Хари-канта д.д. Почему менеджеры защищают брахмачари, а женщин обвиняют

Вопрос: Харе Кришна, матаджи Хари канта! Мои поклоны примите! Так как вы пишите такие актуальные темы, хотела бы поделиться своей историей. Вы поднимаете такие вопросы, которые сейчас крайне актуальны и скоро вырвуться наружу, как огромный гнойник, который прятали долго... По молодости я тоже встречалась с брахмачари. И президент храма мне сказал, что ему ещё нужно пожить в храме, подучиться... А вы типа, если хотите, встречайтесь в храме... Сейчас понимаю, что это был полный бред и, слава Кришне, удалось из этого выпутаться. На самом деле просто некому было помогать в пуджарской и президент не хотел отпускать этого брахмачари. Параллельно он переписывался ещё с несколькими матаджи. Одной начал хамить. Когда мы расстались, он не давал мне прохода. Когда я и ещё одна матаджи подошли к президенту по этому поводу, он выслушал, но ничего не предпринял... Перевел все в шутку. И вообще у нас очень распространено жить в ашраме и типа строить отношения ещё... Мне так жалко этих девчонок, потому что завтра этот брахмачари скажет, что передумал, останется в ашраме и всё. И самое ужасное, что многие старшие считают это нормальным... Интересно знать ваше мнение и вообще мнение шастр. Нормально ли так вообще поступать? Жить в храме, типа учиться и строить отношения? Может я чего то не понимаю...

 

Хари-канта д.д.: Даже с точки зрения мирской морали общаться сразу с несколькими девушками считается не хорошо. Тем более живущим в храме мужчинам. Хотя, если он носит белое, тогда это другой вопрос, но все равно даже брахмачари в белом, живущий в храме, не может свободно общаться с девушками просто по желанию. Это вайшнавский этикет. Если он хочет общаться с кем-то, то старшие должны устроить публичную помолвку или что-то вроде этого с конкретной девушкой, чтобы у посторонних не возникало вопросов почему брахмачари свободно общается с ней и не брали с него неправильный пример. Иначе неправильный пример обязательно кто-то возьмет.

Но если все же по тем или иным причинам где-то такое происходит…  Я напишу достаточно жесткие вещи. Они не относятся только к обществу вайшнавов – можно увидеть аналогичные тенденции в других религиозных организациях. Например, покрывание священников-педофилов церковью. Или другие. Но все же описывать я буду именно в нашем контексте.

В нашей философии говорится, что защищать следует пять категорий живых существ: женщин, стариков, детей, брахманов и коров. Но можно видеть как сегодня больше, чем остальных защищают брахмачари, которых нет в этом списке, но обвиняют женщин. Почему?

Как вы и написали. Чтобы заткнуть дыры в менеджменте. Ведь брахмачари это бесплатная рабочая сила. Причем они работают на храм еще и без нормированного рабочего графика. А женщины, даже если и живут в храме, менее ценные работники, потому что менее выносливы и не сильны физически, более эмоциональны, нуждаются в большем комфорте для жизни и т.д. А те, что живут вне храма, вообще мало пользы приносят…

Притом современные брахмачари ведь не абсолютно чистые души, поэтому их иногда влечет к противоположному полу. Периодически у них может появляться необходимость «выпустить пар». Брахмачари поболтает неформально и ему становится легче, а у девушки беспокойства в уме. Почему менеджеры защищают брахмачари, но вешают вину на женщин? С точки зрения менеджмента (управления) работник (брахмачари) сохранен трудоспособным, ну а беспокойства в уме девушек не сказываются на производстве. А в случае жалоб обвиняют женщину, что приводит к социальному давлению на нее, быстро заставляют ее замолчать, потому что она слабый пол…

Получается, что люди существуют для проектов, а не проекты для людей.

