Хари-канта д.д. "Тайны Махабхараты": женский и мужской пол души

Сегодня нам доступно на русском языке множество книг ведического наследия. И это очень хорошо, что преданные не остаются узкомыслящими фанатиками, читающими исключительно свою литературу, но расширяют кругозор. Однако, это может привести к другой крайности: иногда преданные берутся проповедовать в среде преданных на основе этих других книг. Как это вышло с книгой «Тайны Махабхараты», которая переведена на русский язык преданным ИСККОН. Но стала ли она от этого авторитетным источником для проповеди?… 

Прежде чем описывать данную тему, следует прославить автора книги «Тайны Махабхараты» Гададхара даса Пандита прабху. Безусловно, его труд достоин уважения и не возможно не отметить его великие познания в санскрите и шастрах. Я очень надеюсь, что моя статья никоим образом не разочарует читателей в его квалификации как преданного и как ученого.

Однако с первых же строк следует заметить, что переведенная и прокомментированная им версия «Махабхараты» написана изначально Мадхавачарьей, основателем Мадхава-сампрадайи. Безусловно, линия Гаудия-вайшнавизма ведет свое начало от Брахма-Мадхава-сампрадайи, однако между ними есть свои различия.

Шрила Бхакти Вигьяна Госвами так описывает связь и различия школ Мадхавы и Гаудия-вайшнавов в своей статье:

«…Другой признанный знаток философии Мадхвы д-р Б.Н.К.Шарма пишет: "Этих фактов достаточно, чтобы со всей определенностью установить согласие Баладевы с Мадхвой во всех основных положениях его философской системы. Именно поэтому Баладева декларирует свою верность учению Мадхвы и подтверждает, что именно в ней находятся исторические и духовные корни Чайтанья-сампрадаи, без колебаний признаваясь в этом не только в "Прамея-ратнавали", но и в "Сиддханта-ратне" (введении в своей Говинда-бхашье) и собственном комментарии на Говинда-бхашью. Этого должно быть вполне достаточно, чтобы окончательно и бесповоротно утвердить его принадлежность к Мадхва-сампрадае". (B.N.K.Sharma History of the Dvaita School of Vedanta and its Literature, p.596, Motilal Banarsidass, 1981). Любопытно, что этот вывод автор делает после подробного анализа философских различий между школой Мадхвы и школой гаудия-вайшнавов.

Трудно отрицать, что между философией последователей Шри Чайтаньи и философией Мадхвы (таттва-вади) есть существенные различия. Иначе Веданта-ачарье Баладеве Видьябхушане не нужно было бы писать самостоятельные комментарии на прастхана-трайю (главные Упанишады, Веданта-сутру и Бхагавад-гиту). (По традиции, это должен сделать основатель самостоятельной философской школы).

… Главное философское отличие между двумя школами заключается в их представлениях о взаимоотношениях между дживой (индивидуальной душой) и Бхагаваном (Богом). Концепция Мадхва-сампрадаи называется бхеда-вада, то есть она подчеркивает вечное отличие души от Бога, а концепция Гаудиев, ачинтья-бхеда-абхеда-вада, говорит об одновременном и непостижимом отличии и единстве души с Богом».

В основных философских положениях между школами есть согласие. Но в деталях есть много разночтений, что и видно, если читать книгу «Тайны Махабхараты».

 

Приведу и разберу один из них, касающийся пола души.

Во второй главе, стихи 113-114 (стр. 121 «Тайны Махабхараты») приводится стих Мадхавачарьи, констатирующий половую принадлежность души, после которой следует длинный комментарий автора книги:

«Так устроено Богом, что мужчина иногда может родиться в женском теле, но со временем все равно обратно становится мужчиной. Женщина же никогда не рождается мужчиной, и как бы она ни старалась, для нее это остается невозможным. Доказательством излагаемого принципа может послужить пример с царевной Амбой. Она получила благословение Господа Шивы на мужское рождение, но даже этого оказалось недостаточно! Амба вновь родилась девочкой, и лишь позднее, когда ей выпал счастливый случай, она получила в пользование мужское тело. Но в любом случае мужской пол ее новообретенного тела поддерживался на расстоянии мужчиной – Стхуна-карной».

Далее в примечании Гададхар дас Пандит прабху, ученик Шрилы Бхакти Викаши Свами Махараджа подробно объясняет эту тему.

Однако в трудах Шрилы Прабхупады, из Шримад Бхагаватам (3.31.4) мы находим:

«Живое существо, которое в прошлой жизни было привязано к женщине, в следующей жизни получает женское тело и с глупым умилением взирает на майю в облике мужчины – своего мужа, рассчитывая на то, что он сделает ее богатой, даст потомство, построит дом и принесет другие материальные блага».

