Шримати Джотирмайя д.д. Женщины в ИСККОН во времена Прабхупады

(Оригинал http://www.chakra.org/discussions/WomenNov29_02_02.html вышел в Чакре 22 января 1998 г.)

Историческая справка: Начиная с 1965 и по 1974 год Шрила Прабхупада все меньше и меньше был вовлечен в управление храмами из-за работы над переводами и сильным увеличением количества учеников и храмов. Положение преданных женщин почти не отличалась от того, которое установил Шрила Прабхупада. Начиная с 1974 года их положение начало значительно ухудшаться и становилась все хуже, пока не достигло своего пика перед уходом Шрилы Прабхупады.

 

Когда Прабхупада принял решение принимать женщин в движение, он сделал это в соответствии с причинами, говоря о которых он цитировал позже строки Чайтаньи Чаритамриты, Мадхья-лила, глава 23 комментарий к стиху 105:

 

«Чтобы распространять культуру сознания Кришны, надо понять возможный уровень отречения от мира с учетом данной страны, эпохи и индивидуальных особенностей тех, к кому обращена проповедь... Он должен избегать ниямаграхи, то есть не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может оказаться невозможным в другой. Обязанность ачарьи — придерживаться сути преданного служения. Что же касается юкта-вайрагьи (истинного отречения от мира), то применение этого принципа может несколько отличаться от страны к стране... Следует принимать во внимание смысл преданного служения, а не внешние атрибуты... Став вайшнавом, человек очищается немедленно, при условии, что он следует правилам и предписаниям, установленным для него истинным духовным учителем. В Европе, Америке и других странах Запада эти правила могут несколько отличаться от тех, которым следуют в Индии. Слепое, бессмысленное подражание, не приводящее ни к каким результатам, называется нийамаграха. Жизнь, не подчиненная никаким правилам, также называется нийамаграха... Мы не должны бездумно следовать правилам, закрывая глаза на то, что это не приносит никакой пользы, но не должны и пренебрегать правилами. Для конкретной страны, периода времени и конкретного ученика это всякий раз будет особый метод...»

Шрила Прабхупада следовал этим принципам не только принимая в ашрам женщин, но и в ряде многих других вопросов таких как практика отречения, методы проповеди, только частичное введение ведической культуры, поклонение Божествам и т.д. Все что он вводил или не вводил было глубоко продуманно и очень внимательно и логически проанализировано. Когда несколько лет спустя его спросили, хотел бы он создать наше общество по другому, он ответил, что если бы ему представилось снова это сделать, он сделал бы все точно также.

Не смотря на то, что его критиковали в Индии из-за всех изменений которые он ввел, Шрила Прабхупада подтверждал свою позицию относительно женщин-преданных еще раз цитируя  Чайтанья-чаритамриту А.Л. гл. 7 в комментарии к стиху 32 и 38. «Ачарья приходит в материальный мир, чтобы служить Господу, и в этом служении он не может ограничиваться стереотипами, потому что главная его задача — найти наиболее действенный способ распространить сознание Кришны. Некоторые завистники осуждают Движение сознания Кришны за то, что оно вовлекает в проповедь любви к Богу и юношей, и девушек. Не зная, насколько молодежь Европы и Америки привыкла к ничем не ограниченному общению, эти глупцы и невежды порицают юношей и девушек из Движения сознания Кришны за их совместную деятельность. Этим недалеким людям следует иметь в виду, что резко изменить обычаи общества невозможно. Однако, поскольку девушки наравне с юношами обучаются искусству проповеди, это уже не обычные девушки, а проповедники сознания Кришны, ни в чем не уступающие их духовным братьям. Так что занимать и юношей, и девушек всецело духовной деятельностью — это сознательная тактика, помогающая как можно шире распространить Движение сознания Кришны.  Результаты этого поразительны. Как мужчины, так и женщины проповедуют учение Господа Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны с удвоенной силой. Поэтому очень важно, чтобы проповедник строго следовал правилам и предписаниям шастр и находил при этом новые способы проповедовать в полную силу и освобождать падшие души».

Принимая женщин в храмы и давая им статус брахмачарьи, Прабхупада не притворялся, он давал им те же самые права и обязанности, которые были у брахмачарьи живущих в ашраме гуру. Тоже самое правило действовало когда он давал им браманическую инициацию. Женщины преданные занимались той же духовной деятельностью те же задания, та же возможности прогрессировать духовно и их также уважали. В то время все делалось в соответствии с возможностями личности к духовному совершенствованию, а не в соответствии с полом. Прабхупада не делал никаких разграничений.

- Женщины наравне с мужчинами сопровождали Прабхупада когда он путешествовал и служили ему секретарями, как делала Арундхати, или служили ему лично, как это делала Джанаки

- Женщины вели киртаны: Ямуна, Каушалья, Лилавати были среди лучших

- Они давали уроки и вели публичные лекции. Среди наиболее известных была Джударани, которая была наделена большой эрудицией

- Женщины заботились о Божествах и вели общественные арати. Ямуна, Шилавати, Рукмини, и Мандакини были наиболее известны

- Женщины и мужчины совершали обход Туласи вместе, формируя две цепочки, одна мужская, другая женская

- Женщины совершали дандаваты Прабхупаде

- Женщины предлагали гирлянды Прабхупаде лично или его фотографиям

- Женщины проводили арати изображениям Прабхупады на вьясасане во время гуру-пуджи

- Во время киртанов, уроков или джапы женщины преданные находились на одной половине храмовой комнаты, мужчины преданные на другой.

