Хари-канта д.д. Путь постепенного развития женщины

Общеизвестно, что к Богу приходят разные типы людей, с разной степенью обусловленности, точно так же и заинтересованные в обретении Бога женщины также не похожи друг на друга. Это женщины, которые имеют одну цель, но идут к ней разными путями. Кому-то нравится и естественным образом получается следовать исключительно ведической роли женщины, то есть быть активной только дома, но не в социуме. Кто-то может посвятить себя служению в храме или другому служению. Есть также те, кому не дается ни первое, ни второе, но и они стремятся к Богу. А в очень редком случае встречаются женщины, которые способны постоянно находиться в медитации на служение Кришне, что и показывают всей своей жизнью.

И так же как для разной степени заболевания невозможно использовать одинаковые методы лечения и лекарства, точно так же и для разных женщин-преданных невозможно применить одинаковый метод практики, через который они смогут развить любовь к Богу.

  

В «Бхагавад-гите» несколько стихов описывают путь постепенного развития духовности человека. В зависимости от того, к чему человек более склонен, Кришна дает разные методы, чтобы прийти к Нему.

1.Сначала описывается самый высокий уровень и самый трудный для нас метод практики (Б.-г., 12.8): «Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога, направь на Меня весь свой разум. Так ты будешь всегда жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений». Это уровень бхава-бхакти, на котором Кришна является единственной целью и единственной привязанностью. Он наиболее ярко показан такими возвышенными вайшнави как Гангамата Госвамини, Кришнаприя Тхакурани, Мирабхаи, Анталь. Они могли целиком посвятить себя Богу так, что остальные, материальные потребности не беспокоили их и не входили в противоречие с их преданностью Богу. Но так как большинство женщин находится достаточно далеко от этого идеала, поэтому, читая жизнеописания этих возвышенных вайшнави, нам они кажутся мифическими и нереальными.

 

2. Но что же делать обусловленным душам, которые не имеют возвышенных качеств таких вайшнави, но все же хотят обрести любовь к Богу?  Кришна отвечает на этот вопрос следующим образом (Б.-г., 12.9): «О Арджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня». Это уровень садхаки. А для того, чтобы достичь успеха в садхане, рекомендуется принять опытного духовного учителя и практиковать бхакти-йогу под его руководством. Среди вайшнави, которые достигли ощутимого результата, благодаря следованию садхане, можно привести в пример преданную Господа Рамачандры Шабари, а также, учениц Шрилы Прабхупады Ямуну, Хладини и других.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит подробно о том, что значит садхана бхакти-йоги: «Чтобы практиковать бхакти-йогу с ее правилами и предписаниями, нужно принять опытного духовного учителя и под его руководством следовать определенным принципам: вставать рано утром, совершать омовение, приходить в храм, возносить Господу молитвы, повторять мантру Харе Кришна, собирать цветы и подносить их Божеству, готовить для Божества вкусные блюда, принимать прасад и т.д. Есть множество разных правил, которым должен следовать преданный. Так, ему необходимо регулярно слушать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» в изложении чистых преданных. Подобная практика поможет нам развить любовь к Богу, и перед нами откроется путь, ведущий в Его царство. Тот, кто выполняет правила и предписания бхакти-йоги под руководством духовного учителя, непременно достигнет любви к Богу».

Интересно, что, даже следуя практике второго уровня, не самой возвышенной, преданная также может достичь любви к Богу. Не так, что только правила самого высокого уровня приводят к конечной цели. И точно так же, даже те, кто не может следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, могут достичь любви к Богу, следуя правилам СВОЕГО уровня.

 

3. «Бхагавад-гита» (12.10): «Если же ты не в состоянии следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, просто трудись для Меня, ибо, служа Моему делу, ты тоже достигнешь совершенства». Это уровень, на котором женщина просто служит своему мужу, своей семье и, если они являются преданными, то она постепенно также развивает любовь к Богу. Это уровень нишкама-карма-йоги, деятельности без привязанности к плодам своего труда, бескорыстной деятельности. В пример таких вайшнави, которые достигли совершенства благодаря служению своему мужу, можно привести известных всем Девахути, Арчи, Гандхари и других, описанных в «Шримад Бхагаватам».

