрате духовного и возвращения материального вкуса и желаний. Даже великие махатмы и санньяси лишались своего положения и меняли ашрам в результате оскорблений преданных.

6. В «Нектаре наставлений» (текст 1) описывается 6 побуждений, которые преданный должен научиться контролировать: побуждения говорить, побуждения ума, гнев, побуждения языка, желудка и гениталий.
а.) побуждение говорить. Праджалпа, праздные разговоры ведут к расслабленности ума и потере концентрации на сознании Кришны. Поэтому это побуждение нужно использовать говоря только о Кришне.
б.) побуждения ума.
в.) гнев. Преданный должен научиться терпеть любые оскорбления в свой адрес. Использовать гнев можно гневаясь на оскорбителей Господа или преданных.
г.) побуждения языка, желудка и гениталий. Они находятся на одной линии, поэтому влияют друг на друга. Потакая языку, едя изысканные блюда побуждает есть много, а набитый желудок давит на гениталии, побуждая задействовать их. Поэтому рекомендуется есть только Кришна-прасад, не готовя специально для себя изысканную пищу. Молочные продукты в том числе значительно стимулируют этот дух наслаждения. Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада вслед за ним в рекомендациях своим отреченным ученицам не рекомендовал употреблять много молочных продуктов.

 7. Хороший киртан, который побуждает преданных полностью раскрыться, помогает восполнить эмоциональные потребности. Мне кажется важным, чтобы женщины-преданные научились сами хорошо петь и вести киртан. Когда женщины поют киртан в своей среде в отсутствие мужчин, он имеет свои особенности: сама преданная больше раскрывается, нет лишней напряженности (не нужно вести себя определенным образом как в обществе мужчин), остальные вайшнави тоже лучше расслабляются и становятся более внимательны.

8. Полная занятость и физическая нагрузка.
Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали есть ли у него вожделение, он отвечал примерно следующее: «Вожделение в этом мире есть у всех, но мне просто некогда».
В комментарии к известному стиху о варна-санкаре (Б.-г., 1.40) Шрила Прабхупада дает аналогичную рекомендацию по сохранению целомудрия для женщин: «Если женщина прилежно совершает все религиозные обряды, она не станет изменять мужу. (…) Значит, нужно позаботиться о том, чтобы они соблюдали семейные традиции и были постоянно заняты, совершая религиозные обряды». Интересно, что он пишет здесь о прямой зависимости между занятостью и сохранением верности. Аналогично звучит и народная поговорка: «Праздный ум – кузница дьявола».

В свое время, живя в женском ашраме при храме, я услышала от менеджеров храма, что как только его жители получают время, свободное от служения, тут же начинаются конфликты, интриги и сплетни. Потому что преданные на начальном этапе (что женщины, что мужчины) не умеют правильно использовать свою свободу. У меня не раз появлялась возможность убедиться в этой истине на практике.

Отсутствие физической нагрузки создает в теле застой и неудовлетворенность. Физическая работа помогает снять не только физическую, но и эмоциональную напряженность. Поэтому и в христианских монастырях монахиням рекомендовалось при возникновении проблем в уме нагружать себя физической работой.

 

9. Хорошо иметь подругу или близкого человека рядом, которой можно полностью доверить свое сердце. Иначе задавленные внутри эмоции и проблемы будут подталкивать человека искать восполнения любви и поддержки другим способом. Если мы не можем раскрыться в простых человеческих отношениях с мужем или близкими, то рано или поздно начнем искать восполнения потребности почувствовать себя любимой хотя бы на грубом физическом уровне: секс, еда, сон и т.д. Это кстати одна из рекомендаций для санньяси в ИСККОН - искать и выстраивать близкие доверительные взаимоотношения с равными.

10. Физические прикосновения мужчины имеют такой же эффект на женщину как и лицезрение обнаженной женской части тела на мужчину. Поэтому для женщины первый физический контакт с мужчиной имеет такое важное значение – она запоминает его на всю жизнь. И поэтому в ведической культуре незамужней девушки не должен был касаться (даже за руку) ни один мужчина, помимо родственников. Поэтому так важно постараться соблюдать дистанцию между полами. Иначе это будет незаметным образом влиять на ум женщины.

11. В конечном счете, все зависит от воли Кришны. Поэтому молитва играет тоже не последнее место. Но если Кришна захочет, то женится даже самый строгий наиштхика-брахмачари, не успев и глазом моргнуть, будь он хоть триждыинициирован. Или если наоборот такой милости нет, то как ни старайся, а женщина не сможет выйти замуж или сохранить брак. Есть много примеров на этот счет, которые в простонародье называются любовью с первого взгляда.
Воля Кришны решает все. Поэтому я не рекомендую вайшнави преждевременно, без полученных на то благословений одевать белые или шафрановые сари или давать обет безбрачия. Кто знает, что Кришна запланировал для нее в будущем?

О целомудрии и женской брахмачарье продолжение следует... :)

 

Ваша служанка,

Хари-канта деви даси.