Шачи-деви матаджи. Важность женской санги

Я хотела бы начать сегодняшний семинар с ответа на вопрос, который вчера был задан. И вопрос звучал так: «Как понять утверждение, что матаджи должны искать прибежище у других матаджи, ведь в шастрах говорится, что мы должны искать прибежища у мужа, гуру и Кришны?» Вообще корень этого вопроса - почему женщина приходит к Кришне, в сознание Кришны? И ответ очень прост, потому что нужно осознать, что мы не женщины. Когда мы приходим в сознание Кришны, мы осознаём, что мы не женщины, мы духовные души. Женщина, это определение относится только к нашему телу.

Ума-деви, жена Господа Шивы однажды задала вопрос: «В чём состоит роль женщины, в чём её вклад в общество?» Этот вопрос касался только материального существования, и поскольку Ума-деви, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, обратилась к другим полубогиням, Господь Шива сделал такой вывод и утверждение, что женщины ищут прибежища у других женщин.

В конечном счёте, мы ищем прибежища у Кришны, но чтобы достичь Кришны, нам необходимо сделать то, что говорит Господь Шива в своём утверждении. Вайшнави чувствует себя более уверенно и более комфортно в общении с другими вайшнави: мы можем быть более честными, более открытыми в общении друг с другом, мы легко можем делиться своими чувствами и делиться более сокровенными вещами. Возможно, это не так очевидно проявлено в западном обществе, и я сейчас объясню почему.

 

У нас, в индуистских общинах я могу видеть, что женщины воспитываются совершенно другим образом в отличие от женщин западных. И в индийском обществе девочка воспитывается так, что она воспринимает своего отца как гуру - отец является таковым в семье. Когда она достигает достаточного возраста, то она выходит замуж, и теперь муж становится её гуру. Муж берёт на себя роль отца, заботится как отец и становится гуру. А когда она достигает преклонного пожилого возраста, то её под свою заботу, защиту берут сыновья. Таково устройство в индийских семьях, и этот аспект очень важен.

Шрила Прабхупада говорит в комментариях к Бхагават-гите, что женщина должна быть под защитой - таким образом это происходит в Индии, в индийском обществе. Сколько из вас были в Индии? Вы почувствовали эту разницу между обществом в Индии и западным? А когда вернулись назад, вы почувствовали, что настроение поменялось? Потому что на Западе всё совершенно по-другому. Прежде чем ребёнок вырастет, родители разводятся, и ребёнок живёт либо с матерью, либо с отцом. Таким образом жизнь этой девочки или мальчика уже разрушена, едва успев начаться.

У нас в индуистском обществе женщина находится под защитой стольких людей, со всех сторон она защищена – это я могу наблюдать. У нас в Индии и в сознании Кришны женщины ищут защиты и поддержки. И прежде всего у женщин. Это естественно, так как у нас одинаковая природа. Если вы попытаетесь адаптировать эту систему в своей стране или в своей ятре, вы сможете помогать друг другу больше - вы увидите как это поможет вам в сознании Кришны. Это поможет вам гораздо больше, чем, если вы будете идти наперекор своей природе. Другими словами, общаясь с другими матаджи, вы будете продвигаться к своей цели - получить Кришну.

Сейчас я вам расскажу один пример, который произошел в Майапуре. Матаджи организовали свой собственный майапурский фестиваль. Кто-нибудь из вас был на этом фестивале для матаджи, который организовала ученица Бхакти Чару Свами? Многие из тех, кто был там говорили, что они с нетерпением ждали чего-то подобного.

Я прочитаю небольшой отрывак из статьи Манджари деви даси, ученицы Бхакти Чару Свами, которая организовала этот фестиваль. «Это океан блаженства - быть погружённой в сознание Кришны с другими женщинами. Я ощущала это на своём опыте множество раз, когда мы проводили фестиваль для матаджи в Майяпуре на Гаура-пурниму. Женщины всё делали вместе: они украшали, готовили, проводили харинамы, давали класс по Шримад-Бхагаватам, проводили абхишеку, арати, и экстатические киртаны, которые были просто трансцендентными, запредельными. Это были просто мы. И мы могли проявлять свою природу, проявлять своё «я». И каждый год матаджи говорят, что это был самый прекрасный день из их жизни в сознании Кришны. Мы собираемся продолжать традицию проводить этот фестиваль. Если не попробуете, не узнаете, как это прекрасно - вайшнави-санга в сознании Кришны!»

Мне удалось как-то ответить на ваш вопрос? То есть, конечно, в итоге мы принимаем прибежище у Кришны, но общаясь с вайшнави, мы сможем лучше продвинуться к этой цели. Конечно, у вас могут быть личные, индивидуальные особенности, вы чувствуете большую близость со своим отцом или братом, но вы не будете ведь открываться любому прабху.

Я хочу также прочитать небольшой отрывок, рассказывающий о вайшнави-санге в Бомбее. Я расскажу о принципах, на которых базируется наша программа. Эти принципы основываются на цитатах Шрилы Прабхупады. «Это замечательно, что вы заботитесь о преданных. Они оставили всё ради меня. Поэтому о них нужно заботиться как о сыновьях или дочерях» (из письма Шрилы Прабхупады). И поскольку Прабхупада хотел, чтобы о преданных заботились, то с помощью этой программы «Вайшнави-санга», мы хотим, чтобы каждая преданная чувствовала заботу в любом вопросе: будь то духовный аспект или эмоциональная проблема.

