Хари-канта д.д. Искусство красноречия

В Ведах неоднократно прославляется искусство красноречия.  В сладкой речи кроется одна из мистических сил женщины, способной подчинить своему контролю любого мужчину. Сладкими речами женщины могли успокоить мужчину, вдохновить его на подвиг или добиться осуществления своих желаний. Так Дити с помощью смиренного поведения и ласковых речей смогла завоевать расположение своего супруга Кашьяпы Муни и получить от него обещание, что она родит сына, который убьет Индру.

Естественно, что цель Дити не достойна вайшнави, но история хорошо иллюстрирует эффект сладкой речи.

Итак, что такое красноречие и с чем его едят?

«Красноречивым, вавадукой, называют того, чьи речи разумны, любезны и приятны». (Нектар преданности, гл.21)

Разумную речь приобретает тот, кто изучает священные писания и говорит, опираясь на них. «Мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания». (Б.-г.17.15, комм.)

Вместе с тем наша речь должна ласкать слух. Что это значит? «Приятным собеседником называют того, кто может своими дружелюбными речами успокоить даже врага. Кришна был именно таким приятным собеседником. Одержав победу над Своим врагом Калийей в водах Йамуны, Он сказал: «О царь змей, хотя Я и причинил тебе столько страданий, пожалуйста, не сердись на Меня. Мой долг - охранять этих коров, которым поклоняются даже полубоги. Я должен был изгнать тебя из этого места, чтобы оградить их от опасности, которой они подвергаются в твоем присутствии». (Нектар преданности, гл.21) Господь Чайтанья тоже известен тем, что его оппоненты в спорах уходили с чувством собственного достоинства и приятным впечатлением, не смотря на проигрыш.

В «Бхагавад-гите» (10.14) говорится, что красноречие имеет женское начало. Это значит, что красивая речь привлекает не меньше, чем женская красота. И напротив, грубая речь из уст женщины способна отвернуть от нее любого, даже не смотря на красоту ее внешности.

Уже упоминалось, что с помощью приятной, ласковой речи женщины во все времена добивались от мужчин исполнения любого своего желания, могли остановить конфликт и выиграть битву без оружия.

Кроме того, умение говорить правильным образом имеет духовный смысл. В одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам» (16.43) говорится: «Трансценденталист, который не полностью контролирует свои слова и ум высшим разумом, найдет, что его духовные обеты, аскезы и милостыня утекают точно так же, как вода вытекает из необожженного глиняного горшка».

Поэтому так важно научиться искусству красноречия. Но как это сделать?

Во-первых, чтобы речь стала разумной и перестать болтать чепуху, нужно изучать священные писания. «Мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания». (Б.-г.17.15, комм.)

Там же в «Бхагавад-гите» говорится какую аскезу речи стоит совершать: «Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания».

Для того, чтобы говорить правдивые слова достаточно дать обет никогда не лгать. Тот, кто никогда не лжет, имеет очень хорошую память, потому что ему не нужно запоминать что и кому он сказал и как с кем поэтому себя вести.

Нужно избегать праджалпы, ненужных разговоров. К праджалпе относятся: пустая болтовня; чтение газет, журналов, романов и т.д.; решение кроссвордов; просмотр телевизора; интернет не по делу; разговоры о политике; споры с целью доказать свою правоту, а не установить истину; сплетни; обсуждение недостатков; ложь; разговоры на мирские темы, не помогающие развитию сознания Кришны; оскорбление садху. Праджалпа – одна из шести вещей, препятствующих духовному развитию. (Нектар наставлений, т.2) Чтобы избегать праджалпы, нужно четко отдавать себе отчет: помогает то, что я сейчас делаю моему духовному развитию или не имеет к нему никакого отношения. В идеале преданные не должны говорить ни о чем, что не связано с сознанием Кришны. Если в праджалпу нас кто-то вовлекает, можно перенаправить разговор на темы, связанные с сознанием Кришны, превратить их в Кришна-катху.

