История попыток изменения положения женщин во времена Прабхупады

Так как есть идея о том, что правила в отношении женщин в ИСККОН, установленные Шрилой Прабхупадой, могут быть изменены, далее собраны все попытки произвести подобные изменения при жизни Шрилы Прабхупады и его реакцию на них.

 

Исполнение «Говиндам ади пурушам»

 

«В 1975 году один преданный из Лос-Анджелеса выразил беспокойство по поводу того, что вынужден слушать женское пение во время приветствия Божеств (молитвы «Говиндам»). Он написал Шриле Прабхупаде, цитируя комментарий Бхактивиноды Тхакура к тринадцатой главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты», в которой рассказывается о том, как Господь Чайтанья услышал пение деви-даси в храме. Преданный также сослался на комментарий Шрилы Прабхупады в восемнадцатой главе Шестой песни, в котором сказано, что санньяси или брахмачари, который, взглянув на лицо женщины или услышав ее голос, привлекается ею, на тонком плане совершает падение. «В свете этого, - написал преданный из Лос-Анджелеса, - многие брахмачари, включая меня, обратились к президенту храма в Нью-Двараке с просьбой во время утреннего приветствия Божеств слушать пение молитв «Брахма-самхиты» не в исполнении бывшей жены Гурудаса Махараджи, а в исполнении Вашей Божественной Милости. Я уверен, что все преданные будут счастливы слушать ваше пение вместо электрогитар, лондонского симфонического оркестра и т.д. и т.п.»

В письме от 12 декабря 1975 года Шрила Прабхупада ответил из Вриндавана: «Нет! Ты провел некоторые исследования. Все это время вы слушали пение Ямуны-деви, а теперь хотите все поменять. Это не обычное пение, это концерт, и поет много людей, так что тут нет ничего плохого. Это как санкиртана. Я одобряю это. Здесь, в храме Кришны-Баларамы, мы слушаем эту запись каждое утро, и если здесь это нормально, почему по-другому у вас?»  (Сатсварупа дас Госвами, Нектар Прабхупады)

 

Чтение джапы в алтарной вместе с мужчинами


«Я как-то получил письмо от Куладри и был очень рад услышать свежие новости с Запада. Я пересказал Шриле Прабхупаде его содержание, так как он не знал ничего из того, о чем в нем сообщалось.

Одно сообщение привлекло его особое внимание. Речь шла о раздельном нахождении мужчин и женщин в Нью-йоркском храме. Он получил письмо с этим известием в тот же день, когда я получил свое. Услышав, что в Нью-Йорке женщинам, чтобы не создавать беспокойств брахмачари, позволяют находиться в храме только в определенные часы, Шрила Прабхупада сказал, что лучше брахмачари отправляться в горы, потому, что в наших храмах этих правил придерживаться не возможно.

В письме, адресованном Экаяни, Шрила Прабхупада написал: «Я не знаю, зачем вводятся эти новшества. Мы уже установили вайшнавский стандарт, тот, который устраивал всех великих, очень великих святых и ачарий нашей линии, - чем же он не подходит моим ученикам, настолько, что они вынуждены что-то изобретать? Не нужно этого делать. Кто вообще это придумал: женщинам нельзя повторять джапу в храме, проводить арати, и все остальное? Если это их беспокоит, то пусть отправляются в лес. Я никогда не вводил таких правил. Если брахмачари не выдерживают присутствия женщин, им стоит уйти в лес, подальше от Нью-Йорка. В Нью-Йорке столько женщин. Как возможно их там не видеть? Чтобы не видеть женщин, этим брахмачари лучше жить в лесу, если уж они так легко возбуждаются. Но их тоже тогда никто не будет видеть - а как же проповедь?»

(Из книги Шрутакирти пр. "В чем сложность?"
31 ноября 1972 г. ИСККОН Мумбай, Индия)

 

Танцы женщин в храме

 

«Ансамбль «Бхакти Раса Дэнс» состоял преимущественно из Шатарупы, Праджапати, Расаджны, Лохитакши и Махавегавати. Прабхупада увидел танцоров в Лос-Анжелесе и захотел, чтобы они приехали в Маяпур с выступлениями. Но спустя всего лишь два представления поступила жалоба от санньяси о выступлениях женщин в храме, даже не смотря на то, что Шатарупа, которая играла Кришну, была полностью покрыта одеждой от головы до пят. Поэтому остальные представления были отменены.

