Хари-канта д.д. Баланс между традиционной и современной моделью положения женщины

Безусловно, традиционная модель поведения женщин хороша.  Она помогает сохранить мир в семье, а когда семьи крепкие, то все общество процветает. Традиционная роль женщины более естественна и для нее самой. Исполняя обязанности в соответствии со своей дхармой, женщина обретает спокойный ум, а спокойствие ум позволяет следовать духовной практике и согласно Бхагавад-гите (2.66) спокойный ум равнозначен обретению счастья.

Однако почему тогда Шрила Прабхупада позволил своим ученицам исполнять множество нетрадиционных или «неженских» ролей в своем обществе? Не легче ли было ему просто отказать современным эмансипированным женщинам во вхождении в его Движение? Или сразу же поставить их в строгие рамки сильной мужской рукой или крепким словом? 
Можно сказать, что возможно он боялся, что его станут осуждать и у него не получится создать свое Движение на Западе, поэтому он пошел на временный компромисс. Но если вспомнить сколько раз его критиковали СМИ за негативное отношение к женщинам, можно понять, что осуждения он не боялся. Но почему тогда он все же позволял и даже поощрял своих учениц исполнять «неженские» или нетрадиционные для женщин виды служений?

В своем решении он руководствовался следующим принципом, сформулированным им в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: «Это очень важно. Господь Чайтанья Махапрабху хотел придумать способ привлечь к сознанию Кришны майавади и других людей, не испытывающих к нему никакого интереса. Так всегда поступает ачарья. Не следует ожидать, что ачарья, который приходит на землю, чтобы служить Господу, будет действовать по шаблону, ибо его задача – найти новые способы распространения сознания Кришны. Иногда завистники критикуют Движение сознания Кришны за то, что в нем любовь к Богу проповедуют и юноши, и девушки…

Но, поскольку мы готовим к проповеднической деятельности как юношей, так и девушек, наши девушки – не обыкновенные девушки, они практически ни в чем не уступают своим духовным братьям, проповедующим философию сознания Кришны. Поэтому мы даем возможность и юношам и девушкам заниматься абсолютно трансцендентной деятельностью, чтобы распространить Движение сознания Кришны. Тем завистливым глупцам, которые критикуют совместную деятельность юношей и девушек в нашем обществе, придется довольствоваться собственной глупостью, поскольку они не знают, как распространять сознание Кришны, используя все подходящие для этого методы. Их шаблонный подход никогда не поможет им распространить сознание Кришны. Поэтому наша деятельность по милости Господа Чайтаньи Махапрабху является совершенной, так как именно Он предложил изобрести способ, который позволил бы привлечь к сознанию Кришны даже тех, кто сторонится Его». (Ч.Ч., Ади-лила 7.31-32, комм.)

Распространение сознания Кришны имеет первостепенную важность, даже не смотря на важность построения варнашрама-дхармы. Поэтому Шрила Прабхупада уделял этому больше своего времени и сил.

Известно также его выражение: «Практичность – наш принцип».

Но если предположить, что Движение сознания Кришны может расширяться и при исполнении женщин своей традиционной роли, не проповедуя, тогда почему сегодня многие не становятся на этот путь? В наше время уже есть семинары о традиционной роли женщины. Но почему-то также появляется категория преданных, которые разочаровываются после этих семинаров вообще в традиционных моделях и даже в ведической культуре в целом. Одна из причин такого разочарования в том, что проповедники традиционной модели чрезмерно давили на своих студентов, а если не получалось изменить человека с помощью давления словом или действием, то этих «неудачников» пытались лишить самоуважения, переходя на личности и указывая на личные недостатки и вымышленные мотивы. Потому что человека без самоуважения легче контролировать и навязать свою точку зрения. 

Поэтому люди, на которых пытались таким образом надавить, но еще имеющие чувство собственного достоинства, попросту уходят от таких проповедников или даже становятся их противниками и пишут длинные статьи, разоблачающие ведическую культуру в принципе. Таким образом, благие побуждения поборников ведической культуры сами же создают своих недоброжелателей.

А женщины, которые бы и хотели обрести земное, близкое счастье, все же не готовы к столь быстрым и кардинальным переменам в силу своего большого противоположного опыта поведения (часто длинною во всю сознательную жизнь), а привычки характера с большой силой тянут обратно даже не смотря на сознательное желание их поменять. А также не менее существенным препятствием для возвращения к традиционным корням является отсутствие благоприятного общения с теми, кто сам уже живет по этим принципам. Правильное общение согласно Шриле Прабхупаде – один из самых важных критериев обретения требуемых качеств.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Шримад Бхагаватам (1.16.21): "В век Кали к женщинам и детям так же, как и к брахманам и коровам, будут относиться с грубым пренебрежением и оставлять их без защиты. В этот век недозволенные связи с женщинами приведут к тому, что о многих женщинах и детях некому будет заботиться. В этой ситуации женщины будут добиваться независимости от мужчин..." Сейчас мало кто из поборников строгой патриархальной культуры может похвастаться столь же строгим собственным следованием законам ведической культуры, в частности защитой женщин. Поэтому неудивительно, что число «эмансипированных» женщин растет c каждым днем. Возвращение к традиционным моделям возможна, но она требует немало времени и терпения, включая правильное поведение каждого из членов общины.

