Хари-канта д.д. Внешний вид женщин в ИСККОН

- Основной принцип внешнего вида

- Признаки незамужней девушки, замужней, ванапрастхи, вдовы, отреченной женщины и правила для пуджари.

- Прическа, покрытая голова.

- Настроение пропаганды правил внешнего вида.

Прежде чем разбирать правила внешнего вида женщин, важно понять, что хотя внешние вещи могут помогать практике бхакти путем создания соответствующего настроения, в то же время, уделяя чрезмерное внимание внешним правилам, можно потерять из виду самое главное - суть духовной практики. Нужно соблюдать осторожность, проповедуя правила, чтобы не совершить более глобальных ошибок. По внешнему виду нельзя судить о преданности человека, так как можно сильно ошибиться и совершить вайшнава-апарадху.

Можно понять это на примере Нитьянанды Прабху. Внешне он вел себя очень необычным образом: мог зайти в пивной бар ради проповеди или предлагал мусульманским девочкам выйти за него замуж, или мог снять с себя дхоти, оставаясь в одной каупине, и размахивая им над головой, бегать по двору Малини деви. В Чайтанья-лиле было немало преданных Господа Чайтаньи, которые не смогли понять и не критиковать Нитьянанду Прабху и поэтому лишились милости Самого Чайтаньи Махапрабху.

Один из примеров - брат Кришнадаса Кавираджа Госвами. В пятой главе Ади-лилы «Шри Чайтаньи-чаритамриты» автор описывает как его брат не проявил должного почтения преданному Нитьянанды Прабху, потому что осуждал самого Нитьянанду, и потому брат Кришнадаса Кавираджа Госвами пал.

Смысл в том, чтобы не увлекаться чрезмерно внешними правилами и не судить о преданности других вайшнавов по их внешнему виду или поведению. Хотя самим нам лучше следовать этим правилам, отдавая себе отчет в том, что они помогают развиваться гармоничным образом.

Сам Шрила Прабхупада вносил эти правила в обиход своих учениц очень мягким образом, через свои личные отношения с ними. Он не требовал, не осуждал, но просто предлагал или просил. И сама личность Шрилы Прабхупады, его отношения с ученицами вдохновляли их делать все, что он говорил:

"Затем он спросил, есть ли у меня какая-то другая одежда. Поскольку я была художницей, я носила джинсы. Сари в то время еще не были введены в обиход ИСККОН. Шрила Прабхупада сказал: "Мне не нравятся эти западные штаны, которые выставляют напоказ все части тела. Женщинам лучше носить длинные платья или сари, как это делают в Индии". Я кивнула и решила узнать что-нибудь насчет сари, потому что кроме джинсов у меня ничего не было, и, конечно, впоследствии мы всегда носили сари и длинные юбки вместо джинсов. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что учили нас, как одеваться, есть и даже как чистить зубы. Вы – совершенный отец, и даже сейчас я постоянно вспоминаю Ваши наставления во всех своих повседневных делах.

В другой раз Вы сказали про мою короткую стрижку, когда мои волосы были подрезаны над ушами: "Мне не нравится эта стрижка. Лучше носи волосы длинными, собранными сзади в хвост, как у Джадурани". Поэтому с того самого дня я отрастила волосы, как Вы и просили. В другой раз Вы предложили мне завязывать волосы узлом, чтобы поймать в этот узел Кришну. Вы объяснили, что брахмачари завязывают шикху узлом, и в Индии женщины также завязывают волосы узлом, и в это время думают о том, чтобы поймать Кришну в этот узел. В этом заключается смысл узла шикхи и традиции женщин завязывать волосы узлом. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, что Вы такой совершенный отец. Вы учили нас, как мы должны выглядеть, как одеваться и как жить. Вы – наш вечный отец. Спасибо Вам". (Воспоминания ученицы Шрилы Прабхупады Е.М. Говинды даси)

 

Основной принцип одежды (будь-то вайшнавская или западная одежда) женщины, стремящейся к гармоничной жизни, состоит в следующем:

«Прабхупада: Согласно ведической цивилизации, женщине разрешается одевать себя красивым образом только перед своим мужем. На улицу они не выходят. Они не выходят. А даже если выходят, то покрытые. Этому правилу строго следуют мусульмане.