Это был тяжелый опыт для тех, кто не понимал, что же теперь со всем этим делать. Они гадали, почему же Шрила Прабхупада не сказал санньяси о том, что он сам пригласил труппу и помог оплатить расходы на перелет. Большинство смирились с таким решением, но один член группы столкнулся со сложностью в принятии его и уехал…

Шатарупа д.д.: Мы показывали представления в храме и санньяси запротестовали. Они пошли к Шриле Прабхупаде и пожаловались, что они не хотят видеть танцующих женщин. Прабхупада потратил свои деньги, чтобы привезти нас в Индию, а теперь ему нужно было сказать Праджапати, что мы должны все прекратить. Мы так тяжко трудились, чтобы собрать все воедино, но когда санньяси пожаловались, он остановил это.

На ту ночь мы уже запланировали сбор средств, поэтому Прабхупада сказал, что мы могли бы продолжать выступления в другой комнате, отделка которой к кому времени еще не была завершена.

И так мы провели программу для нескольких важных персон, которые уже ехали по направлению к нам. И Вишнуджана Свами чтобы просто показать, что он не был одним из тех людей, которые пожаловались, пришел и подыгрывал на барабане для нас. Это было сродни заявлению, показывающему, что он не состоял в той группе, потому что он однозначно был тем, кто оказывал большую поддержку культуре и искусству в ИСККОН. Остальные санньяси были расстроены таким его заявлением.

Этот инцидент вызвал раскол в лагере санньяси, который позже еще и усугубился, когда Сварупа Дамодара привез некоторых танцоров Манипури, чтобы показать танец раса-лилы. Однажды вечером эти танцоры Манипури показывали танец раса-лила в храме перед Шрилой Прабхупадой и всеми преданными. Они красиво украсили молодых танцовщиц, которые изображали разные настроения гопи. Прабхупада сидел в аудитории в окружении санньяси и брахмачари, поэтому после выступления он произнес короткую речь». (Ваясаки дас, Радха-Дамодара Виласа, том 2, семнадцатая волна)

"Мы ищем подобного счастья, но мы были сбиты с толку похотливыми желаниями. Поэтому я очень рад видеть такие танцы, танцы Манипури, но они должны быть правильно использованы. Они не должны превращаться в похотливые танцы.

(…) На самом деле санньяси запрещено смотреть какие-либо танцы или пение в исполнении женщин, но мы не нарушаем эти правила. Просто помните о том, что Кришна является верховным наслаждающимся и, если мы смотрим и слушаем в этом настроении, тогда это очень хорошо. Иначе это плохо.

(…) Поэтому такие танцы приветствуются повсюду в мире, если мы правильно понимаем Кришну. В этом заключается предостережение. А в противном случае это очень, очень хорошо. И наша цель состоит в том, чтобы представить эти игры Кришны повсюду в мире, чтобы люди поняли, что они ищут счастья, счастья с Кришной, а не в материальном мире. Тогда вы достигнете успеха". (Лекция по поводу танцев Манипури, Маяпур, 29 марта 1975)

 

Одинокие женщины с детьми и грихастхи не должны жить в храмах

 

«Конфликт достиг кульминации на ежегодном фестивале ИСККОН в Майяпуре (Западная Бенгалия) в марте 1976 г. Джи-би-си, в основном состоявший из санньяси,28 под председательством автора этой статьи принял несколько спорных постановлений: «Незамужние женщины с детьми не должны жить в храмах ИСККОН. Мужья и жены также не могут жить в храмах, даже раздельно. Прежде чем вступить в брак, преданные должны найти источник средств к существованию, а не надеяться на материальную поддержку ИСККОН. Вступив в брак, грихастха должен содержать жену до тех пор, пока не примет санньясу».* (…)

Постановления, принятые Джи-би-си, в составе которого преобладали санньяси, пытались узаконить некоторые аспекты социальной системы, давно существовавшей в Индии. Реакция Прабхупады ясно показала, что они не подходили для Америки и особенно для условий, сложившихся в ИСККОН. Прабхупада решил остановить спор. Он снял запрет на проживание в храмах одиноких матерей: «Я не могу по-разному относиться к своим ученикам, кем бы они ни были, мужчинами, женщинами, детьми, богатыми, бедными, образованными или глупыми. Пусть все приходят и принимают сознание Кришны. Иначе они напрасно проживут свою человеческую жизнь.»*

(Тамал Кришна Госвами, Трудности роста: ереси в Движении сознания Кришны)

 

Отправить всех женщин ИСККОН в Австралию

 

«В то время, как видно из документов Джойтирмайи, многие женщины были освобождены от своего служения, должны были находится на задворках храмовой комнаты во время арати, и им не разрешалось читать джапу в храме. Были даже разговоры, чтобы попросить женщин покинуть храмы и уехать в Австралию». (Судхарма д.д «Женщины в ИСККОН 70-х». Представлено на ежегодном собрании Джи-Би-Си в 1997 году.)

