Хари-канта д.д. Ведический идеал и современные реалии

<<<<Может Вы мне поможете ответить еще на один вопрос, который меня очень занимает? Как можно примирить ведическое поведение женщины и современные реалии, то есть, как из этих ведических наставлений извлечь принцип и культуру и применить его в современности? И как об этом говорить, чтобы не было болезненной реакции современной женщины, которая ну ни по каким параметрам не вписывается в ведическую культуру?

 

Попробую, если я правильно поняла что вы имеете ввиду.

 

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами в письме ответил на один мой вопрос таким образом:

<<<< «Очевидно, что Шрила Прабхупада хотел восстановить ведический социальный идеал, насколько его вообще возможно восстановить, потому что он соответствует внутренней природе людей и следование ему помогает людям стать материально счастливыми. Но это была его вторичная цель - его главная цель - утвердить идеал духовного счастья в этом мире, даже если в каких-то формах этот идеал поведения отличается от ведической модели. Поэтому, когда Шрила Прабхупада призывал своих учениц проповедовать, речь не идет о компромиссе - наоборот, речь идет о самой высокой цели, которую только может поставить перед собой живое существо, независимо от того, в каком теле оно находится.

Проповедь для Шрилы Прабхупады - это могущественный метод духовного развития».

 

То есть, описывать ведический идеал женщины и объяснять как его достичь НУЖНО, так как следование ему помогает стать МАТЕРИАЛЬНО счастливыми. Без простого понятного материального счастья практиковать сознание Кришны становится сложнее. Но, в то же время, важно правильно расставить акценты (это из другого письма БВГМ). Основная цель преданных - развить бхакти, любовь к Богу, а она не зависит ни от каких материальных условий. В нашей современной ситуации многие имеют уже неправильные привычки в отношениях, ролях мужчина-женщина и т.п. и менять себя оказывается чрезвычайно сложно. Но преданной стоит ПОПЫТАТЬСЯ приблизиться к ведическому идеалу, так как он (идеал) позволит быть материально счастливым, но не стоит ставить это своей ГЛАВНОЙ целью и гнобить, унижать себя если сделать это не получается.

 

В "Нектаре наставлений", т.2 также даются шесть вещей, которые пагубно сказываются на преданном служении. Вторая из них - прайаса - совершать ЧРЕЗМЕРНЫЕ усилия ради достижения труднодостижимых материальных целей. То есть, если современные женщины, которые ну ни по каким параметрам не вписываются в ведическую культуру, будут правдами и неправдами стараться следовать ведическому идеалу, прилагать для этого несоразмеримые с возможностями усилия, они будут только вредить своей лиане бхакти. И как правило, стать примерной ведической женой у них тоже не получается, потому что старые самскары намного сильнее новых околодуховных. 

Есть еще одно любопытное утверждение Шрилы Прабхупады по поводу ведических правил:

"Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... Он должен избегать принципа нийама-аграхи, которое значит, что он не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. Может быть небольшое изменение тут и небольшое изменение там настолько, насколько это может быть применено по принципу йукта-вайрагйи (надлежащего отречения). Должна быть принята во внимание суть преданного служения, а не внешние парафеналии… Вайшнав немедленно становится чистым, так как он следует правилам и предписаниям своего истинного духовного учителя. В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой." (Ч.-ч.,Мадхья-лила, 23.105, комм.)

Пытаться приблизиться к ведическому идеалу стоит, но не стоит делать это самоцелью и бросать все свои силы туда, забыв о главном послании Шрилы Прабхупады: трудиться сообща для удовлетворения Кришны.

Другая проблема в том, что тема об идеальной ведической женщине сильно разрекламирована современными проповедниками-психологами. В этом не было бы ничего плохого, если бы попутно не критиковались все, кто по тем или иным параметрам не подходит под этот идеал. Гордость всегда приводит к критике. Смиренный и духовный человек никого не критикует. Шрилы Прабхупада учил задействовать свою материальную обусловленность в служении и постепенно преобразовывать ее в духовную, а не подавлять ее любым способом лишь бы поскорее соответствовать ведическим стандартам. Мужчины нашего общества, которые стремятся хорошо жениться, также раздувают эту тему об идеальной ведической жене, думая, что таким образом они проповедуют внутри общества. Но на практике можно видеть множество разрушенных семей, обиженных женщин от которых требовали невозможного.

 

Поэтому, мне кажется, важно также обучение истинных джентльменов в нашем обществе, которые будут уметь адекватно относиться к женщинам, не требуя от них невозможных или скорых результатов, и уметь относиться к женщинам как к духовным служанкам Кришны, а не как к материальной собственности, которая должна приносить исключительно наслаждения.

 

Ваша служанка, Хари-канта деви даси.