Хари-канта д.д. Дхарма и бхакти. Плоды служения родственникам, не преданным.

Вопрос: Информация «Варианты выполнения дхармы женщиной-преданной» на чём основана? Откуда она?

И кроме вопроса по происхождению данных утверждений, вопрос так сказать на их осмысление: если члены семьи у женщины-преданной не преданные, то как говорится, "пиши пропало"? Максимум - это уровень благости? И что тогда делать? Я не о себе, у меня по этим 4-м пунктам ситуация попадает под пункты 3 и 2, и порой 1 , в зависимости от состояния сознания, которое пока много от чего зависит... Незамужняя дочь, живущая с нами, является преданной, а муж не запрещает ничего, он православный христианин с широкими взглядами так сказать. Вопрос о тех, у кого мужьяи прочие родственники из пункта 4...таких немало. 

И вообще исходя из этой информации, я понимаю, что от условий, в которых практикует женщина, многое зависит или я ошибаюсь? Матаджи на нашей женской нама-хате утверждают, что всё зависит от нашего желания и больше ни от чего бхакти не зависит... Вот с этим бы хотелось мне разобраться.


Хари-канта д.д.: Спасибо, что задали эти вопросы.

Для лучшего понимания приведу это описание из темы «Одухотворение нашей деятельности».

Варианты выполнения дхармы женщиной-преданной:

1. Матаджи заботится о материальных нуждах семьи, которые являются преданными, помня о том, что служит преданным Кришны. – это дхарма+бхакти – результат: рост бхакти.

2. Матаджи заботится о материальных нуждах семьи, которые являются преданными, но делает это механически, как служение материальным родственникам, забывая об их связи с Кришной. – дхарма + слепое следование бхакти (механическая практика бхакти не приводит к развитию любви) – результат: агьята-сукрити (+ саттва-гуна).

3. Матаджи заботится о материальных нуждах семьи, которые НЕ являются преданными, но принимают от нее прасад, слушают киртаны, не запрещают ей практиковать. – дхарма+бхакти (если матаджи научилась видеть своих родственников как потенциальных преданных) – результат: саттва-гуна + рост бхакти, не смотря на отсутствие поддержки (для этого нужна внутренняя сила).

4. Матаджи заботится о материальных нуждах семьи, которые НЕ являются преданными и НЕ принимают прасад, а также не позволяют ей каким-либо образом возвышать их сознание – материалистическая дхарма – результат: максимум уровень благости.

  

1. Ответ на первый вопрос: «откуда эта информация и на чем основана».

Это описание составлено мной исходя из знания священных писаний и в частности разбора основного вопроса этой темы «Одухотворение нашей деятельности»: что такое обусловленная деятельность, а что духовная. За разъяснением по этому комментарию к «Бхагавад-гите» (9.30) я обращалась к Враджендра Кумару прабху: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=12208

Из «Нектара преданности» мы узнаем, что выполнение материальных обязанностей в рамках варнашрама-дхармы (или в данном случае деятельности обусловленного порядка) не является ангой бхакти, поэтому и не может приводить к росту бхакти.

Но если обусловленная деятельность идет параллельно с духовной (преданным служением), например, когда мы готовим обед, заботясь о теле (обусловленная д-ть) и в то же время предлагаем его Кришне, кормим уже прасадом и заботимся о духе (духовная), тогда и плоды будут тоже смешанными.

Вот из этих разных комбинаций и образовалось мое описание характеристики деятельности и плодов, которые она несет.

 

2. «Если члены семьи у женщины-преданной не преданные, то как говорится, "пиши пропало"?»

Нет. Если вернуться к моей структуре, то по ней видно, что если родственники не являются преданными, НО позволяют привносить элементы духовной культуры в домашний обиход и таким образом позволяют так или иначе одухотворять свое сознание (например, позволяют предлагать пищу Богу), тогда это смешанная деятельность и результаты тоже будут смешанные: саттва-гуна + рост бхакти. Для этого преданной нужно научиться видеть в своих материалистичных родственниках потенциальных преданных. Нужно научиться самой верить в них. Иначе, да – максимум это будет исполнением долга и будет приводить к гуне благости.

Все это можно проверить по состоянию нашего сознания после служения родственникам. Если человек чувствует тяжесть, усталость, потерю вкуса и энтузиазма, значит, скорее всего, это не было преданным служением.

 

3. «И вообще, исходя из этой информации, я понимаю, что от условий, в которых практикует женщина, многое зависит, или я ошибаюсь? Матаджи на нашей женской нама-хате утверждают, что всё зависит от нашего желания и больше ни от чего бхакти не зависит...»

От какого такого желания все зависит?

Бхакти самодостаточна и ни от чего не зависит. БХАКТИ НЕ ЗАВИСИТ НИ ОТ КАКИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ! Ни от социального статуса, ни от рождения, ни от исполнения или пренебрежения долгом, ни от чего бы то ни было еще. Если копнуть еще глубже, то практиковать бхакти можно даже без веры в сам ее процесс. Но бхакти приносит тем больше плодов, чем более осознанно мы ее практикуем. Поэтому можно сказать, что в общем смысле этого слова бхакти зависит только от нашего сознания или понимания что конкретно мы делаем.

Но важно еще раз понять, что не всякое действие будет являться ангой бхакти. Выполнение обязанностей в рамках варнашрама-дхармы не является ангой бхакти. Об этом обо всем можно прочитать в «Нектаре преданности».

Если еще остались вопросы или появились новые, пишите. Буду рада еще раз прояснить этот момент. 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.