Прабхупада также подчёркивал фактор обучения вайшнавов. Он говорил, что людей надо учить быть преданными, и тогда автоматически каждый будет счастлив. Как каждый может быть счастлив? Почему так? Потому что если каждый будет обучен должным образом, то Кришна будет удовлетворён. А если будет удовлетворён Кришна, все будут счастливы. Прабхупада говорил, что если вы любите Господа, то вы непременно станете искусным в любви и тогда вы полюбите каждого. И если вы полюбите Кришну, то вы полюбите и всех людей и животных и даже физгармонию, потому что она помогает вам служить Кришне.

Еще один аспект, который мы подчёркиваем – это общение. Сегодня утром Его Святейшество Девамрита Свами Махарадж рассказывал о важности общения. Он рассказывал, как просыпаясь утром мы смотрим на свою джапа-малу и думаем: «О… мне ещё 16 кругов…нужно сейчас прочитать». Вы боретесь за два круга, и думаете: «О.. сейчас мне нужно идти работать». И потом возвращаетесь с работы: « О...14 кругов осталось ещё, может быть, сейчас я пару кружков прочитаю ещё». Но потом что-то происходит, отвлекает и вот уже десять вечера и время тикает, тикает, тикает, и мы думаем: «Ну ладно, завтра прочитаю!». И так накапливается, накапливается, и вот у вас уже 30 кругов. Вы звоните кому-нибудь, ища поддержки, может вас кто-нибудь утешит (Смех). Вы звоните одному человеку, а он вам не даёт того общения, которого вы от него ждёте, он говорит: «Ну, ты же работающий человек, не нужно тебе столько кругов повторять».

Поэтому Прабхупада такое большое внимание уделяет важности садху-санги, правильного общения. Шрила Прабхупада говорит: «Никогда не покидайте общества преданных, иначе всё будет потеряно для вас. Даже, если это причиняет вам какие-то неудобства, не покидайте общества преданных. Даже если вы непреданный, просто находясь в обществе преданных, вы станете преданным». Он говорил, что в этом и заключается могущество общения.

Общение обладает огромным могуществом. Даже сейчас вы тут сидите и засыпаете потихоньку, но вы всё равно сознаете Кришну. Если вы сидите в компании преданных и кто-то из них играет на караталах, а вы не можете сидеть просто так, то вы просто возьмёте караталы и тоже будете играть.

Однажды, когда у нас в Бомбее проходила вайшнави-санга, одна женщина пришла в храм - это был её первое посещение - и увидела объявление. Она зашла просто из любопытства посмотреть. Я увидела, что она сидит на лекции, поэтому я попросила её представиться. Тогда она стала извиняться: «Простите, я ничего не знаю, я ничего не знаю…  Я просто побывала на одном из фестивалей, увидела объявление и решила прийти». Но это была особая милость Кришны. Он особым образом всё устроил для неё.

На программе вашнави-санги у нас есть особое служение: мы вяжем шаль для Вринда-деви во Вриндаване. Матаджи Деви-шакти дала всем матаджи храма на Джуху такое особое служение: вязать шаль, потому что, как она написала, во время Картики во Вриндаване очень холодно. Обычно все мы сидим, вяжем, а тех, кто вязать не умеет, я подхожу и обучаю. И вот эта матаджи, которая пришла в первый раз, сказала: «Я не умею вязать вообще!» Я ей сказала: «Да ничего, просто присаживайтесь и смотрите – это очень-очень просто. И всё, что вам нужно, это просто выучить основные петли как вязать». 

Мы распределяемся и вяжем определённые квадраты, а в конце соединяем и получается красивая шаль для Вринда-деви. Но эта матаджи всё равно не расслаблялась, была замкнута и не шла на общение. Всё время пока шёл класс, она сидела и смотрела, она также не пела киртан, потому что не знала слов. Но через неделю она позвонила мне и говорит: «Какого размера нужны спицы? Я куплю, я тоже хочу вязать для Вринда-деви».

У неё было огромное желание вязать, поэтому она тоже стала вязать свой квадрат, который мы потом присоединили к шали. Сейчас она уже начала повторять Харе Кришна, посещает классы по Бхагават-гите в Бхактиведанта колледже и таким образом неожиданно её жизнь изменилась. Это Кришна так устроил, что она просто шла и увидела объявление, затем она просто посидела на нашей программе и получила общение.

Таким образом, вы понимаете, что имеет в виду Шрила Прабхупада, когда говорит: «Общение обладает огромным могуществом»? Он хотел, чтобы мы никогда не покидали общество преданных. Поэтому если вы начнёте развивать эту программу вайшнави-санга, вы увидите, какое вдохновение к вам придет, чтобы её развивать. И вы столько новых вещей сможете узнать! Например, разные виды вышивки.

К сожалению, в наши дни в обычном обществе этому невозможно научиться. Например, когда я была в школе, нас учили различным видам рукоделия, это для девочек очень хорошо. Но в наши дни девочек не учат рукоделию, они изучают компьютер, их обучают многим вещам, но не тем самым важным, которые им подходят по природе или тому, что им помогло бы в сознании Кришны. Я ничего не имею против компьютеров, их тоже можно использовать в сознании Кришны, но я говорю о тех вещах, которые должны быть изучены девочками - то, что девочки должны уметь. К сожалению, сейчас эти предметы исчезли из школьных программ обучения. А когда девочки присоединяются к таким программам, учатся рукоделию, это их настолько радует, настолько вдохновляет!

И конечно для любого дела, которое преданный собирается развивать, нужны две вещи: преданность этому делу и сотрудничество. Прабхупада говорил: «Я всего лишь старый человек. Что я могу сделать один?» Господь Чайтанья приходил, чтобы принести дух сотрудничества. Он сказал: «Пожалуйста, присоединяйтесь ко мне и помогите мне распространить движение санкиртаны!» (из семинара Шачи-деви «Обучение индийскому вокалу» на фестивале «Садху-санга» 2004 г.) 

Семинар м.Шачи-деви