Преданный (2): Покрытые?

Прабхупада: Да. Чтобы никто не смог увидеть структуру ее тела».

(Беседа в комнате о современном обществе, 16 июня 1975)

Женские формы тела имеют способность привлекать взгляды и умы мужчин. А беспокойный ум мешает сосредоточиться на Кришне. Да и сама женщина, одетая в отрытые или облегающие одежды испытывает на себе несколько последствий: ее ум сосредоточен на собственной внешности, ей приходится иметь дело с тонким и грубым вожделением мужчин и холодным отношением к ней женщин, сосредоточенность на себе увеличивает ложное самомнение, она постепенно теряет свое самоуважение...

В комментарии к Шримад Бхагаватам (6.18.50) Шрила Прабхупада описывает важность этого:

«Кашьяпа Муни запретил своей жене появляться на улице без пристойной одежды и украшений. Он никогда не позволил бы ей щеголять в модных в наши дни мини-юбках. В соответствии с принципами восточной культуры, перед выходом в город женщина должна полностью покрыть свое тело одеждами, чтобы ни один мужчина не смог разглядеть ее внешности. Эти правила необходимы для очищения. Вставая на путь сознания Кришны, человек полностью очищается и всегда остается свободным от скверны материального мира».

В первую очередь это очищение ума и тонкого тела.

 

Детали внешнего вида разных категорий женщин

 

В ведической культуре можно понять положение человека просто по его одежде и внешнему виду. В ИСККОН мы знаем, что, если мужчина одет в шафрановые одежды, то это брахмачари. Если в белые с цветной каймой или с цветной куртой – это грихасха. Полностью белые – ванапрастха. А если в шафрановые и с бахирвасой («фартук» санньяси), то он в статусе санньяси. Точно так же ведическая культура предусматривала  отличия во внешнем виде женщин.

«По одежде женщины можно понять кем она является: живет ли она с мужем или она вдова, или она не замужем, или ее муж находится вне дома, или же она проститутка. Культура настолько замечательная: просто по одежде можно понять, что «Вот женщина: ее муж находится дома. Вот женщина: она вдова. Вот женщина: она проститутка». Точно таким же образом: «Вот женщина: она не замужем». По одежде можно понять. Этот вермильон (красный порошок на проборе волос) означает, что она замужем. Когда она красиво одета, о, значит ее муж дома. Когда она в белых одеждах без никаких украшений – она вдова. Когда семанта… Как на английском сказать семанта? Это, разделение (пробор волос). Когда он не посередине, а сбоку значит, что она проститутка. Поэтому женщина должна одеваться таким образом, чтобы мужчины могли понять. А если не замужем, у нее не будет платка (на голове). Она должна быть открыта. Так или иначе, таковы социальные обычаи ведической цивилизации». (Лекция по ШБ 1.8.47, 9 мая 1973, Лос Анжелес)

 

Незамужние

 

Незамужние девушки согласно традиции носили некоторое количество украшений, но не так ярко, как это делали замужние. И они не покрывали голову. Но если пытаться применять это правило сейчас в обществе ИСККОН, то справедливо будет следовать также остальным нормам поведения для незамужних: они не смешивались с другими мужчинами, точно так же как и не занимали активной социальной позиции. Если незамужняя девушка, так или иначе, общается с противоположным полом, будет лучше прикрывать свои волосы как элемент женской красоты, который обладает свойством привлекать внимание противоположного пола.

