Хари-канта д.д. «Неженские» виды деятельности. Мотивы. Как выполнять с эффектом и без вреда

Шрила Прабхупада установил, что женщины в Движении Господа Чайтаньи могут выполнять все те же виды служения, что и мужчины, без ограничений. И сам лично поощрял их в этом. Но, тем не менее, остается много вопросов. А почему возникла эта необходимость? Не лучше ли женщинам оставаться в своей традиционной роли жены и домохозяйки, не принимающей активного участия в социальной жизни и оставить духовный подвиг мужчинам, вдохновляя их из дому? Всегда ли мотивы вовлечения в «неженские» виды деятельности абсолютно духовные и что делать, если они таковыми не оказались? А если все же мотивы женщин могут быть правильными, то почему некоторые мужчины категорически против этого в принципе? В чем может быть вред? Что такое «женские» виды деятельности и что «неженские»?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы с самого начала соприкосновения с Движением сознания Кришны, меня всегда в какой-то момент останавливало ощущение, будто я пытаюсь проанализировать свой ум с помощью своего же собственного ума. А вдруг мои выводы продиктованы моим же ложным эго? Так как же найти баланс и ответы на эти вопросы?

Чтобы разобраться в какой-то непростой теме, нужно, прежде всего, отстраниться, стать непредвзятой к результатам и посмотреть на все в целом со стороны. Сделать это в данном случае мне помогла необычная книга, не имеющая совсем никакого отношения к Движению Господа Чайтаньи - это собрание воспоминаний женщин-фронтовичек, участвовавших в ВОВ под названием «У войны не женское лицо». Почему именно она? Потому что эти воспоминания записаны уже через 50 лет после окончания военных действий со всеми их выводами и впечатлениями, историями последующей жизни.

Я не зря открыла, что именно мне помогло разобраться в теме «неженских» видов служения. Потому что история участия женщин на войне со всеми ее сторонами очень схожа с темами и вопросами, которые встают при обсуждении темы исполнения женщинами «неженских» служений.

Давайте вначале разберемся, что обычно подразумевают под «неженскими» видами деятельности.

Под ними обычно понимают те занятия, которые традиционно исполняли мужчины, например, строительство, управление или военное дело, - это те занятия, которые требуют проявления мужских качеств, таких как мужественность, сила, жесткость, стойкость, ответственность и др.. К «неженским» видам деятельности в ИСККОН часто относят санкиртану, любую руководящую должность,  наставничество или роль гуру, иногда пуджу и преподавание, и др.

«Женские» виды деятельности, такие как материнство, поддержание домашнего очага, забота о семье требуют, как правило, проявления женских качеств, таких как мягкость, нежность, самоотдача, забота. Хотя естественно такое деление весьма условно. Но, чтобы хоть как-то обозначить эти понятия, можно условно разделить их так, взяв традиционные обязанности мужчин и женщин.

Почему же возникла необходимость в том, чтобы женщины стали активно участвовать в проповедническом Движении Господа Чайтаньи или участвовали на войне?

По сути, и то и другое - война. В первом случае она просто не такая явная - это война с майей. В случае войны физической, то впервые необходимость создания женских боевых батальонов в России возникла еще во время первой мировой войны по специальному указу для восстановления боевого духа и реанимации разбредающейся армии. Не раз за всю историю войн, когда женщина брала в руки оружие и первой бросалась в атаку, этот поступок поднимал в бой и весь батальон. Даже когда солдаты отказывались атаковать после прямого приказа командира, такой поступок со стороны женщины заставлял солдат устыдиться или вдохновлял защищать более слабых. Это одна из известных ролей женщины - вдохновлять. Иногда чтобы вдохновить недостаточно просто сладких слов и восторженного взгляда. Иногда нужен собственный пример.

Во-вторых, некоторые качества, как правило, присущие женщинам в большей степени, такие как терпение, умение замечать все детали до мелочей, чувствительность и др. помогают исполнять некоторые важные виды деятельности лучше или нестандартным для мужчин методом. При условии, что женщина способна к этому или сознательно тренирует необходимые навыки. Например, снайперам очень важно умение терпеливо, не меняя позы в течение многих часов сидеть в засаде и подмечать все детали, точно целиться – женское терпение и память где что в доме лежит тут очень кстати. А женщины-санкиртанщицы намного быстрее или легче заслуживают доверие и привлекают людей на улице своими качествами. Женщины-лидеры также могут быть более чувствительны к своим подопечным и проявлять большую заботу о младших.

Третья причина, которая побудила Шрилу Прабхупаду задействовать женщин в нестандартных ролях – то, что в Кали-югу обычные ведические методы духовного развития для женщин уже практически не действуют. А проповедь святого имени  является могущественным методом, позволяющим быстро продвигаться любому живому существу.

Что же может побудить саму женщину взять в руки оружие или стопку книг Шрилы Прабхупады и пойти на войну?

Причин может быть как минимум три. Первый мотив высокий: защитить будущее своих близких и себя, высокая конечная цель. Проявление этих моральных качеств хорошо описал один русский поэт: "Есть женщины в русских селениях... Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет..." В движении Господа Чайтаньи мотивом вовлечения в самые разнообразные виды служения мог послужить яркий духовный вкус и четкое ощущение высшей цели, которые более вдохновляют, в отличие от набивших оскомину материальных вкусов и целей. Деятельность, исполняемая с таким мотивом очень позитивно сказывается на духовном продвижении преданной, - она помогает быстро духовно расти. Каждый и каждая преданная, занимавшаяся проповедью могли испытать на себе ее сильный эффект.

