Хари-канта д.д. Наставничество для женщин

Вопрос: Матаджи Хари-канта, скажите пожалуйста, есть ли у Вас какие-то наработки на тему наставничество для матаджи?

Хари-канта д.д.: Что вы подразумеваете под наставничеством для женщин? Это сам процесс обучения женщин или служение женщин в роли наставников?

Если первое, то духовное обучение женщин и мужчин ничем не отличается ни в плане философии, ни в плане методов, с помощью которых их учат. Обучение материальной квалификации отличается, но не духовной.

Что касается второй части вопроса, то Бхактивинод Тхакур пишет о том, что женщина может стать наставницей для женщин и в редких случаях для мужчин:

«Женщины, которые являются чистыми преданными, могут стать посредниками на рынке святого имени, и, странствуя повсюду, раздавать святое имя другим женщинам. К мужчинам они подходить не могут. Тем не менее, если женщина осмотрительна и ответственна, ей позволено, учитывая время, место и обстоятельства, проповедовать и мужчинам. Мужчины, в свою очередь, не должны разговаривать с женщинами; исключение составляют пожилые женщины и маленькие девочки». (Шри Шри Годрума-калпатави, часть 2) фото

 

Но с практической точки зрения эта роль женщине дается сложнее по двум основным причинам. Все последующее будет описано с позиции моих наблюдений и личного опыта, подобного разбора особенностей женского наставничества я не встречала в трудах наших учителей.

Первая причина - это реальное отсутствие знания священных писаний – именно на них должны основываться наставления, иначе матаджи могут начать интерпретировать философию и практику на свое усмотрение. Как минимум, если знаний шастр в каких-то темах нет, должна быть готовность признать это и перенаправить подопечную к другим преданным.

Если нет знания шастр или принятых стандартов, то решение автоматически будет приниматься на основе «нравится – не нравится». Обучая курсу «Ученик в ИСККОН» я несколько раз слышала от учениц, что наставница не дала рекомендацию на инициацию только потому, что считала выбор гуру подопечной неправильным. Хотя закон ИСККОН говорит о том, что каждый человек имеет право сам определиться с выбором гуру. Это самый грубый пример. Есть много других менее грубых, особенно в сфере женских особенностей духовной практики. Тут реально часто не хватает даже просто теоретического знания тем, не говоря уже о том как применять их на практике, учитывая особенности индивидуальной личности.

Вторая причина – большая эмоциональность, неумение отстраняться от эмоций и принимать решение на основе разума, беспристрастно анализируя ситуацию. Я сталкивалась с этой проблемой не раз. Например, когда вопрос быть или не быть зависел от наставницы, иногда решение с ее стороны принималось исходя из настроения или от состояния отношений с подопечной на тот момент. Например, если подопечная поступила как-то не очень почтительно по отношению к наставнице, то последняя, руководствуясь своими чувствами, может «отыграться» на ней. Тогда как наставник должен обладать качествами аманина манадена… Не ждать почтения к себе и всегда оказывать почтение другим. Можно здесь проверить саму себя, задав себе вопросы: А чего я жду для себя из этой ситуации? Буду ли я радоваться, если кто-то другой будет страдать? Здесь также поможет практика большей самоотдачи – нужно служить другим больше, чем они, не ожидая ничего взамен.

Вслед за неумением контролировать эмоции появляются другие трудности:

Опыт показывает, что женщинам сложнее решать конфликтную или эмоционально заряженную ситуацию, потому что они склонны вовлекаться в проблему со всеми своими чувствами. А для того, чтобы ее решить, нужно наоборот абстрагироваться от нее, занимать независимую позицию. Если женщина по неосторожности чрезмерно погрузится в проблему, то она может стать ее частью или даже раздуть проблему еще больше.

Неспособность поставить себя на место другой преданной, если ее ситуация, положение или склонности отличаются от ее собственных. Совет в таком случае будет даваться только сквозь опыт наставницы. Это касается вопроса давать совет согласно месту, времени и обстоятельству. Другими словами это привязанность к определенному мировоззрению на жизнь – такой человек считает, что все должны иметь точно те же взгляды и приоритеты, что и у него. А если подопечная имеет другие особенности и склонности, это будет выставляться как недостаток. Например, наставница считает, что у женщины должно быть много детей, так же как и у нее самой. Но подопечная (и ее муж) хотят иметь только одного ребенка. Неадекватным поведением будет убеждать всеми правдами и неправдами иметь много детей или даже обвинять в эгоизме. Я привела реальный случай. Преданным нужно научиться мыслить широко, не зацикливаясь на черно-белом решении, учитывать индивидуальные характеристики, изучая как поступал Шрила Прабхупада во всех таких случаях. А он никогда не был фанатиком.

Отсутствие знания где и как правильно применять эмоции и добрые побуждения. Например сострадание, примененное в неподходящее время может вызвать эффект противоположный ожидаемому. Шрила Прабхупада в связи с этим приводил пример матери и больного ребенка. Врач запретил ребенку кушать определенные продукты, иначе тот умрет. Но ребенок стал плакать и умолять свою маму дать ему эти кушания. Мать из сострадания накормила своего сына, в результате чего тот расстался с жизнью. Мораль в том, что даже добрые дела и позитивные эмоции нужно проявлять в подходящее время. А для этого нужно руководствоваться не ими, а чем-то более высшим, то есть разумом.

В процессе преданного служения вместе с лианой бхакти могут вырасти сорняки корысти или ожидания выгоды от подопечных. Это могут быть как грубая, вещественная выгода, так и тонкая, такая как слава, почет, уважение и т.д. Поскольку обусловленная женская природа описывается как корыстолюбивая, особо склонная к материальному комфорту, женщинам стоит опасаться этих сорняков в большей степени, чем мужчинам.

Естественно, мужчины сталкиваются со всеми этими проблемами также, но женщины, по моему мнению, с ними имеют дело чаще в силу своей большей эмоциональности и меньшей способности ее контролировать или отстраняться, становиться беспристрастной и рассуждать аналитически.

Поэтому так важно научиться контролировать свой ум.

Еще один из пожалуй самых важных методов контроля ума – это находиться в защищенном стабильном социальном положении. Это помогает обрести умиротворение и надежную опору. А также придерживаться ограничений общения с противоположным полом. Это одна из самых больших причин беспокойств в уме. Преданная, не имеющая надежной опоры или с беспокойным умом не может давать эту опору никому другому. Она может разве что просто проповедовать, но не брать более глубокую ответственность.


Однако в женщинах-наставниках есть необходимость, потому что женщина может гораздо лучше понять другую женщину, да и общение между полами имеет свои минусы. Может возникнуть тонкая связь или даже привязанность друг к другу просто на материальной платформе. Поэтому женщинам, да и всем окружающим будет лучше, если наставниками у них будут тоже женщины.

Ваша служанка Хари-канта деви даси.


Продолжение (вопросы-ответы Шрилы Ниранджаны Свами о взаимоотношениях между полами в сфере наставничества) http://vaishnavi.com.ua/index.php/articles/777-nastavnichestvo-vzaimootnosheniya-megdy-polami