Хари-канта д.д. Есть ли варна у женщин?

Вопрос: Есть ли у женщин варна? Один преданный учил нас, что у женщин нет варны, поскольку не все признаки варны у ней проявлены, но варна есть у отца и у мужа ее, и они как правило должны совпадать.

Хари-канта д.д.: Давайте сначала разберем что такое варна, иначе без определения начального термина можно доказать все, что угодно.

«Варна - это санскритский термин, полученный из корня «вр», что означает «покрывать, охватывать, считать, классифицировать, рассматривать, описывать или выбирать». Также это слово появляется в Риг-веде, где имеет значения «цвет, внешняя оболочка, наружность, форма». В Махабхарате слово приобретает смысл «цвет, оттенок, краситель или пигмент». В контексте некоторых ведических и средневековых текстах слово варна значит ««цвет, раса, племя, вид, характер, качество, свойство» объекта или людей». (Банким Чандра, «Кришна Чаритра»).

 

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах – «В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, я разделил человеческое общество на четыре сословия».

То есть варна - это не принадлежность к какой-то определенной семье. Это именно внутренние качества характера (цвет, качество, свойство) индивидуальной личности и склонность к определенному роду деятельности в соответствии с гунами, влияющими на человека.

Теперь, что касается женщин, то женщины так же, как и мужчины могут находиться под преобладающим влиянием разных гун: благости (брахманы), страсти (кшатрии), смешанных страсти и невежества (вайшьи), невежества (шудры). И в соответствии с этими гунами у них будет сознание разного уровня и способность выполнять деятельность разного уровня. Даже если учесть, что женщины в ведическом обществе в большинстве своем не были социально активными (хотя Драупади, например, исполняла роль главного казначея и оружейника в царстве Махараджи Юдхиштхиры (Гангули, Махабхарата)), то все равно влияние разных гун сказывалось даже на выполнении ими домашних обязанностей.

Например, в сословии брахманов существуют целые ритуалы как готовить и подавать пищу. Женщина-шудрани, находящаяся под влиянием гуны невежества будет просто не способна учесть все детали брахманических ритуалов или забудет что-нибудь. Так же и не каждая женщина сможет проявить героизм, присущий кшатриям, и сражаться на поле битвы, как это сделала Кайкея, одна из жен Дашаратхи, спасшая его.

«Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов». (БГ, 18,41)

Но даже если предположить, что выходя замуж, женщина просто перенимает варну своего мужа, кем бы он ни был, то это тоже кажется сомнительным – никто не способен резко изменить качества своего характера, развитые с детства.

Поэтому в ведическом обществе всегда учитывалась варна девушки при подборе ее будущего супруга. Есть такие понятия видов брака как пратилома и анулома. Анулома - брак, когда девушка ниже по варне. В таком случае дети от брака принимают варну отца, то есть более старшую. Но брак типа пратилома, т.е. когда девушка выше по варне (качествам) считался нежелательным в ведическом обществе, так как жена не будет послушной мужу (т.к. обладает более высокими качествами и знаниями) и дети от такого брака считались варна-санкарой, людьми со смешанной варной, смешанными устремлениями. Это ясно описано в 9-й песни Шримад Бхагаватам в истории женитьбы царя Яяти на дочери брахмана Шукрачарьи Деваяни.

Таким образом, будет неправильным утверждать, будто женщина автоматически принимает варну (качества и склонность к деятельности) мужа или отца просто благодаря рождению в семье или выйдя замуж.

Теперь, как это относится ко всем нам?

В ведическом обществе, где жизнь была чистой, у людей были четкие разделения по этим четырем качествам и склонностям. Сейчас же всю люди - это варна-санкара, люди со смешанными качествами и склонностями к деятельности. В чем сложность варна-санкары? В том, что человека тянет с одной стороны к возвышенной деятельности, духовно расти, изучать что-то, с другой стороны хочется стать героем, повоевать, доказывать кому-то что-то, управлять. С третьей стороны руками что-то делать тянет и так далее. И когда у человека есть сразу такие разнонаправленные тяги, то он как лебедь, рак и щука: и движения нет и покоя тоже нет. У человека постоянное беспокойство: "Чем-то я не тем занимаюсь, нужно что-то еще поискать". Тогда как люди с чистой варной уже удовлетворены, чем бы они ни занимались и их ум от этого спокоен. Люди типа варна-санкара не могут найти спокойствия сами и доставляют беспокойства этими мытарствами другим.

Сейчас ни у кого, даже в Индии, нет четкой варны. Преданные почему-то любят пережевывать эту тему: давайте создавать варнашраму, разделяться на варны. Или начинают кого-то определять по варнам. Почему-то часто себя определяют брахманом или в худшем случае кшатрием. :) А всех остальных шудрами или можно сказать, что и варны нет совсем... А когда нет варны, то есть, когда у человека нет самоопределения, чем это удобно? Тем, что можно им управлять как угодно. Своей природы ведь нет – значит, будешь подчиняться моей природе.

Но, по сути, это бессмысленное занятие, потому что чистым разделением вопрос не решишь: внутренние стремления и качества все равно будут постоянно прорываться наружу и показывать всем кто мы есть на самом деле. Поэтому Шрила Прабхупада и сделал акцент в первую очередь на духовной практике, потому что практика варнашрамы в нашей ситуации практически невозможна. То же, что касается варн, это же относится и к ашрамам. Брахмачари сегодня входят в этот ашрам уже в немолодом возрасте, иногда уже после нескольких браков. Ванапрастх практически нет. Даже грихастха ашрам в полном смысле слова таковым не является, потому что грихастха ашрам - это не только муж и жена. Ашрам значит прибежище. Грихастха-ашрам также значит прибежище старших: бабушек, дедушек, братьев, дядей и т.д. Также современные муж или жена не способны давать друг другу полное прибежище в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях. Ашрам - это многоуровневое понятие. Тем не менее, естественно, что варнашрама нам всем нужна, чтобы практиковать сознание Кришны в более благостной атмосфере. Но создать ее, к сожалению, не так легко и быстро, просто навешав ярлыки…

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.