Хари-канта д.д. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг или Как лишить мужчину свободы воли, данную ему Кришной

В последние годы стала очень популярна теория «чтобы мужчина стал успешным, жена должна вдохновить его». В принципе это хорошее дело – вдохновлять кого-то, это может кому-то и помочь в чем-то, однако у всего есть свое место и данный тезис не может претендовать на абсолютную истину. В данном эссе мне бы хотелось показать какие перегибы и последствия могут быть у этой теории, к чему она конкретно относится и где она может сработать, а где работать не может по определению. И вообще где тут место Кришне в этом всем.

 

 

Любую теорию, использованную неправильно, можно довести до абсурда. Вот лишь пару примеров высказываний, ставших популярными вследствии развития теории о «вдохновении женщины»:

 «Чтобы мужчина изменил свой характер и поведение, женщина должна вдохновить его на это своим поведением».

«Если мужчина пьет, значит жена неправильно себя ведет».

«Если в семье нет денег, значит жена не умеет вдохновлять».

«А если мужчина бьет жену, естественно виновата тоже она, потому что спровоцировала его, нажала на запретные кнопки»…

Но если немного подумать и вспомнить азы вайшнавской философии, то возникнет закономерный вопрос: «А у мужчины вообще сознание есть или он только механизм с кнопками?»

В соответствии с вайшнавской философией Бог при сотворении живых существ наделил каждого из них свободой воли равной Своей собственной и даже Он Сам на их свободу воли не посягает. Если джива хочет отправиться в материальный мир и нарушать законы творения, опускаясь до низших форм жизни, Кришна позволяет ей и это. Однако, похоже, что женщины могущественнее Кришны, раз могут легким движением бровей заставить живое существо измениться по своему хотению…

 

Откуда все растет

 

Есть известная поговорка: «Когда женщина выходит замуж, она надеется, что после свадьбы муж изменится, а мужчина когда женится, надеется, что его жена никогда не изменится… Оба ошибаются».

Эта теория «женщина должна вдохновить» стала столь популярной сегодня, потому что основана на древнем женском желании перевоспитать мужа. У женщин есть такой запрос и они готовы платить деньги за подобные тренинги, питая свою иллюзию и надежду стать счастливой в материальном мире, где в соответствии с ведической философией полностью счастливой стать невозможно в принципе. Тем более в век всеобщей деградации Кали. А так называемые мужчины и рады, потому что эта теория позволяет в любом неудобном случае свалить всю вину на женщину. Не стал успешным – виновата жена, ибо не вдохновила как нужно. Решил уйти от жены или завести любовницу – тоже она виновата. Очень удобно! Почему бы и нет?  

 

Женское желание перевоспитать мужчину, лишить его свободы выбора, стать всемогущей может быть одной из форм желания стать Богом, которое на санскрите называется маявадой. В то время как философия вайшнавизма учит правильному пониманию положения живых существ и Бога и учит зависимости от Бога.

Но погодите, ведь все это основано на высказывании Шрилы Прабхупады! «Что касается женщин, то они считаются силой, вдохновляющей мужчин. В этом смысле женщины могущественнее мужчин. Могучий Юлий Цезарь находился под властью Клеопатры». (ШБ, 1.9.27,комм.) На этой единственной цитате выстроена большая пирамида сегодняшней проповеди в ИСККОН по семейным отношениям. Но давайте посмотрим повнимательнее на основу этой пирамиды…

 

Источники вдохновения

 

Вдохновение может быть как духовным, исходящим от гуру и Шримати Радхарани, так и материальным, проистекающим из полового инстинкта.  

«Деятельность мира вертится вокруг влечения друг к другу мужчины и женщины. Мужчина ищет супругу, отвечающую его вкусам, а женщина ищет себе подходящего мужчину. Это является побудительной причиной в любой деятельности». (ШБ 1.11.36, комм.)

 

То есть существует вдохновение, основанное просто на влечении к противоположному полу. Так мужчина строит дом и зарабатывает деньги для того, чтобы содержать или привлечь к себе красивую женщину.