«Тем, кто не способен заниматься даже такой медитацией, Веды предписывают исполнять обязанности в системе варнашрамы…» (Б.-г., 12.12, комм.). Обязанностями женщины в системе варнашрамы являются как раз таки обязанности жены и других, исключительно женских ролей.

«Много преданных проповедуют сознание Кришны, и они нуждаются в помощи. Поэтому тот, кто не может сам следовать регулирующим принципам бхакти-йоги, может оказывать содействие проповедникам. … Такое добровольное служение, способствующее распространению сознания Кришны, поможет человеку постепенно развить в себе любовь к Богу и таким образом достичь совершенства» (Б.-г., 12.10, комм.).

«Таким образом, к высшей цели - Верховной Личности Бога -  ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны - это прямой путь, другие же методы учат человека отречению от плодов своей деятельности. Это помогает ему обрести знание, затем перейти к медитации, затем постичь Сверхдушу и постепенно прийти к Верховной Личности Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым путем. Поскольку последний доступен не всем, окольный путь познания Бога также приемлем. Необходимо, однако, заметить, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Aрджуне, ибо тот уже преданно служил Верховному Господу. Многоступенчатый, окольный путь предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и потому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако «Бхагавад-гита» основное внимание уделяет прямому пути духовного самопознания. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне» (Б.-г., 12.12, комм.).

Следует отметить, что здесь имеется ввиду служение мужу либо родным, которые являются преданными Господа. «Жена во всем зависит от своего мужа, и если муж является вайшнавом, то, служа своему мужу, она вместе с ним занимается преданным служением Господу» (Бхаг., 3.23.1, комм.). Муж-преданный будет задавать жене верное, духовное направление для ее личного развития. Если же муж или родные не являются преданными, тогда они будут вовлекать женщину в греховную деятельность. Тогда что же делать женщине, которая оказалась в такой сложной ситуации? Ответ на этот вопрос дается в следующем стихе.

 

4. «Бхагавад-гита» (12.11): «Если же тебе не под силу трудиться во имя Меня, постарайся тогда отречься от плодов своего труда и находить удовлетворения в самом себе».

«Иногда бывает, что люди не могут даже выразить свое сочувствие и поддержку проповеднической деятельности в сознании Кришны по социальным, семейным, религиозным или каким-то другим соображениям. Тот, кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить сопротивление со стороны членов своей семьи и много других трудностей. Такому человеку Кришна рекомендует отдавать заработанные средства на какое-нибудь доброе дело» (Б.-г., 12.11, комм.). Этот уровень описывает случаи, когда помимо того, что женщина сама не в силах следовать принципам бхакти-йоги, но и ее семья настроена категорически против сознания Кришны. Но даже в таких случаях есть возможность духовно расти – рекомендуется делать пожертвования проповедникам в силу своих возможностей.

 

 

Разумеется, что в жизни мы встречаемся с разными ситуациями и невозможно всех подвести строго под одну определенную категорию. Часто случается так, что женщина совмещает вторую и третью категории практики, в чем нет ничего дурного, так как они прекрасно дополняют друг друга. Следование правилам варнашрамы поддерживает на уровне саттва-гуны повседневную жизнь женщины, благодаря чему ее непосредственная практика бхакти-йоги, становится более эффективной и защищенной.

Я бы хотела здесь немного остановиться на тех случаях, когда женщина выбирает для себя исключительно третий уровень практики: только служит мужу и родным, которые являются преданными Господа, но не уделяет должного внимания непосредственным методам духовной практики (начиная со шраванам, киртанам, вишну смаранам). Несомненно, Кришна оценит ее усилия. Господь Шива говорит Парвати: «Поклонение Господу Вишну – лучший из всех видов поклонения, но поклоняться вайшнаву, преданному Господа, еще лучше, чем поклоняться Вишну» (Падма-пурана).  