Но само побуждение незамужних девушек одеваться красиво не предосудительно. Далее Шрила Прабхупада объясняет мотив, стоящий за этим:

«Такова психология, что если женщина не одета красиво, она не будет выглядеть привлекательно. Она будет избегать чрезмерного привлечения внимания. Но женщины естественным образом… ее психология одеваться красивым образом, чтобы привлечь мужчину. Потому что они хотят обрести защиту. В этом вся психология». (Беседа в комнате, 6 сентября 1976, Вриндаван)

 

Замужние

 

Главные признаки замужества женщины это: синдур (красная краска на проборе волос), мангала-сутра (особый медальон, который она получает на свадьбе от мужа) и в некоторых местностях Индии это кольца на средних пальцах обеих стоп. В наши дни в ИСККОН признак замужества женщины почему-то получило красное бинди (красная точка между бровей), однако в Индии такую бинди могут носить как замужние, так и незамужние девушки. Причина распространения такого признака замужества может состоять в том, что бинди легче "одеть" и "снять" в отличии от синдура, для "снятия" которого требуется мыть голову.

Есть еще несколько интересных правил внешнего вида для замужних женщин:

«Согласно религиозным наставлениям Ягьявалкьи, женщине, муж которой находится вдали от дома, ни при каких обстоятельствах не следует принимать участие ни в каких общественных торжествах, украшать свое тело, смеяться и посещать дома родственников. Таковы обеты женщины, чей муж находится вдали от дома. В то же время говорится, что жене не следует показываться мужу в нечистом виде. Она должна надеть украшения и хорошее платье. В присутствии мужа жена всегда должна быть счастливой и радостной». (Бхаг., 1.11.31, комм.)

 

Женщина в статусе ванапрастхи

 

В Шримад Бхагаватам (4.28.44, комм.) описываются также правила для женщины-ванапрастхи: «Аскетичность жены проявляется прежде всего в том, что она перестает думать о красивых нарядах и стремиться к роскоши. Она должна ограничиваться только самым необходимым, сведя к минимуму еду и сон. … На этапе ванапрастхи женщина должна перестать расчесываться, из-за чего ее волосы скатаются в космы. Тогда жена перестанет казаться своему мужу привлекательной и сама не будет испытывать полового возбуждения. Это поможет им обоим обрести духовное сознание».  

 

Вдовы и женщины-аскеты

 

Вдовы и женщины, ведущие отреченный образ жизни не украшаются и одевают белое (вдовы или монахини) или шафрановые (отреченные) одежды без цветной окантовки. Некоторые ортодоксальные вдовы состригают или полностью сбривают свои волосы, отказываясь даже от этого элемента женской красоты.

«Просто держитесь подальше от мужчин, воспевая святые имена как можно больше, читайте книги, поклоняйтесь Божествам. Я очень доволен этой девушкой Свати – она приняла эти белые одежды. Она, должно быть, выглядит совсем не примечательно. Вдове запрещено одевать украшения, красивые сари, укладывать волосы. Эти же вещи запрещены для женщины, которая находится без мужа». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, Маяпур, 21 февраля 1976)

  (на фото: Ямуна д.д.)

 

Главные украшения вайшнави

 

Главные украшения женщин-вайшнави - это тилака и кантхималы. Они украшают не только внешнее, но и духовное тело. Даже Шримати Радхарани носит тилаку:

«Украшающая потенция наслаждения имеет девять проявлений. Пять из них проявляются распространением красоты Ее трансцендентного тела, украшенного гирляндами цветов. Ее невозмутимое спокойствие сравнивается с покровом одежд, омытых камфарой. Ее тайные муки по Кришне - это узел в Ее волосах, а знак тилаки на Ее лбу - это Ее удача». (Учение Господа Чайтаньи, гл.31 Высшее совершенство)

Хотя Шримати Радхарани носит тилаки разной формы, вайшнави в традиции Гаудия-вайшнавизма носят тилаку, состоящую из двух вертикальных линий, обозначающих стопу господа и листика туласи, нарисованного вниз от переносицы. Тилака рисуется глиной, взятой из особого священного места.

Тилака может заменить собой все остальные украшения: «В Кали-югу мало кому доступны украшения из золота и драгоценных камней, поэтому сейчас, чтобы украсить и освятить тело, достаточно нанести на тело двенадцать знаков тилака». (Бхаг., 4.12.28, комм.)