Поэтому у этого подхода есть и другая сторона медали, неочевидная вначале. В системе «люди для проектов» о брахмачари заботятся только до тех пор, пока он может приносить пользу. А как только брахмачари становятся физически недееспособными, больными, старыми, то… « Идите, прабху, к вашим родственникам, храм не может вас больше содержать». «К каким родственникам?» «Да к тем, которых мы 20 лет назад убедили вас оставить, потому они - майя» или «Просто идите куда хотите»…

Вы много видели где в храмах оставляют тело пожилые вайшнавы? Или кого-то отправляют на оплаченное лечение? Или где живут сейчас вайшнавы, таскавшие тоннами книги Прабхупады в 80-е? Это «списание» кадров происходит повсеместно: в Европе, Африке, не только в российском ИСККОН. Стариков тоже не защищают, не только женщин. А от старости не застрахован ни один брахмачари.

Поэтому можно видеть как в 40-50 лет такие отреченные парамахамсы женятся. Когда уже нет физических сил, им приходится начинать жизнь с нуля, содержать жену и поднимать детей. Лично я знаю много примеров когда даже заядлые и известные брахмачари женились в почтенном возрасте, потому что стали болезненными и потому ненужными системе…

 

Кроме того им еще и философию дают не в том виде, которая адекватна их ситуации и не способствует их духовному здоровью. Дают ту, что будет стимулировать их принимать решения, выгодные для бесперебойного функционирования проекта. Например, брахмачари больше дают порций философии «Семья – это темный колодец» или «Предайся! Не думай о себе!» и т.д.

В результате возникает застой. Для кого-то может быть нужно было взять ответственность, чтобы вырасти как личность, но этот брахмачари закрывает определенное служение на кухне и поощрять его в принятии другой ответственности или сменить ашрам не выгодно… Видели сотрудников, которые выгорели на своей должности и превратились в тухлый овощ? Это как раз такой случай.

Или с этим свободным флиртом «монахов» с девушками. Они ведь морально разлагаются от этого, деградируют. Духовная практика не нейтрализует это нарушение. И в духовном мире такие харибольщики тоже не нужны. А в нормальной ситуации его бы огрели пару раз сильной рукой и помогли бы вспомнить о чести и совести. Но не в этом случае… Если же брахмачари еще и регулярно вносит свои финансы с каких-то активов в проект, то его будут стараться удержать дольше всех… 

Поэтому когда выбор такого брахмачари или любого другого мужчины, который свободно флиртует со многими женщинами, пал не на вас… Радуйтесь! Будьте благодарны. Иногда милость Кришны кажется горькой, но мы просто не знаем насколько больно нам было бы, если бы Кришна позволил каким-то вещам случиться. Насколько больнее и разрушительнее было бы для девушки, если бы она вышла замуж за такого альфонса! Потому что вероятнее всего он не станет более сдержанным после свадьбы. Поэтому это просто горькое лекарство, а не ваша личная неудачливость.

И держитесь подальше от людей, которые недостойно себя ведут. Какое бы положение или религиозные регалии они не имели. Всегда можно найти достойных личностей для круга своего общения.

Как-то у меня был неформальный разговор на эти темы с одной из учениц Шрилы Прабхупады. Она сказала, что то, что в ИСККОН очень мало женских ашрамов - это защита Кришны. Так как женщины в таких условиях с самого начала начинают обустраивать вою жизнь: устраиваются на работу, заводят семью, делают карьеру и покупают недвижимость. А в старости у них уже есть мини социум, который их поддерживает. Он, а не какая-то религиозная система, которая не готова нести ответственность за стариков, больных и слабых…

********************

Хотя с точки зрения брахмачари выглядит все даже вполне справедливо… Они просто не понимают внутренний мир девушек. Ну это ж матаджи! Они такие сентиментальные и впечатлительные! Ну просто сказал пару красивых фраз, ну посмеялись вместе. Что тут такого? Чуть что, думают, что на них жениться собрались…

 

Брахмачари не понимают отчего матаджи такие чувствительные, считают это каким-то недостатком, с которым не обязательно нужно считаться.

