Хари-канта д.д. Танцы матаджи во время киртана

Как нужно танцевать на киртане? Чему учил и что говорил об этом Шрила Прабхупада? Подробнее в этой статье.

Во время присутствия Шрилы Прабхупады на планете введенные им стандарты не раз подвергались попыткам изменения. Об этом можно почитать хотя бы тут. Что касается танцев, то и эта сфера не оставила себя равнодушной новаторам.

Изначально Шрила Прабхупада ввел в танце только свами-степ и поднятые руки. Позже также научил преданных прыгать на киртане. Больше ничего. Можно посмотреть на танцы преданных на старой видеозаписи:


Но со временем в разных храмах на западе преданные стали добавлять что-то свое.

Вот одно из воспоминаний из книги Тамал Кришна Госвами «Слуга слуги»: «Во Вриндаван ненадолго приехала одна паломница и научила девушек танцу по кругу, напоминающему танец гопи с Кришной во время раса-лилы. На протяжении нескольких дней после ее отъезда все наши девушки-преданные исполняли именно этот танец в дальней части алтарной, вместо того чтобы танцевать так, как учил нас Шрила Прабхупада. Разумеется, брахмачари отвлекал этот фальшивый танец, но они боялись критиковать ту женщину-садхви, поскольку она вроде как была близким другом Шрилы Прабхупады. Но вот пришло письмо от Шрилы Прабхупады, и эти танцы немедленно прекратились. Мы чувствовали какую-то неловкость и раньше, Прабхупада же полностью прояснил ситуацию. Тогда мы поняли, насколько легко мы поддаемся влиянию майи, когда наш духовный учитель не с нами. Мы уже не были так в себе уверены и осознали, что должны прикладывать больше усилий для того, чтобы всегда помнить о наставлениях Шрилы Прабхупады».  (Март, 1969-й год)

В 1976 году в личной беседе Шрила Прабхупада объяснил принцип танцев во время киртана:

«Тамала Кришна (зачитывает письмо): «Ритм нарастает до темпа экспресс-поезда и атмосфера начинает походить на старомодное футбольное ралли. Некоторые из участников стараются идти в ногу с центральной группой, хлопая в ладоши, покачивая тела, выбрасывая руки вверх, а некоторые из младших приспосабливают современные танцевальные шаги к ритму. Когда алтарь открывается, преданные преклоняют колени и склоняют головы... »

Шрила Прабхупада: Кто ввел этот танец?

Хари-шаури: Он просто сам развился. [смеется]

Рупануга: Мы говорили об этом на днях. Изначальный стиль танца, который вы показали нам, изменился. Стал слишком похожим на современные танцы.

Шрила Прабхупада: Хмм. Я думаю, что это не хорошо.

Тамала Кришна: Должен ли я читать дальше, Прабхупада? «Служба стала ...» Каким образом мы должны танцевать, Шрила Прабхупада? С вытянутыми руками? Иногда преданные любят прыгать. Это нормально?

Прабхупада: В экстазе можно делать что угодно, это другое ... Но искусственно делать что-то нехорошо.

Тамала Кришна: Но если кому-то хочется попрыгать это нормально?

Шрила Прабхупада: Не рекомендуется делать ничего искусственно.

Рупануга: Так бегать туда-сюда не ...

Шрила Прабхупада: Нет, нет, это не должно быть искусственным».

(Беседа в комнате, 10 июля 1976 г., Нью-Йорк)

Главная мысль, о чем тут говорит Шрила Прабхупада: когда человек танцует из-за экстатических чувств, тогда правил нет, но в обычное время танцы не должны быть искусственными.  

Хотя в «Нектаре преданности» написано, что преданный должен научиться красиво танцевать перед Божествами, скорее всего имелись ввиду классические профессиональные танцы вроде Бхарат-натьям или Одисси, а не общественные танцы в стиле Болливуда. К слову не всегда такие танцы в храме выглядят действительно красиво, так как не все могут подстроиться под ведущего танцора, делать движения красиво и в один ритм: у кого-то просто нет к такому способностей или физического здоровья. Поэтому попав на киртаны с такими танцами, особенно где не хватает места, некоторые преданные чувствуют себя отделенными от общего числа преданных, изгоями.

В конце концов в чем смысл киртана? Разве не в повторении святых имен и в медитации на Кришну? Но когда нужно делать замысловатые движения, еще и подстраиваться под общий ритм, тогда большая доля внимания уходит именно на эти вещи, а не на святое имя. А если танец быстрый или если это продолжительная харинама, то просто физически не хватает воздуха в легких, чтобы еще и петь при этом. И тогда смысл киртана теряется.

Кроме того, танцы девушек привлекают внимание противоположного пола. Особенно, если алтарная небольшая. Либо сами девушки отвлекаются на противоположный пол, чтобы посмотреть как оценивают их танец. Хотя можно понять девушек, которым и так трудно выйти замуж в обществе преданных, потому что мужчин как правило меньше, чем числа женщин в общинах. Но все же в результате атмосфера на киртане заметно меняется.

На это можно возразить, что ради проповеди, например, харинам, Шрила Прабхупада разрешал многое. Но подумайте сами: если человек приходит в общину, привлекшись красивыми танцами девушек в храм, то что он будет искать в таком обществе? В то время как истинно разумные люди привлекаются не внешней красотой – они смотрят на сознание человека. И если в какой-то группе харинамы акцент поставлен больше на внешнюю привлекательность, красоту нарядов и танцев, но не уделяется внимание именно внимательному воспеванию святых имен (либо девушки танцуя не воспевают совсем), такая харинама привлечет в местный храм больше поверхностных людей, чем ищущих истинный духовный путь. А люди, практикующие медитацию, поймут, что в такой харинаме медитации нет.

Высокие стандарты и серьезность привлекают и людей с высокими стандартами.

«Главный смысл (принцип) публичного воспевания в том, чтобы прославить Господа, но не в том, чтобы привлечь внимание толпы. Если Кришна будет удовлетворён, Он Сам пошлёт в это место искренних людей, ищущих путь преданного служения». (Письмо Шрилы Прабхупады Субале – 12 ноября 1967 г.)

 «Суть практического действия – в самом киртане (воспевании). От нас не требуется превращения в артисты. Главный наш принцип – служение Кришне, а не желание удовлетворить окружающих нас людей. Нам не следует также уделять большого внимания музыкальным ухищрениям. У людей не должно складываться представления, что мы являемся какой-то бродячей труппой артистов и музыкантов. Они должны чётко понять, что мы – преданные Кришны. Наша практика преданного служения и наша чистота должны быть столь очевидными, что простое воспевание должно оказывать на окружающих немедленное впечатление от преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 30.10.1969)

Все это я пишу не ради осуждения тех, кто танцует в стиле Боливуд на киртанах (знаю насколько болезненно некоторые воспринимают эту тему), а просто чтобы побудить задуматься о цели киртана и различных эффектах, которые имеют такие танцы. В конце концов что делать или не делать - на совести каждого.

Хари-канта д.д.

04.12.2018