В связи с этим стоит отметить, что в вышеприведенной цитате из стиха 1.9.27 говорится о МАТЕРИАЛЬНЫХ примерах и практически весь комментарий Шрилы Прабхупады посвящен именно материальных обязанностям! Пример вдохновения Цезаря Клеопатрой, который ради нее завоевывал земли, не имеет никакого отношения к духовной практике.

Однако есть другой источник, из которого можно черпать вдохновение – это вдохновение от гуру, который является представителем Шримати Радхарани. Такой человек, вдохновленный изнутри, будет исполнять свой долг, ДАЖЕ если отсутствует вдохновение от противоположного пола или если жена ведет себя неподобающе!

Пример Шрилы Прабхупады очень примечателен. У него не было женщины, которая вдохновляла его на мирские или духовные свершения. Наоборот. Его мать хотела, чтобы Абхай Чаран стал адвокатом и один раз ради лечения чуть не накормила его куриным бульоном. А жена ни капли не поддерживала мужа в его деятельности, много требовала и даже продала его рукопись Шримад Бхагаватам в обмен на печенье. Тем не менее, Шрила Прабхупада всегда исполнял свой долг перед женой и семьей, развивал собственную фирму по производству лекарств, имел достаточно денег и достиг невиданных высот в духовной сфере, всего лишь получив наставления от духовного учителя. Шрила Прабхупада говорил, что секрет его успеха в том, что он непоколебимо верил в наставления духовного учителя.

И даже после принятия санньясы и проповеди во всем мире, уже после того, как он оставил свою жену и семью, он все равно заботился о них, показывая пример всему миру. Воспоминание Брахмананды прабху "Бывшая жена Прабхупады".

 

Поэтому настоящий мужчина, занимающийся СЕРЬЕЗНО духовной практикой, не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой мирской долг и расти духовно.

 

 

 

Но если вернуться к вопросу о мирском вдохновении, резонно спросить, а откуда женщины берут собственное вдохновение? Женщина подобна цветку, который расцветает сам, НО если он растет в правильной почве. Женщина сама начинает излучать энергию вдохновения, но только если она находится в защищенной среде, где она чувствует безопасность. Иначе цветок без полива и на дороге, на который все наступают ногами, никогда не станет столь же красивым как и цветок, ухоженный в саду. А женщина, которая, так или иначе, борется сама за свое существование или об которую вытирают ноги в семье, просто не имеет энергии для того, чтобы вдохновлять кого-либо. Для этого ей сначала нужно оказаться в защищенной атмосфере. 

В противном случае незащищенность женщин будет естественным образом приводить к распространению другой, но такой же материальной концепции: независимости женщин от мужчин, к эмансипации. Шрила Прабхупада также говорит на этот счет: "В век Кали к женщинам и детям так же, как и к брахманам и коровам, будут относиться с грубым пренебрежением и оставлять их без защиты. В этот век недозволенные связи с женщинами приведут к тому, что о многих женщинах и детях некому будет заботиться. В этой ситуации женщины будут добиваться независимости от мужчин..." (ШБ, 1.16.21, комм.)

Но это такая же материальная позиция, как и требование вдохновения от женщин, чтобы исполнять свой долг.

 

Что же остается женщине, если реально поменять мужчину она не может, отобрав у него свободу воли? 

Все что может женщина – молиться Богу, чтобы Он дал разум ее мужу (отцу, сыну). Кришна говорит в Бхагавад-гите: дадами буддхи йогам там – Я даю разум. А не о том, что женщина даст разум мужчине, если она будет правильно вести себя.

Известны примеры, когда женщины отмаливали мужа, помогали ему встать на путь разума и религии. Но не сами лично, а вымолив это у Бога. В этом есть еще один положительный эффект. Когда мы полагаемся на знания психологии, мы развиваем веру в эту науку и веру в себя, взращивая самоуверенность (маяваду), а то и гордыню. А когда женщина идет путем молитвы Богу, она взращивает веру в Бога и понимание своей зависимости от Его воли. Также ей легче в этом случае принять свою неудачу, если так или иначе мужу помочь ей не удалось.