Однако роль мужа, как преданного Господа будет заключаться в том, что он будет стараться постепенно вовлечь свою жену и других подопечных в слушание и прославление повествований о Верховной Личности Бога. Если этого не произойдет или если женщина сама отказывается от такой деятельности, тогда в чем ее духовное развитие? Из истории святого Тукарама (ученика Шри Чайтаньи Махапрабху) мы видим, что его жена, несмотря на то, что считала своего мужа фактически Богом и поклонялась ему соответствующим образом, тем не менее, не принимала всерьез слов мужа о поклонении Пандурангу (Кришне). Поэтому, когда Тукарам был готов отправиться в духовное царство и звал с собой жену, она также не восприняла это всерьез и отказалась. В итоге ее жизнь была сведена к чисто материалистической карма-канде, деятельности ради материальных плодов. Поэтому даже выбирая для себя исключительно третий уровень, уровень преобладающего служения мужу, женщина должна перенимать также посильные для нее элементы духовной практики от ее мужа либо родных, ибо, таким образом, она постепенно дозреет до собственной способности следовать принципам бхакти-йоги.

Точно так же и следуя второму уровню - принципам бхакти-йоги, преданная постепенно разовьет в себе способность к постоянной медитации на Кришну. Это, однако, не означает, что развив способность находиться в постоянной медитации, ей больше не нужна будет семья на подобии Гангаматы Госвамини или других отреченных вайшнави. Напротив, ее семья станет поистине образцом духовного союза.

Итак, какой бы квалификацией ни обладала женщина, она всегда имеет возможность духовно развиваться. Эти разные уровни не означают, что кто-то находится выше, а кто-то ниже. Не стоит ради общественного признания прыгать выше головы и стараться следовать правилам не своего уровня. Это лишь губительно скажется на духовной практике.

Для того, чтобы достичь успеха в своей практике важно поставить цель, определить свой нынешний уровень и, применяя адекватные для него методы, начать постепенно духовно расти. Если цель поставлена, то она достижима. Все остальное зависит от нас.

 

Теперь мне бы хотелось немного подробнее остановиться на препятствиях (обусловленности) и на том как методы духовного развития на каждом этапе помогают преодолеть их.

Шрила Прабхупада объясняет, что наша материальная обусловленность выражается прежде всего в том, что мы считаем себя этим телом и всем, что связано с ним. Такое мировоззрение отражается на деятельности чувств, состоянии ума и разума, а также на эмоциональном состоянии, которое особо важно упомянуть, так как эмоции (чувства) женщины намного сильнее, чем у мужчины, а при этом разум, как правило, слабее. 

Неуправляемые эмоции ведут за собой ум и разум, на основе чего женщина в обусловленном состоянии принимает решения. В отличие от нее вайшнави принимает решения и делает выводы не на основе эмоций и ума(нравится/не нравится), а на основе разума (хорошо/плохо). Вопрос в том, как стать разумной? А тут уже для разных категорий женщин ответ будет разным.

Для третьего уровня (сугубо следование варнашраме) роль разума будут выполнять муж и старшие родственники, которые будут говорить что нужно делать и чего делать не следует. А женщина, благодаря полному преданию такому виду процесса будет безоговорочно принимать их решения.

На втором уровне также присутствуют наставления старших, в частности указания духовного учителя. Но также подразумевается, что по мере своего развития человек становится более самостоятельным и ответственным, ему не нужно уже каждую минуту подсказывать как действовать. Поэтому здесь также присутствуют другие методы индивидуальной практики, такие как ранний подъем, повторение святых имен установленное количество раз, чтение и изучение священных писаний, слушание кришна-катхи, поклонение Божествам и т.д. Все эти методы призваны развить духовный разум и усилить привязанность к Кришне.

А на самом высоком уровне роль разума играет уже исключительно любовь к Богу: она диктует преданной что хорошо и что плохо, а вайшнави спонтанно стремится следовать правилам и предписаниям. Это, по сути, уже уровень бхава-бхакти.

 

Хотелось еще подробнее написать о практике второго уровня, но уже не в этот раз…

(Автор - Хари-канта д.д.)