Шрила Прабхупада также пишет об этом: «Говоря о контроле речи, Шрила Рупа Госвами имеет в виду позитивный метод кришна-катхи, в котором дар речи задействован в прославлении Верховного Господа, Шри Кришны. Язык можно использовать для того, чтобы прославлять имя, образ, качества и развлечения Господа». (Нектар наставлений, т.1, комм.)

Чрезмерно растянутая речь тоже может быть разновидностью праджалпы. В «Нектаре преданности» об этом качестве Кришны говорится так: «Он немногословен, но каждое слово, слетающее с Его уст, исполнено глубочайшего смысла. Воистину, речи Кришны доставляют мне бесконечное удовольствие». Недаром существует пословица «Краткость – сестра таланта».

Еще одна из аскез речи: «Своими словами нельзя причинять беспокойства другим. Разумеется, учитель, разговаривая с учениками и обучая их, должен говорить правду, но, обращаясь к другим, тем, кто не являются его учениками, он должен говорить так, чтобы своими словами не вызывать в их умах беспокойство». (Б.-г., 17.15, комм.) Другими словами если человек, которого мы хотим как-то поправить, не является нашим ребенком или подопечным, то лучше не стоит ничего говорить. Об этом нужно поговорить с его старшим. Если человек не просит или не дал нам право быть в роли его старшей, то не нужно его насильно заставлять. Это просто не по-вайшнавски. Старшинство, обязывающее нас, может быть нескольких видов: 1. духовный учитель или наставник, 2. административное положение (в случае административных нарушений), 3. положение родителя, мужа или жены (в случае, когда она дхарма-патни и обязана напомнить о дхарме своему мужу), 4. когда дело требует срочности, а никого больше нет рядом. Но и в  таких случаях тоже нужно сказать это правильно, в мягкой форме, чтобы не отвернуть человека совсем от желания измениться. Как это сделать?

Во-первых, нужно перевести проблему на себя. Например, вместо «Ты сделал мне больно» сказать «Мне было больно» или «Она почувствовала боль». В первом случае это недостаток того человека, а во втором – моя потребность, которая не так режет ложное эго.

Во-вторых, говоря о неприятном, нужно указывать на то, что можно было бы улучшить, упоминая о позитивных результатах этого качества. Например: «Если бы ты сказал немного помягче, мне было бы легче принять это».

И в третьих, дать обратную связь по принципу бутерброда: сначала что-то хорошее (1), затем горькую пилюлю, но в форме улучшения (2), затем снова что-то хорошее (3).

Пример: (1) Спасибо, что помог мне с этим делом. (2) Мне вначале было немного непросто слушать тебя, мне было больно. Мне кажется, что если бы ты сказал немного помягче, то мне было бы легче принять это. (3) Но в любом случае без тебя бы я точно не справилась.

Сравните этот вариант с нашим обычным: «Ты сделал мне больно. Я так и знала, что ты скотина. Ты никогда не исправишься!» Как вы думаете, каков будет результат первой речи и второй?

Этот принцип бутерброда или начального позитивного (вдохновляющего) послания используется также в молитвах, когда сначала прославляется тот, кому они посвящены, а только затем идет сама просьба или послание. В «Шримад Бхагаватам» (1.8.9) Уттара, не смотря на угрожавшую ей смертельную опасность, не теряет дара красноречия: «О Господь богов, о Господь вселенной! Ты — величайший из мистиков.(1) Умоляю тебя, защити меня, ибо в этом мире двойственности никто, кроме Тебя, не сможет вырвать меня из когтей смерти. (2)»

Примеры правильной речи можно также встретить на протяжении всего «Шримад Бхагаватам» у Кунти Деви, Девахути, Сати, Лакшми и других.

 

Контроль речи очень важен. Шрила Рупа Госвами пишет в «Шри Упадешамрите» (т.1): «Уравновешенный человек, способный контролировать свою речь и ум, сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, достоин принимать учеников повсюду в мире».

Шрила Прабхупада также прославляет правильное использование речи в комментарии к этому стиху: «Над проповедниками кришна-катхи не властна смерть. Вот почему так важно научиться контролировать речь».

Ваша служанка,

Хари-канта деви даси.