Второй мотив не имеет отношения к духовности. Этим мотивом может стать эгоистичное желание выделиться, привлечь внимание противоположного пола или доказать свое превосходство над другими. В результате вайшнави не может получить духовных плодов полной мере. А при столкновении с первыми же трудностями женщина может обидеться, потеряться, вместо того, чтобы решить проблему, создать новые, конфликтовать или просто потерять энтузиазм. В духовной жизни, преданная с исключительно материалистичными мотивами либо быстро уходит из общества, либо может стать профессиональным религиозным деятелем в негативном смысле слова, действующим ради материальных плодов в виде славы, уважения или почета. Благо в нашем обществе женщинам еще просто не предоставляют таких возможностей.

Еще один возможный мотив, который бы я не назвала ни позитивным, ни негативным - это привычка занимать социальные роли. Например, живя в современном мире, женщина привыкла исполнять мужскую работу (управлять, организовывать) и, придя в общество преданных, просто продолжает заниматься привычным ей делом.

Притом все эти три мотива могут смешиваться в разных соотношениях. Но преимущество преданного служения в том, что даже начиная с нечистыми мотивами, преданное служение само по себе очищает сознание при условии, что женщина анализирует себя и свои цели, анализирует плоды, которые приносит ее деятельность, не останавливается перед трудностями и старается действовать в правильном умонастроении.

Почему же кто-то может быть против того, чтобы женщина исполняла нетрадиционные для нее роли?

Тут тоже может быть несколько мотивов. Первый нравственный. Мужчины, зная о возможных негативных последствиях, могут попытаться защитить женщин. На войне бывалые солдаты противились участию женщин, так как знали, что там могут и убить, а если и не убьют, то ужасы войны женщины переживают тяжелее, они намного глубже и эмоциональнее воспринимают все происходящее, память об этом у женщин остается более яркая, что потом сказывается на их дальнейшей жизни. В чем может быть вред исполнения неженских видов служения вайшнави? Исполняя деятельность,  требующую проявления мужских качеств, женщина может полностью переключиться на них и в какой-то степени утратить женский облик. Другой момент, что часто ответственная деятельность сопряжена с риском в большей или меньшей степени. Например, лидеры чаще подвергаются внешнему давлению и критике, нападкам завистливых людей, вынуждены разбираться в конфликтах и т.п. На санкиртане ложное эго принимает на себя серьезный удар. Если вайшнави недостаточно сильная внутренне и не умеет переживать кризисы, подобная нагрузка может сломать ее или отвернуть от преданного служения. Поэтому мотивом «против» может быть также защита, но в таком случае мужчина берет эту же ответственность на свои плечи, а не просто устраняет женщину от нее. К сожалению, это мужское качество в нынешнее время удается найти все реже...

Второй мотив по теории может иметь негативную окраску. Это ложное эго. Оно не терпит, когда кто-то оказывается лучше или даже просто равен ему. А тем более, если этот кто-то должен по обычаю доставлять удовольствие ему, а не доставлять удовольствие чувствам кого-то еще. Даже если этот кто-то еще – Сам Кришна.

Третий мотив – социальный и его тоже можно назвать нейтральным. Мужчины привыкли, что роль женщины в материальном мире не социальная. Поэтому материальное привычное зрение не позволяет увидеть и понять женщин как духовные души, исполняющие духовное служение, которое не укладывается в материальные границы и нормы.

Если нетрадиционные виды служения могут принести вред, то как можно избежать его и получить максимум духовного эффекта?

Самой главной мерой безопасности является правильный мотив и памятование о цели во время совершения деятельности. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет это Арджуне, что совершая действия в правильном сознании, человек даже убивая не будет становиться убийцей или не будет приобретать адское сознание убийцы. Женщины, воевавшие в Великой Отечественной Войне рассказывают, что только те, кто понимал и помнил, зачем они там, могли сохранить человеческое сознание и что не менее интересно: могли выжить в нелегких условиях. Так же и любой санкиртанщик расскажет вам, что как только осознание цели уходит из поля зрения, сразу же начинаются проблемы.

Еще один метод, помогающий сохранить женское лицо – периодически возвращаться к исполнению своих традиционных занятий. Женщины-фронтовички рассказывали, что когда выдавалось время, они втайне принимались что-то подшивать, собирать цветы и т.п. Эти вещи помогают спустить сознание к привычному уровню, почувствовать себя в своей тарелке.

А также важно умение переключаться с «рабочего» на «домашний, женский» режим, занимая свое положение в социальной структуре в подходящее для этого время.

 

Шрила Прабхупада – ачарья-основатель Международного Общества сознания Кришны. Он установил правила и нормы в нашем обществе. И перед свои уходом попросил ничего не менять. «Не нужно ничего выдумывать. Выдумывание новых идей создаст трудности. Зачем вам эти трудности. Как только вы начинаете что-то выдумывать, это становится опасно. Вы же поете каждый день «то что сказал нам наш Гуру это наша жизнь и душа». Но как только появится этот яд, что я превосхожу гуру и стал брахманом – все будет разрушено. Духовная жизнь разрушится. Гаудия Матх разрушился только из-за того что они не послушались воли нашего Гуру Махараджа». (Письмо Шрилы Прабхупады от 22 апреля, 1977 года).

Поэтому не нужно изобретать новый велосипед или давать свои толкования того, что хотел или не хотел Шрила Прабхупада. Если он позволил и поощрял женщин заниматься нетрадиционными видами деятельности в служении Кришне, значит, он был прав. Нужно только понять как именно он это видел и научиться исполнять это служение правильно с эффектом и без вреда для себя и окружающих.

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.