Хари-канта д.д. Женская брахмачарья

Почему важно разобраться этой теме

Хочет кто-то этого или нет, но сегодня можно найти много одиноких женщин, поэтому важно разобраться каковы же особенности духовной практики такого образа жизни. Это важно так как поможет избежать трех вещей.

Первая - неправильного отречения, которое ведет к деградации как в мирском смысле этого слова, так и духовной практике. Вторая - отсутствие понимания о надлежащей квалификации и форме такой практики. Третья - ненужной критики отреченных женщин.

Данная тема представлена на основе шастр, наставлений Шрилы Прабхупады, моего личного опыта и наблюдениях за преданными. В этом эссе предпринята попытка осветить следующие вопросы: возможна ли в принципе женская брахмачарья, какой должна быть квалификация женщины для этого пути, каковы правила жизни для брахмачарини, как распознать истинное и ложное отречение, почему женщинам важно выйти замуж. 

 

Вымысел или реальность?

Давайте посмотрим какова позиция Джи-Би-Си, Шрилы Прабхупады и что говорят об этом шастры на эту тему.

Закон ИСККОН 9.5 Определение ашрама для вайшнави (женщин-преданных):

«Поскольку принятие санньясы женщинами противоречит принципам вайшнавов и Вед, и, поскольку это не санкционировано Шрилой Прабхупадой, решено, что женщинам запрещено принимать санньясу. Те женщины, которые приняли санньясу (где-либо вне ИСККОН), но потом пожелали присоединиться к ИСККОН, должны отказаться от своей санньясы. Они свободно могут вернуться в свои семьи (если у них есть семья). Если какая-то женщина-преданная внутренне склонна к безбрачию, она может следовать решению в ИСККОН, постановляющему, что такие женщины могут носить белую одежду и заниматься преданным служением в полной мере, насколько они способны, посвящая себя движению санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху. Их следует поощрять и уважать как проповедников».

«Конечно, если женщина может оставаться незамужней и храм способен предоставить ей необходимую защиту (как, например, в христианской церкви есть женские монастыри, в которых женщины должным образом заняты и защищены), это тоже хорошо». (Письмо ШП Мадхукаре, 4 января 1973 г.)

«То, что ашрам брахмачаринь достиг большого успеха, очень хорошая новость. Однако лучше всего будет, если взрослые брахмачарини выйдут замуж. В соответствии с ведической культурой женщина никогда не должна оставаться независимой. Я буду рад, если брахмачарини смогут найти хороших мужей и жить жизнью грихастх. Но если они не могут найти себе хороших мужей, им лучше оставаться брахмачаринями всю жизнь, хотя это и довольно тяжело». (Сатсварупе, Монреаль, 8.08.1968 г.)

«В своем письме ты написала, что еще несколько лет желаешь оставаться брахмачарини. Это правильно. В Индии брак между юношей и девушкой устраивают родители; однако в этой стране подобное невозможно. Поэтому мы никогда не просим наших учеников вступать в брак, если они не желают делать этого». (Письмо ШП Рукмини, Лос-Анжелес, 19 декабря 1968 г.)

«Конечно, для женщины нет таких правил как становиться брахмачарини, потому что каждая девушка обязательно выдавалась замуж своим отцом. Но в любом случае если вы можете оставаться брахмачарини, то это очень хорошо, очень хорошо. Но если не можете, то выйдите замуж и живите мирно. Не будьте обеспокоенными. Не будьте запутанными. Всегда оставайтесь чистыми, потому что мы нацелены на возвращение в царство сосредоточия чистоты, в духовное царство». (Лекция ШП перед инициацией, Бостон, 21 мая 1968 г.)

«Существует два типа женщин: брахма-вадини, которые не желают быть замужем, и садйовадху, которые желают выйти замуж». (Харита-смрити, 21.23)

*********** 

Вывод, который можно сделать из этих цитат таков: женская брахмачарья - не правило, а исключение, но, тем не менее, она возможна.

 **********

В Гаудия-вайшнавизме можно найти немало примеров отреченных женщин: Кришнаприя Тхакурани, Гангамата Госвамини, в цепи преемственности Бхактивинода Тхакура мы находим 4 женщины-Госвамини, а также в Кришна-лиле находим Гарги Вачакнави, дочь Гарга Муни.

 

Почему женщине важно быть замужем

Потому, выйдя замуж за квалифицированного преданного, женщина получает защиту на 4 уровнях.  Это физический, духовный, интеллектуальный и социально-эмоциональные уровни. Эти сферы объясняет Бхактивнод Тхакур в Шри Чайтанья Шикшамрите.

Но ключевой момент в том, что выйти замуж нужно за квалифицированного преданного, который сможет дать ей защиту в этих сферах. Иначе замужество может принести только еще больше сложностей и смысл замужества будет потерян.

