Различные стили заматывания сари

Са́ри — традиционная женская одежда Индии, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутый вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии). 

 

В ведических писаниях говорится, что ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) — создателем или творцом Вселенной. Само слово сари произошло от санскритского слова саттика. На санскрите «сати» помимо прочих значений означает полоска ткани.

Предметом спора является история чоли, и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить викторианские требования скромности. Это утверждение имеет смысл, так как согласно ведической традиции сама по себе шитая одежда считается нечистой. Поэтому мужчины-пуджари и жрецы не носят шитой одежды. Ранее женщины прикрывали грудь с помощью отдельных полосок тканей, завязанных особым образом. Даже сегодня, женщины в некоторых сельских областях не носят чоли и нижних юбок.

Существует множество стилей заматывания сари. Они различались в зависимости от местности и сословия людей. От стиля зависит длина используемого полотна. Самые распространенные из известных ныне стилей – это Ниви, Гуджарати, Раджани, Бенгали, Махараштри и др. Уильям Твининг в своей книге «72 типа каст Индии» представляет изображения мужчин и женщин из этих различных слоев общества, показывая каким образом одевались каждая из них. Вот несколько примеров:

  

 

 

 

 

 

Вернемся к стилям, используемым сегодня в Индии.

Самый распространенный стиль ношения сари — Ниви, который сейчас называют традиционным.

   

Интересно, что именно этому стилю Шрила Прабхупада научил своих учениц, а не стилю Бенгали, распространенному на его родине в Бенгалии. Стиль Ниви использовали женщины из брахманического сословия. Так как Шрила Прабхупада хотел воспитать прежде всего брахманов, преданных, можно понять почему он научил своих учениц именно этому стилю.

Шримати Рамбхору Деви, ученица Шрилы Прабхупады приводит следующую историю в своей статье "Почему я ношу сари" (Why Do I Wear Sari by HG Rambhoru Devi Dasi):

"Однажды во время проповеди в Гуджарате, Шрила Прабхупада увидел двух своих учениц Малати и Каушалью, одетых в сари по типу как их завязывают гуджаратцы. Он пришел в ярость: "Где вы этому научились? Я не учил вас этому".  Желая, чтобы его последователи представляли самый высший класс в социальной структуре и установили пример для подражания для остального мира, он учил своих женщин-последователей использовать стиль сари, который использовали брахманы, участвующие в храмовом поклонении".

В этом стиле используется 6-метровое сари, где один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо.

Видеоурок как завязывать сари по типу Ниви:

 

 

Есть еще несколько подвидов стиля Ниви - это стиль Кача (Махараштри) и Кхандана. 

Сари Качча (Махараштри)

 

Слово "Качча" означает на санскрите "пояс". Термином "качча" обозначается драпированная одежда, в которой ткань пропускается между ногами, как дхоти, и которая является разновидностью сари Ниви.

Считается, что сари Качча это прообраз современного сари Ниви. Это мнение недалеко от истины, т.к. драпировка сари Качча начинается так же, как и у сари Ниви. Женщины носят различные типы сари Качча в штатах Андхра Прадеш, Карнатака, Гоа, Махараштра и Мадхья Прадеш.

Обычно сари Качча драпируется так же, как и современное сари Ниви, но с использованием 9-ти ярдового сари. Когда сари одето, нижняя кромка сари в районе средней складки спереди пропускается между ногами и заправляется сзади за пояс.

Видеоурок как завязывать сари по типу Махараштри:

 

 

Сари Кхандана

Сари "верхнее качча" (Upper kaccha):

 

Некоторые драпировки из Центрально-Восточной Индии являются очень интересной разновидностью сари Качча. При этом берется не нижняя, а верхняя кромка сари, посередине складок спереди, которая затем пропускается между ног и заправляется сзади за пояс.

В результате сари очень хорошо облегает тело и не мешает движению ног. В случае сари Кхандана (Khandana), это довольно плотно облегающая драпировка. Несмотря на то, что такой вид сари очень редко можно встретить в наши дни, на его примере можно изучать древнюю плотно облегающую драпированную одежду.

 

Другие стили:

 

Стиль Бенгали 

 

 

В Северо-Восточной Индии (Восточной Бенгалии, Орисссе и некоторых частях Мадхья Прадеш) и в Бангладеш, женщины носят драпированную одежду, не требующую прикалывания булавками. Хотя у этих восточных сари нет "кошу" (веерообразные складки, которые выпускаются из-за пояса спереди или сбоку). Все восточные сари начинаются одинаково, с подола, затем верхняя часть сари перебрасывается через плечо. Разница обычно состоит в том, как задрапирован мунданаи (часть сари, прикрывающая верхнюю часть тела).

 

 

Стиль Раджрани:

 

 

 

 

Стиль Гуджарати:

 

 

 

 

 

 

Стиль Мумтаз:

 

 

 

 

 

 

Однако на сегодняшний день самым распространенным стилем как в Индии, так и в других странах мира является стиль Ниви, которому Шрила Прабхупада дал своим последователям.

 

 

Составила Хари-канта д.д.