Как пишет Шрила Прабхупада: «Кастовая система, варнашрама-дхарма, отживает свой век даже в среде ее так называемых последователей. Ныне, в условиях социальной, политической и экономической революций, уже невозможно восстановить ее функционирование как общественного института. Однако к религии вайшнавов может духовно приобщиться любой человек, независимо от традиций его страны, ибо ничто не может помешать этому трансцендентному процессу. Поэтому, следуя указанию Господа Шри Чаитанйи Махапрабху, необходимо по всему свету проповедовать культ «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты», обращая в преданных Бога всех, кто желает исповедовать эту трансцендентную веру. Проповедь данной культуры, проводимая преданными, несомненно найдет отклик в сердцах всех разумных и пытливых людей, которые не связаны национальными предрассудками. Вайшнав никогда не станет смотреть на другого вайшнава с точки зрения его происхождения или считать Божество в храме идолом.

Подводя итог, необходимо сказать, что Господь, будучи всемогущим, может принять под Свое покровительство любого человека, где бы он ни жил и в каких бы условиях ни находился. Он дает людям Свое покровительство либо лично, либо через Своего авторитетного представителя - духовного учителя. Господь Чаитанйа принимал в Свое движение многих людей, находившихся вне системы варнашрамы, и в назидание нам говорил, что Сам Он не принадлежит ни к какой определенной варне или ашраму, а является вечным слугой слуги Господа, покровителя гопи Вриндавана (Господа Кришны). Таков путь, ведущий к самосознанию». (Бхаг., 2.4.18, комм.)

Тем не менее, перегиб может быть не только сторону традиционной модели, но и в сторону чрезмерного попустительства современной культуре или точнее безкультурию. Если в первом случае, при чрезмерном упорстве на традиционных правилах и нормах, у человека может развиться гордость своей правильностью и как следствие тенденция осуждать всех, кто не является традиционным. То во втором случае, когда внимание отдается чрезмерному пренебрежению правилам даже под вывеской «проповедь», в человеке может накапливаться неудовлетворенность и развиваться стремление к славе и почету за покоренные вершины проповеди. Оба варианта не принесут блага никому. Поэтому нужно найти баланс, не отклоняясь чрезмерно ни в одну, ни в другую сторону.

Критерием личного баланса традиционной и нетрадиционной модели для конкретного человека будет гармоничность его жизни и степень внутренней удовлетворенности. Критерием будет то, насколько его положение помогает ему (ей) помнить о Кришне и прилагать усилия для служения и личного роста.

смартавйах сататам вишнур

висмартавйо на джатучит

сарве виддхи нишедхах сйур

этайор эва кимкарах

«Нужно всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Все правила и предписания, упомянутые в Ведах, служат этим двум целям» (Падма-пурана)

В противном случае, при чрезмерном увлечении какой-то моделью, все умственные и физические силы могут уходить на поддержание своего имиджа, а на преданное служение ментальных сил уже не хватит. Часто критерий неуместности чего-либо – это чрезмерное напряжение. 

В «Нектаре наставлений» (т.2) говорится, что чрезмерные усилия (прайаса) ради достижения труднодостижимых мирских целей вредят лиане бхакти. Нужно также учесть, что у разных людей степень способности следовать какой-либо модели будет разной. Кто-то легче приспособится к традиционной модели. Кто-то будет менее способен к этому. Кому-то легче дается проповедь, а для кого-то это буду адские муки. Потому что каждый человек индивидуален и эту индивидуальность нужно принимать во внимание, что и делал Шрила Прабхупада. Иначе мы будем ничем не лучше тех времен фанатиков, когда все мужчины и все женщины обязательно становились брахмачари и брахмачарини.

Как в первом, так и во втором случае, успеха достигнет тот, кто не теряет и постоянно помнит о конечной цели всего того, что он делает. Конечная цель – это удовлетворить Кришну и обрести любовь к Нему. Поэтому высшим критерием в принятии или отвержении чего-либо будет: благоприятно то, что я делаю для практики бхакти или нет. (шлока шаранагати) И это можно будет проверить по плодам. Пхалена паричияте. Деятельность судят по плодам. 

Но это факт: исполнение нетрадиционной роли женщин будет беспокоить умы. Причем, чем сильнее мужчины или женщины привязаны к традиционной модели, тем сильнее ум будет приходить в беспокойство. А если к этому добавится еще и нетерпимость, то это будет порождать конфликты и скандалы в отсутствие опытных преданных, способных остановить их и урегулировать деятельность в обществе.

Мне почему-то хочется верить, что когда-нибудь наше общество перестанет быть фанатичным, отклоняясь то в одну сторону, то в другую, и наконец-то научится учитывать индивидуальные особенности каждой личности, а также конкретное место, время и обстоятельства. Но это произойдет только тогда, когда повысится общий духовный уровень большинства преданных.