Четыре сферы – это те сферы, в которых человек черпает свое удовлетворение.

Точно так же и женщина, находящаяся в отреченном статусе, если у нее нет квалификации, чтобы счастливо практиковать в этом укладе, то удовлетворенности тоже не будет и беспокойный ум не позволит ей медитировать на Кришну. Основной признак истинного отречения – внутренняя удовлетворенность человека.

Если нет удовлетворения, то накапливается неудовлетворенность. Это, так или иначе, проявляется наружу. Невозможно долго в себе это прятать. Неудовлетворенность может проявляться через раздражительность, чрезмерную требовательность к окружающим, попытки привлечь внимание через жалобы на болезни или постоянную болезненность, обида по малейшему поводу или даже выдумывание несуществующих поводов для обиды, скандалы и конфликты, придирчивость к мелочам, критика противоположного пола, более тонкое проявление – стремление к славе или почету. Эти признаки будут свидетельствовать о том, что что-то не в порядке, что-то нужно менять.

 

Истинное и ложное отречение

Нужно помнить, что отречение - не метод и не цель бхакти-йоги, а всего лишь побочный эффект. (ШБ, 1.2.8) И в то же время квалификация для бхакти: человек и не слишком привязан, и не слишком отрешен (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.14).

Почему? Потому что чрезмерное отречение делает сердце человека черствым, любовь к Богу не может в нем прорасти.

Возможны три вида мотивации отречения от мира:

Отречение из-за того, что обязанности жены, дочери и матери обременительны или из страха запутаться в материальной деятельности – это отречение в гуне страсти (БГ, 18.9).

Отречение из-за неправильного понимания религии, под слиянием иллюзии или из-за прошлого негативного опыта отношений с противоположным полом – это отречение в гуне невежества (БГ, 18.8)

А отречение, проистекающее из глубокого понимания природы тела и души, из сильного духовного вкуса, который перекрывает вкус материальный – истинное отречение.

Если вайшнав вступил на путь отречения, побуждаемый преимущественно негативным опытом отношений с противоположным полом, тогда супружеские отношения как правило кажутся такому человеку неправильными. Ему сложно понять тонкости отношений между полами. В следствии чего, хотя он и практикует бхакти, но его больше тянет к имперсональному освобождению. Он не имеет ни особого вкуса, ни квалификации или понимания как служить Божественной Чете.

Хотя как правило именно разочарование побуждает человека искать Бога, но это лишь первый этап предания. «Отречение от мира, которое принимают, разочаровавшись в чувственной жизни в материальном мире, может быть ступенью на пути самоосознания, но истинное совершенство на пути освобождения достигается тогда, когда человек начинает во всем и всегда зависеть только от Верховной Личности Бога, пребывающей в сердце каждого как Параматма». (ШБ, 1.13.27, комм.)

Если человек, будь то женщина или мужчина, вступил на путь отречения из низших мотивов, происходит следующее. Он не избавляется от привязанностей, а только усиливает их. Преждевременное отречение ведет к деградации, т.к. внутри желания остаются и для удовлетворения желаний остаются только незаконные методы. После смерти приходится пожинать плоды своей деятельности. Подает плохой пример другим, так как рано или поздно вся скрытая деятельность всплывает. Поэтому так важно исполнять свои обязанности, даже если вкуса к этому нет никакого. Суть исполнения обязанностей – очищение сердца.

Но иногда в силу прошлой кармы или особой милости Кришны человек долго не может жениться или выйти замуж. В таком случае есть два основных варианта развития событий. Если разум человека слаб, это неестественное положение будет приводить к его деградации, так как в какой-то момент сильные желания отключат остатки разума и человек нарушит законы мироздания ради их исполнения. Поэтому так важно, чтобы старшие помогали таким преданным найти мужа или жену до того, как гром грянет…

Если же разум человека более-менее силен и он привык к интроспекции и самоанализу, то эти трудности будут особой милостью Кришны, которая побудит его прилагать большие усилия, чтобы кардинально поменять свое мировоззрение и очиститься.

 

Квалификация брахмачарини

Бхактивинод Тхакур в «Бхактивинода Вани Ваибхаве» пишет о квалификации женщины, идущей по пути отречения:

«Женщины не должны принимать никакой иной ашрам кроме грихастха-ашрама и в частных случаях ванапрастха-ашрам. Если какая-то экстраординарная могущественная женщина становится успешной благодаря принятию брахмачарини или саньяса-ашрама с помощью своего образования, глубокой религиозности и способностей, все же это не является предписанием для обычных женщин, чья вера незрелая, тело слабое, а разум колеблющийся». (Чайтанья Шикшамрита 2/4)

Он выделяет тут 3 квалификации: образование, глубокую религиозность и особые способности.