Другой признак, обозначающий, что женщина является вайшнави, а не просто женщиной, одетой в индийское красивое сари и украшения - это кантхималы из Туласи. Бхактивинод Тхакур пишет в "Кальяна Калпатару": «Нет необходимости в модной ароматической сандаловой пасте – ты можешь использовать простую землю или глину, чтобы нарисовать на лбу тилаку. Твои причудливые ожерелья можно заменить на прекрасную туласи-малу. Живя таким образом в умонастроении простоты, все твои бессмысленные внешние усилия ради так называемого счастья будут сведены на нет и таким образом ты сможешь избежать пожара материального существования». (Бхактивинод Тхакур, Кальяна Калпатару, Песнь 13, стих 4)

По поводу прически в нескольких цитатах уже приводились описание какой она должна быть, поэтому мы не будем повторяться.

Читайте также отдельную статью насчет покрывания волос.

 

Есть еще несколько нюансов, касающихся внешнего вида женщин-пуджари.

 

Согласно "Панчаратра-прадипе", выпущенной в ИСККОН примерно в 1995 году, женщинам-пуджари предписываются следующие правила:

"Во время поклонения Божествам и приготовления прасада, женщины должны быть одеты в сари, покрывая при этом волосы. Они не должны использовать парфюмерию, нужно разделять свои волосы посередине и завязывать их в узел". (Панчаратра-прадипа (ИСККОН Джи-би-Си Пресс), Вайшнавская одежда)

Шрила Прабхупада учил женщин одеваться в сари, одевая его по стилю Ниви, предназначенного для сословия брахманов, занятых в поклонении Божествам. Подробнее о различных стилях заматывания сари читайте в статье «Различные стили сари». Гопидресс хотя и использовался в ведической культуре, но не являлся одеждой для брахманов, поэтому он не может быть использован в поклонении Божествам. Пенджаби (штаны и женская курта с платком) – это даже не ведическая, а мусульманская одежда и потому также не считается подходящей.

Отдельный вопрос возникает в связи с использованием косметики. При этом главный довод против ее использования - это, что косметика нечистая или оскверняет тело пуджари. Но в следующем комментарии к Шримад Бхагаватам (4.3.4) сказано: "Зaмужние женщины, принимaющие учaстие в религиозных обрядaх, тaких, кaк свaдебные церемонии, жертвоприношения и  пуджи, должны нaряжaться в крaсивые плaтья, укрaшaть себя дрaгоценностями и пользовaться косметикой. Это приносит счaстье и способствует успешному проведению обрядa».

 

Так как стандарты чистоты для тех, кто просто принимает участие в жертвоприношении одинаковы с теми, кто служит непосредственно на алтаре, можно понять, что косметика не считается нечистой, а потому может быть использована пуджари. Главное, чтобы она не содержала продуктов животного происхождения, спирта или не была жирной (см. общие стандарты чистоты для пуджари).

 

Насколько важно применять все эти детали женщинам в ИСККОН? Например, делать пробор посередине, а не сбоку как обычно, и так далее.

Эти детали будут увеличивать свою значимость по мере создания вайшнавской общины. Например в сельхозобщине, построенной по правилам варнашрама-дхармы эффект от их соблюдения будет наиболее заметен, так как в общине и даже в одной семье нужны правила "дорожного движения", чтобы гармонично взаимодействовать друг с другом. Но если это большой город, где вайшнавов мало или они не сплочены, особого эффекта эти правила производить не будут. Однако каждой вайшнави следует учесть, что каждый человек играет для кого-то роль старшего. Будь это свои собственные дети или младшее поколение женщин-преданных, начавших практиковать позже. И нужно понимать, что внешний вид тоже имеет способность проповедовать как положительным, так и отрицательным образом. Поэтому хотя бы как служение Кришне и другим вайшнавам нам лучше уже сейчас показывать лучший пример внешнего вида, закладывая с самого начала в окружающих духовные ценности.

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.