Приведу аналогию. Когда старость и болезни прижимают кого-то, такой человек всюду ищет кто и что бы ему помогло выздороветь. В состоянии своей слабости человек готов поверить почти всем, кто обещает хоть как-то помочь. И даже бабушкины рецепты порой не кажутся такими уж несерьезными.  Во времена такой слабости очень легко попасться на обманщика, который сумеет хорошо убедить, возьмет большие деньги, но вот ваше здоровье окончательно угробит…

Так вот одинокие девушки находятся в подобном незащищенном состоянии, так как по природе являются слабым полом не только с физической точки зрения, но и социальной, эмоциональной и духовной. Особенно если у нее есть какие-то проблемы или нет поддержки родственников. Одинокой девушке справляться с собственным поддержанием и защищаться от социума все равно, что оказаться одному в большом поле во время грозы без зонта. В такой ситуации подсознание толкает на поиск естественного прибежища - мужа. И если на ее пути оказывается кто-то, кто даже просто тепло к ней отнесется, а то и даст повод надеяться на что-то, то шансы довериться велики настолько же, насколько велики шансы у больного и слабого человека поверить в чудо-лекарство убедительного обманщика…

Поэтому, чтобы научить мужчину быть чувствительным к другим формам жизни, законы мироздания могут поставить его в подобные условия собственной слабости. Рано или поздно. В конечном счете, когда брахмачари говорит: «Я не понимаю почему девушки такие впечатлительные» это значит «Я не хочу понимать. Мне нет до этого дела».

В то время как отношение брахмачари ко всем женщинам должно быть отношением сына к матери. Даже если она младше.  «Это не имеет значения моложе она или старше, но с ней нужно обращаться как с матерью». (Лекция ШП по ШБ 1.3.13, 18 сентября 1972, Лос Анжелес).

Что такое отношение к матери? Это уважительность и сдержанность. Точно такое же поведение как и в присутствии старших и уважаемых людей. Мы ведь не шутим со старшими и не привлекаем излишне много внимания к себе в присутствии старших. Возможно у кого-то с его матерью и очень дружеские отношения, но не у всех так, это не является эталоном, поэтому побратимские отношения с другими женщинами будут приносить другой результат.

А иначе женщины, по своей природе доверчивые, легковерно принимают более свободное общение с брахмачари за другой тип отношений и сразу могут не понять куда ее это заведет. А потом становится поздно… «Психология женщины такова, что если она однажды отдала кому-то свое сердце, ей чрезвычайно трудно забрать его обратно». (ШБ 3.22.15, комм.)

Поэтому если вы заметили, как с какой-то другой девушкой такое происходит, мне кажется, ее лучше предупредить о распространенном сценарии, подходе к проблеме со стороны менеджеров и нечестности отдельных брахмачари.  

******************************

И может быть с точки зрения менеджера девушка будет сама виновата, но ведь не только он является свидетелем и судьей поступков всех живых существ. Известен случай в ИСККОН с реинкарнацией брахмачари из Англии в девушку по имени Ратнавали. Подробнее об этом читайте тут.

А если какая-то девушка, столкнувшись с тонким использованием ее со стороны брахмачари и последующим обвинением от лидера уходит из общества преданных, разве Кришне или Шриле Прабхупаде это понравится? Риторический вопрос.

Поэтому от такого подхода страдают в конечном итоге все: сами недалекие брахмачари, их руководители или наставники, легковерные девушки и все общество с его репутацией. Что делать с этим? Поменять лидеров очень нелегко, практически невозможно. Устраивать революцию малоэффективно. Наилучший выход – показывать личный хороший пример и обучать девушек трезвому мышлению. Темы вроде денег, работы, семьи и здоровья даже в обществе преданных нужно анализировать и принимать решения с обычной мирской точки зрения, пользуясь разумом, который нам дан Богом, а не полагаться на трансцендентность и старшинство преданных. Иначе расплачиваться за ошибки других и чрезмерное личное доверие придется из своего кармана. 

 

Ваша служанка,

Хари-канта деви даси.