1. Глубокая религиозность. Или глубокое, сильное стремление достичь конечной цели, Кришны. Вьяасаятмика буддхих. Такая целеустремленность позволяет человеку идти к цели, не смотря ни на какие препятствия подобно тому как мать бежит к своему ребенку, которому грозит смертельная опасность, через терновые кусты, даже не обращая внимания на то, что колючки этих кустов в клочья раздирают ее кожу и лицо. Эти колючки - многочисленные препятствия и женские слабости, такие как стремление к комфорту, вожделение, эмоциональная незащищенность и т.д., которые если не задействованы правильным образом в рамках системы варнашрамы, будут причинять сильные страдания. Но целеустремленный и решительный человек благодаря этим качествам может не замечать страданий на пути к своей цели.

2. Под образованием подразумевается знание священных писаний. Это необходимо для того, чтобы правильно и с эффектом продвигаться по духовному пути, никуда не отклоняясь. Изучение шастр устраняет анартху таттва-вибхрама - незнание препятствий на духовном пути. Иначе, без знания шастр и скрытых препятствий, женщина может попасть в иллюзию относительно своего реального уровня или принять мирские сентименты за духовные эмоции. Также это знание дает понимание того как преодолеть те или иные препятствия на духовном пути.

3. Особые способности. Если человек не супермен, например, не умеет быть одновременно менеджером и наставником, то ему нужно найти человека, который будет дополнять его в тех сферах, где он слаб. Другими словами, женщина, желающая практиковать полную брахмачарью, должна быть умелой во всех сферах. Либо постоянно жить в ашраме, где живут такие же женщины, которые полностью дополняют друг друга. Иначе неумелость в какой-то сфере, например, неумение организовывать свою жизнь, будет создавать сложности в ее образе жизни как брахмачарини.

Что это за сферы, в которых она должна обладать особыми способностями? Физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная. Духовная - это пункт первый данной статьи, глубокая религиозность. Интеллектуальная - пункт второй, знание священных писаний.

Что касается физической сферы, то сюда входят множество вещей, такие как защита физического тела, условия проживания, забота о здоровье, режим труда и отдыха, и, в конце концов, гормональная сфера. Все эти сферы нужно привести в гармонию, баланс которой будет определяться индивидуально, и постепенно уменьшать эти потребности за счет интенсивной духовной практики. Примером особых способностей по защите физической безопасности можно привести Джахнави Деви, на которую неоднократно пытались напасть разбойники. Благодаря мистическим силам самой Джахнави им это не удалось. Или Мирабаи, которая выпив яд, ничуть не пострадала. В противном случае, не обладая особыми способностями или особой защитой Кришны (которую нужно заслужить), женщина, стремящаяся вести отреченный образ жизни, должна жить в сообществе таких же женщин и быть предельно осторожной.

Социально-эмоциональная сфера подразумевает способность адаптироваться в социуме, защищать свои интересы и образ жизни, контролировать ум и эмоции, социально реализовываться (если в этом есть потребность у конкретной женщины), реализоваться полностью в отношениях служения, дружбы, родительских и супружеских.

Самостоятельно выживать социально подразумевает, как бы этого не хотелось, но наличие некоторых мужских качеств: иногда жесткости, иногда строгой дисциплины, смелости и других. Однако при правильном отношении к этому и расстановке приоритетов согласно времени, месту и обстоятельствам это может не мешать духовной практике. Что имеется ввиду? Например, одинокой женщине приходится иметь дело с приставанием какого-то мужчины, поэтому она проявляет строгость или жесткость и ставит его на место. Но когда это больше не требуется, она снова становится мягкой и доброжелательной.

 

Правила жизни для отреченных женщин

Суть правил отреченного уклада - помочь сохранять умонастроение, помогающее духовно расти в отреченном укладе. Живущий в отреченном укладе, но не следующий его правилам и предписаниям, рано или поздно сойдет с этого пути.

Среди наследия Шрилы Прабхупады можно найти и наставления для женщин в отреченном укладе. Очень много наставлений он дал своей знаменитой ученице Ямуне Деви.

«Ты можешь привлечь слабую половину общины. Большинство из них дезориентированы, не имея ни мужа, ни дома. Если ты сможешь организовать всех этих девушек, они будут задействованы в трансцендентной деятельности и не попадут под влияние разочарования жизни. Ваша занятость должна заключаться в воспевании и поклонении Божествам». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 13 января 1976 г., Калькутта)

На примере этих наставлений из писем Ямуне Деви и будут показаны правила для брахмачарини.