 

Что делать дживам в Кали-югу

 

Корень всех проблем – отсутствие Бога в душе, как у мужчины, так и у женщины.

Когда у мужчины или женщины есть внутренний духовный стержень, он или она будут исполнять свой долг, ДАЖЕ если партнер будет пренебрегать своим долгом или вести себя разочаровывающе. Потому что такая личность будет исполнять свой долг не ради каких-то результатов, получения чего-либо от партнера, а просто ради Бога. Но, не имея Бога в душе, не занимаясь серьезно, сознательно духовной практикой, преданный не сможет исполнять свой долг, если его партнер не будет оправдывать ожиданий.

Поэтому есть разные варианты как могут развиваться события при разных комбинациях духовно сильных и слабых мужа и жены:

1. Если мужчина духовно слаб, женщина духовно слаба. Она пытается вдохновить его через сексуальную энергию, а он делает ради нее что-то, но вплоть до тех пор пока она его привлекает как женщина.  А если уже не привлекает или привлекла другая, то мужчина будет оправдываться, сваливая вину на женщину и уклоняться от исполнения своего долга. Либо женщина той же сексуальной энергией привлечет себе более сильного мужчину, способного дать ей больше детей, больше денег и комфорта и оставит исполнение своего долга перед первым мужчиной, оправдываясь точно таким же образом.

2. Если мужчина духовно слаб, женщина духовно сильна. Она будет продолжать исполнять свои обязанности перед мужем даже вопреки тому, что он пренебрегает своим долгом. А также она будет молиться за него Богу, в результате которой у него пробудится разум через какое-то время.

Весной этого года я летела самолетом вместе с одной преданной 80-х, до сих пор практикующей. Она рассказала как она вышла замуж за преданного, как они долгие годы практиковали. Потом он перестал практиковать, отошел от преданных и бросил ее с детьми. В течении 4 лет она горячо и подолгу молилась Кришне за него так, что даже дети стали ее уговаривать оставить это. Но в конце концов через 4 года муж вернулся в семью и в духовную практику.

 

3. Если мужчина духовно силен, женщина духовно слаба. Он будет исполнять свой мирской долг и при этом терпеливо ее вести и наставлять, хотя она может не вдохновлять его совсем, вызывать у него чувства жалости и отвращения. Это реальный пример, когда муж становится духовным учителем своей жены. Это пример Шрилы Прабхупады.

4. Если и мужчина и женщина духовно сильны. Им не нужны никакие настройки друг на друга, он и она исполняют свой долг интуитивно, не ожидая ничего взамен. Даже если они полностью несовместимы друг с другом по характерам, они могут терпеть друг друга и сотрудничать ради высшей цели.

«Разногласия между мужем и женой не принимаются всерьез, подобно тому как не принимаются всерьез ссоры детей. Это объясняется тем, что духовная семейная жизнь строится не на прихотях, порождаемых вожделением, а на вечных принципах преданного служения Кришне». (Письмо ШП Лакшмимони, 10 июля 1969 г.)

Естественно наилучшим вариантом будет, если мужчина и женщина совместима друг с другом и в мирском смысле, т.е. женились как это говорят «по любви», и одновременно с этим оба сильны духовно и сотрудничают вместе ради высшей цели. Но такое встречается крайне редко.

----------------

В некоторых случаях женщина может вдохновить и на духовную практику, но это значит, что мужчина СМОГ (позволил себе) увидеть в ней проявление принципа духовного учителя.

«На самом деле муж должен быть духовным учителем для жены, однако если она способна побудить своего мужа к духовной практике, то он вполне может считать жену духовным учителем». (Письмо ШП Шилавати, 14 июня 1969 г.

----------------- 

Да, вдохновлять и мужчин и женщин нужно, правильно вести себя тоже нужно как мужчинам, так и женщинам. Однако слова «должен/должна» нужно применять по отношению к себе в первую очередь и исполнять свой долг. Даже если вторая сторона не исполняет его совсем и ведет себя неправильно. А этого можно достичь только имея серьезную духовную практику.

 

А зачем вообще нужна жена, если мужчина духовно зрел или она его не вдохновляет? Или мужчина женщине. Может лучше сразу отречься ради духовной практики?