 

Можно не читать джапу, если занята служением

 

«Однажды, в начале утренней лекции по «Шримад Бхагаватам», Прабхупада окликнул одну из учениц: 
– Нандарани! 
Нандарани почтительно встала. 
– Ты каждый день повторяешь шестнадцать кругов? 
– Ну, я стараюсь, Прабхупада. 
– Вот в этом-то и проблема, – сказал Прабхупада, повернувшись к президенту храма. 
Если даже Нандарани, одна из старших и самых ответственных учениц, не повторяет мантру как следует, что уж тогда говорить о младших ученицах, которые находятся под ее началом. Виноваты были руководители. Прабхупада хвалил учеников за их напряженную работу над реконструкцией храма и за то, что каждый день они выходили на улицы петь и распространять журналы. Но если преданный не повторяет установленное количество кругов мантры, он пренебрегает самым важным наставлением духовного учителя. 
Нандарани умолчала о том, чтo ей сказали руководители храма – что если она занимается служением, то мантру повторять не обязательно. И это при том, что при посвящении Прабхупада давал ученикам совершенно ясное указание – каждый день повторять по меньшей мере шестнадцать кругов!»
(Сатсварупа дас Госвами, Прабхупада Лиламрита, ИСККОН в опасности)

 

Другие примеры попыток поменять правила, касающиеся женщин в ИСККОН:

 

Женщины на санкиртане

 

«Тамал Кришна: Там всегда присутствовали какие-то женщины, поэтому я всегда чувствовал, что нам нужны женщины. Но может быть они не нужны на санкиртане.

Мадхудвиша: Разве Господь Чайтанья брал с собой женщин, домохозяек путешествовать вместе с Ним, когда Он выходил на санкиртану?

Прабхупада: Да. Они следовали. До сих пор они следуют за санкиртаной. Но они были вместе  с мужьями. Санкиртана, каждый может…

Тамал Кришна: Дети тоже.

Прабхупада: О, да. Каждый. Санкиртана значит собрание.Бахубхир милитва киртайатити санкиртанау. Таков вывод. Когда много людей собирается вместе и воспевает, это называется санкиртаной. Если вы поете один, это называется киртана». (Беседа в комнате о браке, 24 сентября 1968, Сиетл)

 

Женщина в роли Джи-Би-Си

 

«Однажды Шрила Прабхупада рассматривал возможность сделать Ямуну членом Джи-Би-Си, но некоторые преданные стали возражать: «Женщина не может быть Джи-Би-Си». Прабхупада ответил: «Мужчины и женщины равны на духовной платформе». Хотя Прабхупада предлагал такое служение Ямуне, ей больше нравилось служить Божествам и петь бхаджаны, поэтому она отказалась. Прабхупада обращался со своими ученицами как с собственными дочерьми. Они могли обращаться к нему за советом и могли стоять, где хотели, во время поклонения в храме». (Из книги Гурудаса, мужа Ямуны под названием "Своим примером" (Gurudasa, By His Example))

 

Женщина в роли старшего пуджари

 

«Лила-шакти даси: Был еще один особый момент. Некоторые преданные, кажется, это были брахмачари из Германии, говорили, что женщина не должна быть старшим пуджари. Они ссылались на слова Прабхупады. Я помню, что вскоре после этого приехал Прабхупада. В этот день я занималась служением на алтаре: проводила арати, когда зашел Прабхупада. Поскольку дверь в алтарную расположена рядом с входной дверью, он сразу зашел, чтобы получить даршан Божеств. Я стояла рядом с Прабхупадой. Он повернулся ко мне и сказал: «Ты занимаешься этим?» Я ответила: «Да, Прабхупада». Он улыбнулся и кивнул, сказав: «Очень хорошо». У меня было такое чувство, что Прабхупада знал о моих трудностях, но это ощущение продолжалось лишь мгновение. Раз в год Прабхупада приезжал, и это на самом деле было для меня стимулом продолжать заниматься служением, без которого мне было бы тяжело» («По стопам Шрилы Прабхупады»,Май 1971 – август 1972).

 

Инициация незамужних девушек или тех, кто замужем за непреданными

 

«Махатма дас: (Относительно некоторых молодых индийских девушек, готовящихся принять посвящение у Шрилы Прабхупады) Я не знаю положение девушек, которые принимают посвящение. Они могут выйти замуж за кого-то вне общества.