1. Избегать общения с мужчинами (заметьте: это то же самое наставление, которое дают отреченным мужчинам: поменьше общаться с противоположным полом), а также заниматься интенсивной духовной практикой.

«Просто держите себя в стороне от мужчин – воспевайте как можно больше, насколько это возможно, читайте книги, поклоняйтесь Божествам». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 21 февраля 1976 г., Маяпур)

«Да, разделение мужчин и женщин желательное. Если Ямуна и ты можете создать такой институт женского ашрама, это было бы очень хорошо. Вы старшие преданные. Я думаю это была бы хорошая идея.

Если вы получаете молоко, вам не стоит пить его слишком много. Вместо этого вам лучше сберечь его или перетопить в топленное масло, а затем продать домохозяевам или в центры и таким образом поддерживать ваш ашрам. Избыток топленного масла можно также обменивать на что-то другое. Ваша первейшая обязанность – это киртан. Поклонение Божествам должно быть простым, а пища должна быть настолько скудной, насколько это возможно». (Письмо ШП Паллике, 13 ноября 1975 г., Бомбей)

Общение с противоположным полом должно быть только по служению. Но даже в таком общении необходимо правильно рассматривать противоположный пол. Мужчина в женщинах должен видеть своих матерей. А женщина в чужих мужчинах - своих сыновей.  

«Женщина относится к незнакомому мужчине как к сыну, точно так же как незнакомец относится к незнакомой женщине как к матери. Это ведическая цивилизация» (Лекция по ШБ 1.3.13, 18 сентября 1972, Лос Анжелес).

2. Одеваться просто (белое сери, никаких украшений, волосы иногда сбривают совсем), вести очень простой образ жизни, не есть изысканную пищу, не жить в изысканных апартаментах.

«Я очень доволен этой девушкой Свати, она надела белые одежды. Теперь она должно быть не выглядит привлекательной вообще. Вдове запрещается носить украшения, красивые сари, украшать и красиво укладывать волосы. Это запрещено и женщине, которая без мужа». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 21 февраля 1976 г., Маяпур)

«Сита Деви, Мать Лакшми, супруга Господа Рамачандры отправилась жить в ашрам Валмини Муни. Хотя она была дочерью и женой царя, она предпочла жить очень простой жизнью в ашраме Валмини Муни со своими двумя сыновьями в отсутствие Рамачандры. Таким должен был идеальный пример. Когда женщина не со своим мужем, она должна жить очень-очень простой жизнью, проникнутой смирением». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 13 января 1976 г., Калькутта)

3. Не заниматься организацией больших проектов или защитой коров иначе это потребует помощи мужчин, что не желательно

«Воспевай 24 часа в сутки и не наряжайся красивым образом, чтобы привлечь мужчин. Будет лучше, если ты не будешь устраивать больших программ. Ограничивайся небольшими программами. В бхакти нет гротескных программ. Небольшая программа лучше. Мы проводим эти гротескные программы чтобы привлечь массы. Мой Гуру Махарадж говорил, что никто не слушает бедняка. Но ты всегда веди очень простой образ жизни». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 13 января 1976 г., Калькутта)

«Защита коров невозможна для женщин. Вы можете содержать две или три коровы, но большое количество для вас невозможно. Не пытайтесь взять заботу о большем количестве. Это не занятие для женщин. Женское занятие – это доить молоко и делать из него различные продукты. В целом более масштабные дела не должны предприниматься женщинами. Организуйте небольшой ашрам, но не пытайтесь сделать это масштабно иначе вам потребуется помощь мужчин». (Письмо ШП Ямуне и Динатарини, 21 февраля 1976 г., Маяпур)

4. Общение с единомышленницами

«Идея женского ашрама хорошая. Те, кто не замужем, если для них нет достаточно отдельных помещений в храмах, они могут пойти туда. Это очень рискованно - когда одинокие женщины живут в храмах. Особенно когда нет подходящих помещений для жилья». (Письмо ШП Ямуне, 22 октября 1975 г., Йоханнесбург)  

 

Заключение

В конечном итоге каждая женщина должна полностью предаться, развить привязанность к Кришне, будь она замужем или нет. В первом случае у нее есть надежный помощник, чтобы это сделать, а во втором случае есть большой стимул предаться, т.к. надеяться больше не на кого, кроме Кришны. Но и в грихастха и в брахмачарини ашраме есть свои сложности. Ни один ашрам не лучше другого. Цель у всех ащрамов одна и та же. Нужно помнить, что для духовного роста важна не форма, а методы соответствующие месту, времени и обстоятельствам.

«В любом положении, замужем ты или нет, независимо от того, каким делом ты занята, ты можешь достичь высшей цели жизни, приняв и практикуя принципы преданного служения». (Письмо ШП Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972)

Хари-канта д.д.