 КОММЕНТАРИЙ: Из данного стиха следует, что тот, кто сейчас является женщиной, в своей прошлой жизни, по всей вероятности, был мужчиной, который из-за привязанности к жене в следующей жизни получил женское тело.

Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: мысли человека в момент смерти определяют его будущее тело. Тот, кто сильно привязан к своей жене, в момент смерти будет, скорее всего, думать о ней, поэтому в следующей жизни получит тело женщины. Аналогичным образом, если женщина, умирая, думает о своем муже, в следующей жизни она родится мужчиной. Поэтому в священных писаниях Индии придается такое значение целомудрию женщины и ее верности мужу. Привязанность женщины к своему мужу способствует ее духовному развитию и помогает ей в следующей жизни получить мужское тело. Однако мужчина, привязанный к женщине, деградирует и в следующей жизни получает тело женщины. Необходимо всегда помнить о том, что грубое и тонкое материальные тела, как сказано в «Бхагавад-гите», являются всего лишь оболочками души. Они подобны рубашке и пальто на теле человека. Тело женщины или тело мужчины – это всего лишь разные одеяния души».

Этим комментарием опровергаются также многие постулаты, выдвинутые в примечании к тексту Мадхавачарьи. В частности, что мужчина становится женщиной только с силу чьего-то проклятия или благословения. Но тут Прабхупада пишет: «Тот, кто сильно привязан к своей жене, в момент смерти будет, скорее всего, думать о ней, поэтому в следующей жизни получит тело женщины». Другой постулат о том, что женщина может стать мужчиной в следующем рождении тоже только по особому благословению свыше. Но: «Привязанность женщины к своему мужу способствует ее духовному развитию и помогает ей в следующей жизни получить мужское тело».

Однако следует воздать должное: в примечании приведено также традиционное, отличное от мнения Мадхавачарьи понимание темы полов, где цитируется стих из Пуран, который произносит Господь Шива:

«Каждая индивидуальная душа трансцендентна и вечно неизменна, у нее нет признаков ни женского, ни мужского пола. В соответствии с причинно-следственным законом кармы душа воплощается то в женском, то в мужском теле. Именно благодаря карме мужчина иногда меняет свой пол, рождаясь женщиной, а женщина порой может родиться мужчиной».

И хотя далее автором приводится интерпретация этого текста одного из ачарьей школы Мадхавы, которая напрочь меняет смысл самого стиха, нам как последователям Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады это уже не так важно.

Согласно философии нашей школы у души нет вечно установленного пола и менять его она может вне зависимости от особых благословений свыше.

 

Еще одно утверждение, озвученное автором книги в примечании, заключается в том, что женщины не могут быть наделены особой энергией, Мукхья-праной. Хотя в самой цитате из «Шатпрашна-упанишад» не говорится, что женщины не могут быть наделены ею, а только то, что в мужчинах Мукхья-прана проявляется особым образом (стр.126 «Тайн Махабхараты»).

«В мужчинах особым образом проявляется Мукхья-прана, полубог дыхания, который направляет душу по «Пути света» прямо к достижению духовного совершенства».

И далее автором на основе логики объясняется почему женщины могут достичь духовного совершенства только через служение мужу.

Но у Шрилы Прабхупады мы находим: «Джахнави-деви, супруга Господа Нитьянанды, она была ачарьей… Это не так, что женщина не может быть ачарьей». (Беседа в комнате, Сан-Диего, 29 июня 1972) Это пример женщины, наделенной особым могуществом.

Или далее, о том, что отсутствие мужа не является преградой для достижения совершенства: «В любом положении, замужем ты или нет, независимо от того, каким делом ты занята, ты можешь достичь высшей цели жизни, приняв и практикуя принципы преданного служения». (Письмо ШП Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972)

 

Я еще раз выражаю надежду, что моя статья никоим образом не подорвет веру преданных в труд Гададхары даса Пандита Прабху. Но все это великое произведение, написанное им следует понимать как изложение философии Мадхавачарьи, отличной философии нашей школы, поэтому она не может быть основой для проповеди преданными, принадлежащими к ИСККОН.

Шрила Прабхупада рекомендовал своим последователям приступать к чтению других книг только после того, как они изучат все его книги. Иначе у них может сформироваться неправильное философское понимание. А жить, будучи инициированным в одну школу, но в соответствии с философией другой, на практике очень сложно.

В служении вайшнавам,

Хари-канта деви даси.