 

Пока есть самскары (впечатления в сознании) от отношений с противоположным полом, пока они не заменились на духовные или хотя бы не очистились исполнением долга, то ни о каком отречении можно и не мечтать. И в лесу найдется интернет, где в соц.сети такой человек с материальными самскарами будет говорить о противоположном поле. Благо исполнения долга в очищении сознания. И тем быстрее будет чиститься, чем меньше другой человек вдохновляет.

«Такие цари, как Джанака, достигли совершенства только благодаря тому, что выполняли свои обязанности. Так и ты должен заниматься своим делом хотя бы для того, чтобы подать пример остальным». БГ 3.20

Признаком или критерием, по которому можно проанализировать самого себя и других, есть ли у нас материальные живые самскары, будет яркая реакция на те или иные утверждения о взаимоотношениях, обязанностях или правах мужчин и женщин. Человек с живыми мирскими самскарами будет говорить об этом, а также стараться доказать свою точку зрения, переубедить. Самые болезненные самскары проявляются как критика и оскорбления оппонентов и противоположного пола в принципе. Но того, у кого таких самскар нет, не зацепит за живое ни правда, ни ложь. Такая личность просто равнодушно посмотрит на все и пройдет мимо, так как сфера ее интересов и вкус находится выше.

 

Если есть негативные самскары после предыдущих отношений с противоположным полом, то построить хорошие отношения даже с хорошим человек вряд ли получится. Так как негативные самскары будут побуждать искать или видеть недостатки даже там, где их нет. Например, побуждать думать, что новая жена изменяет, даже если она никогда этого не делала. Поэтому сначала все равно нужно поработать с предыдущим опытом, самскарами, прежде чем вступать в новые отношения.

Просто духовная практика может и должна помочь, но только если делать это осознанно. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж как-то сравнивал наше сознание с чернильницей, полной чернил, а духовную практику с молоком. Наше сердце должно стать чистым и полным молока. Но чтобы молоко заменило чернила, его нужно вливать туда интенсивно. Иначе молоко, более легкое по густоте или текущее по капле будет просто стекать из чернильницы, а внутри как была грязь, так и останется. В соответствии с «Нектаром наставлений» переход с уровня садханы на уровень бхавы возможен только при условии ИНТЕНСИВНОЙ духовной практики, совершаемой БЕЗ оскорблений. А иначе... как жили, так и живем. Только с индийской приправой. И в следующей жизни можем очутиться в форме, к которой были привязаны…

«Мужчина не должен привязываться к женщине, а женщина - к мужчине. И мужчина, и женщина должны быть привязаны к служению Господу, тогда оба они смогут освободиться от рабства в материальном мире». (Бхаг., 3.31.41, комм.).

 

Хари-канта деви даси.

 

P.S:

«Женитьба или замужество не дают ни мужу, ни жене никаких прав считать себя господином. Мужчина и женщина объединяются в браке с целью служения друг другу и совместного служения Кришне.

Жена не является объектом наслаждения для мужа, а муж не является объектом наслаждения для жены. Они не женятся, чтобы удовлетворять свой сексуальный аппетит. Они женятся, чтобы доставлять удовольствие Господу, а не для того, чтобы наслаждаться самим. Они выбирают своим партнером только того, кто служит Господу лучше их.

Они предлагают себя друг другу во имя блага, которое принесет им возможность делиться служением Хари, и которое будет уже в таком случае более высокого порядка. Ни муж, ни жена не должны приписывать себе заслугу за служение другого. Они всего-лишь предлагают свое служение друг другу. И когда один из партнеров удовлетворен таким союзом, он (или она) позволяет другому(ой) совместно служить Хари. Никто из них не может навязывать свое служение другому.

... Обычно гуру не просит ученика жениться/выйти замуж, поскольку очень трудно найти кого-то в этом мире, кто был бы согласен относиться к своей жене или мужу как к достойному объекту своего безоговорочного служения. Однако, только на такие взаимоотношения между мужем и женой может дать разрешение духовный учитель».

(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, журнал «Гармонист», номер XXXII, ноябрь 1935)