Хари-канта д.д. Обучение женщин в обществе преданных

В начальные годы развития движения Харе Кришна в СНГ женщины в нем получали такое же образование, как и мужчины: ты не тело, ты – душа, поэтому иди и проповедуй до изнеможения. Спустя годы общество прошло через кризисы, сделав некоторые выводы из собственных ошибок. Но сегодня маятник качнулся в другую сторону: женщинам проповедуется или они сами проповедуют, что важнее всего для них развивать женские качества и выполнять женскую дхарму, т.е. служить и вдохновлять мужа и рожать детей, а проповедь и духовный подвиг нужно оставить мужчинам. Но может ли одна крайность заменить другую?

Сегодня мы можем увидеть, что в Обществе сознания Кришны или около него есть несколько видов образования, которое предлагается женщинам-преданным:

1. Стандартные курсы для вайшнавов: Бхакта-программ, Бхакти-шастры и др.

2. Курсы, направленные на развитие женских качеств и поведения идеальной жены. Они часто опираются на психологию или личный опыт основателя курса. Это так называемые околоведические тренинги и семинары, не обязательно проводящиеся под эгидой ИСККОН.

3. Есть еще один тип женского образования. Оно может опираться на цитаты Шрилы Прабхупады, а их благо так много, что в них можно найти подтверждение практически любой теории. Но это обучение, основанное на традициях культуры, когда вопрос делать или не делать что-то решают традиции, принятые в Индии. Например, всегда ли одевать сари или приемлема и современная одежда. Традиционно в индийском обществе на этот вопрос отвечают: всегда. Хотя у Шрилы Прабхупады могло быть и другое мнение и практические примеры. Ограниченность этой формы обучения в том, что такое образование малоэффективно в среде, где традиции не имеют такой же силы как в Индии. Но он может быть вполне эффективен в местах, где они еще не полностью утрачены и их можно вернуть. Поэтому такой тип семинаров тоже имеет право на существование.

У каждого из этих видов женского образования могут быть свои опасности. Только духовное образование «ты не это тело» показало уже свои минусы. Такой вид обучения может пренебрегать тем реальным промежуточным уровнем с его бытовыми потребностями, на котором в данный момент могут находиться женщины.

Образование, основанное на развитии женских качеств, может потерять конечную цель (духовную практику и обретение любви к богу) из виду и отвлечь внимание человека на второстепенные вещи. Шримад Бхагаватам (1.2.8) по этому поводу говорит: «Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, - бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога».

Образование с философской подоплекой, но основывающееся на индийских традициях может терять силу эффекта духовной практики, так как традиции могут ограничивать некоторые из могущественных нетрадиционных методов духовного развития, переданные нам Шрилой Прабхупадой. Например, эти традиции не рекомендуют женщинам выходить на улицу и распространять книги или проповедовать в социуме. А любая преданная, которая занималась такой проповедью могла почувствовать ее могущественный эффект.

 

Мне хотелось бы предложить добавить еще один тип образования женщин. Что касается обучения в местах, где царит отсутствие ведической культуры и ее сложно там привить быстрым способом, на этот счет Шрила Прабхупада дает свой рецепт: «Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. Может быть небольшое изменение тут и небольшое изменение там настолько, насколько это может быть применено по принципу йукта-вайрагйи (надлежащего отречения). Должна быть принята во внимание суть преданного служения, а не внешние парафеналии… Вайшнав немедленно становится чистым, так как он следует правилам и предписаниям своего истинного духовного учителя. В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой… Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…» (Ч.-ч., Мадхья, 23.105, комм.)

В данном случае четко видна цель, поставленная Шрилой Прабхупадой. Он пишет, что нужно поставить акцент на конечной цели, а не на промежуточных внешних вещах.

На мое мнение, обучение для вайшнави должно обязательно включать и духовную составляющую и материальную (женские качества идеальной жены), но вторая должна быть подчинена первой, а не наоборот. То есть материальная квалификация должна зависеть и помогать конечной цели, а также нужно учитывать индивидуальный уровень каждой личности в отдельности. И эта зависимость второстепенных целей от первостепенных должна быть акцентирована каждый раз в самом процессе образования.

 

Для того, чтобы не запутаться во всей этой лавине знания и разнообразия тренингов, нужно иметь структуру или лестницу, которая объясняет различные градации целей и плодов, которые можно получить.

Шрила Баладева Видьябхушана говорит, что есть три категории преданных. Первая категория называется сваништха – это преданные, у которых есть какая-то вера в бхакти и они ей занимаются, но в основном хотят в рай попасть, им просто хочется счастливой жизни непосредственно тут, в материальном мире. Следующая категория – париништха. Их основная цель и основное желание – прийти к Богу, развить любовь к нему. Но, тем не менее, они остаются в социуме и действуют в нем, чтобы показать другим пример, хотя им самим это не так интересно, это имеет для них второстепенную важность. И последняя категория – нирапекша, но это преданные не от мира сего, они не занимаются социальной деятельностью. Им по сути образование и не нужно, разве что сугубо духовное.

Шрила Прабхупада говорит какое образование должны получить женщины или девочки в гурукуле:  «Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. … Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго)

Можно увидеть, что Шрила Прабхупада разделяет здесь духовную и материальную квалификацию или образование.

Таким образом, тренинги и обучение, направленные на развитие женских качеств или подобные, обещающие рай на земле, могут помочь обрести материальную квалификацию, но они никогда не дадут духовной квалификации и не дадут достижения духовных целей.

Слушание и обсуждение деяний Верховной Личности Бога кардинальным образом отличается от плодов, которые дает материальная благочестивая деятельность.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами объясняет, что когда говорится об автоматическом получении плодов женщиной, благодаря служению своему мужу, то имеется ввиду кармические плоды, а не духовные. (Ссылка)

Следование индийским традициям, пусть даже благочестивым, также не может полностью гарантировать духовные плоды в форме любви к Богу или возвращения в духовную обитель.

Но нужно быть справедливыми и признать, что социум всегда будет состоять из преданных различного уровня и целенаправленности, поэтому все эти виды образования должны и имеют право занимать свое место. Нужно только правильно расставить акценты, чтобы не происходила подмена.

 

Шрила Прабхупада дал принцип: «Что необходимо, так это особая методика согласно стране, времени и кандидату…» Он показал как применять этот принцип на практике, занимая женщин-преданных определенным образом. Чтобы понять каким образом он это делал, нужно тщательно изучить его наставления в различных ситуациях. Перед своим уходом он дал еще одно наставление ученикам: «Ничего не меняйте». Поэтому, как мне кажется, реальное образование женщин именно как вайшнави должно опираться на эти две истины. Только тогда станет возможным достижение ими самой высшей цели жизни. 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.