Прабхупада: Все равно они могут воспевать и следовать правилам и предписаниям.

Махатма дас: Даже если муж не следует?

Прабхупада: Это не имеет значения. Это индивидуально. Когда моя сестра вышла замуж, в доме ее свекра все ели рыбу. Она была молодой девушкой десяти-одинадцати лет. Она подавала эти приготовления с рыбой и начала плакать. Ее свекровь спросила: «Почему ты плачешь?» «Нет, мы не прикасаемся к таким вещам». Ее свекровь немедленно организовала отдельное приготовление для нее. Так ее муж и другие члены семьи ели рыбу, но она никогда не прикасалась. Она не знала, что такое рыба. Если кто-то хочет поддерживать собственную чистоту, он или она может делать это при любых обстоятельствах.» (Беседа в комнате, 22 августа 1976, Хайдерабад)

 

Чтение лекций

 

«Что касается чтения лекций преданными-женщинами, я информировал тебя о том, что в служении Господу нет различий по касте или вероисповеданию, цвету или полу. В "Бхагавад-гите" Господь специально упоминает, что даже женщина, которая серьезно приняла преданное служение, она тоже обязательно достигнет Его. Нам требуется личность, обладающая знанием о Кришне, такова единственная квалификация лектора. Не имеет значения, каков он. С материальной точки зрения женщина может быть менее разумной, чем мужчина, но в духовном отношении таких различий нет. Потому что с духовной точки зрения каждый является чистой душой. На абсолютном плане нет такой градации: кто-то выше, а кто-то ниже. Если женщина может давать лекции хорошо и по существу, мы должны внимательно слушать ее. Такова наша философия. Но если мужчина может говорить лучше, чем женщина, ему следует отдавать первое предпочтение. Но даже несмотря на то что женщина менее разумна, искренней душе следует давать соответствующий шанс говорить, потому что мы хотим создать очень много проповедников, как мужчин, так и женщин». (Письмо ШП Джаяговинде, Лос-Анджелес, 8 февраля 1968 года)

 

Женщины не должны общаться с гуру-мужчиной лично

 

«Матаджи: Как общаться с духовным учителем? Можно ли общаться с духовным учителем через книги?

Прабхупада: Нет, вы должны общаться с ним лично.

Шйамасундара: «А через книги?» - она спрашивает.

Прабхупада: И через книги, и лично. Потому что когда вы принимаете духовного учителя, вы должны поддерживать с ним личное общение. Вы же не принимаете духовного учителя из воздуха. Нет, это конкретный человек. Как только вы приняли учителя, нужно лично общаться с ним и задавать ему всевозможные вопросы о сознании Кришны». (Из лекции Шрилы Прабхупады 23 сентября 1969 года)

 

Нововведения после ухода Шрилы Прабхупады:

 

Санньяса женщин

 

В 1986 году Киртанананда начал проводить в общине так называемый «межрелигиозный эксперимент». Для начала, он изменил название общины в «Нью-Вриндаван — город Бога» и, также как и ранее в 1967 году, попытался сделать гаудия-вайшнавизм более доступным для западных людей, воспитанных на христианской культуре. Вместо традиционной вайшнавской одежды (дхоти и сари), кришнаиты стали носить чёрные рясы францисканских монахов; все санскритские ибенгальские мантры и песнопения, испольуемые во время богослужений, стали исполняться в английском переводе с использованием западных музыкальных инструментов (таких как орган и аккордеон), а не традиционных индийских — мриданги и каратал;[13] кришнаиты-мужчины стали отращивать длинные волосы и бороды; женщинам Киртанананда давал санньясу и поощрял их проповедовать; джапа-медитация практиковалась молча, а не вслух. (Википедия)

«Женщины не должны принимать санньясу. В некоторых псевдодуховных обществах, основанных в наше время, женщины тоже принимают санньясу, но ведические писания не разрешают этого. Если бы это позволялось, Кардама Муни взял бы жену с собой и дал ей санньясу». (Шримад Бхагаватам 3.24.40, комм.)

 

Об общих попытках отклонений от учения Шрилы Прабхупады можно узнать из рассказа Тамала Кришны Махараджа (людям с неустойчивой верой лучше не читать) http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1615:08-trudnosti-rosta-eresi-v-dvizhenii-soznaniya-krishny-tamal-krishna-gosvami&catid=98&Itemid=368  

 

Составила Хари-канта д.д.