- Во время гуру-пуджи мужчины и женщины предлагали цветы Прабхупаде одновременно формируя две линии, и женщины наравне с мужчинами совершали поклоны перед вьясасаной

- Когда Шрила Прабхупада присутствовал лично, женщины как и мужчины могли находиться возле него

- Во время Харинам (которые в то время назывались санкиртана) Прабхупада просил, чтобы женщины находились посередине между двумя группами мужчин, одна спереди, а другая сзади, чтобы они были защищены

- Женщины писали статьи в журналы. Прабхупада лично попросил Бибхавати, которая раньше была журналисткой, делать это

- Когда была учреждена служба президентов храма, Шрила Прабхупада включал сюда мужа и жену, он советовал чтобы они были отцом и матерью тех преданных, за которых они ответственны

- Женщины выступали перед выступлениями Шрилы Прабхупады, что познее попало под запрет для них: Ямуна вела киртаны перед выступлением Прабхупады, Химавати давала публичные конференции, Джойтирмайя и Рукмини проводили арати

- Женщины были допущены к важным обязанностям: Джадурани отвечала за художественный департамент  ББТ (Бхактиведанта Бук Траст), Ямуна или Говинда даси выдвигались в Джи-Би-Си Прабхупадой, Каушалья организовывала пандалы, Варанаси руководила храмом, Джойтирмайя была главным переводчиком ББТ и т. д.

- Статус грихастха очень уважался. Прабхупада очень гордился парами, которые вместе открывали храмы

- Женщины и мужчины повторяли вместе джапу в храмовой комнате во время утренний программы

 

Положительные результаты того, как Прабхупада относился к своим ученицам будут представлены ниже. В противовес этому обсудим сейчас негативные результаты решений, предпринятых лидерами  позднее.

 

После первых шести лет движения в начале 70-х имели место первые изменения, которые конечно же, не оспаривались никем. Вместо того, чтобы находиться всем вместе в храмовой комнате, без какого либо различия на пол, преданные мужчины и женщины были разделены на две группы и были размещены на разные половины храмовой комнаты. В 1973 г произошли следующие, казалось бы не сильно значительные изменения, но они предшествовали многим другим изменениям, которые последовали вскоре после, и причинили много вреда движению — женщинам преданным запретили совершать дандаваты.

 

Все началось в Америке и перекочевало частично во Францию в 1974. Там разместили объявление на двери храма, которое говорило, что женщинам преданным запрещено вести киртаны и вести уроки. Затем им запретили обходить Туласи с преданными мужчинами, запретили читать джапу в храмовой комнате, предписали оставаться за мужчинами во время киртана, уроков, харинамы. Важные обязанности женщин преданных были упразднены, также как и их право совершать арати Прабхупаде. Им также больше не было позволено проводить публичные арати (мангала и сундара арати) Божествам, входить в алтарь, и находиться близко к Божествам. Они не могли  больше предлагать поклоны перед вьясасаной. Они должны были предлагать цветы после мужчин, а позднее, после окончания Гуру-пуджи. Одновременно со статусом женщины статус женатого мужчины очень снизился, а дети женского пола были причиной позора.

 

Когда все эти новые решения были приняты, и вместо обычного разделения между мужчинами и женщинами, которого хотел Прабхупада, стало иметь место реальная изоляция, женщины преданные захотели увидеть Прабхупаду, чтобы рассказать об этом. Прабхупада каждый раз отвечал, что стандарты которые он ввел остались прежними. Дважды Джойтирмайя спрашивала Прабхупаду о ее лекциях, однажды лично, в другой раз в письме: каждый раз Прабхупада отвечал что все прекрасно с этим. Когда Прабхупада оставил тело и больше не к кому стало обращаться по этому вопросу, все стало намного серьезнее.

 

Затем эффект этих ограничений начал по настоящими расстраивать жизни некоторых женщин преданных. Например Шилавати, наиболее квалифицированный пуджари движения в то время, была освобождена от ее обязанностей и ей было запрещено совершать службу в которую она вкладывала все свое сердце и душу многие годы. Джойтирмайя тоже была освобождена от своих обязанностей в ББТ, и сегодня, более чем 20 лет спустя, она вынуждена исправлять все те ошибки которые были сделаны когда она не могла руководить работами. 

Есть еще много подобных примеров. В целом, этот неприятный эффект испортил ту прекрасную атмосферу созданную Прабхупадой. Когда Гурудас спросил Прабхупаду о разнице между первым годом и последующими, Прабхупада ответил с сожалением: «Да, раньше это была семья».

 

Вместо братских отношений между мужчинами и женщинами преданными  появились агрессивность, подозрительность, страх. Вместо того, чтобы заботиться друг о друге стало возникать неуважение мужчин по отношению к женщинам, и неуважение среди самих женщин. Вместо восхищения   кем-либо за его материальные/духовные способности, восхищение было только за счет титулов и позиции. Покорность мужскому авторитету была слепой и фанатичной с оттенком сексуальности (создание «поклонниц» и и женских фан-клубов).

Вместо того, чтобы рассматривать женщин как сознательных преданных, женщин рассматривали только как «женщин» в наиболее уничижительном смысле.

Женщины преданные больше не считались браманами (им оставили только возможность проведения пуджи)

Женщины преданные больше не смотрели на мужчина как на сыновей, а мужчины преданные не относились к женщинам как к матерям, а относились как к врагам.

Вместо доброты, мягкости и вежливости между мужчинами и женщинами преданными  возникли злоба, подлость и грубость.

Вместо разумной и конструктивной критики, целью которой был прогресс, мы видели придирки ума с нездоровой целью.

Женщин не признавали за их служение, но часто заслуги за это получали мужчины.

Вместо того чтобы принять и использовать их во благо, таланты женщины были дискредитированы и отвергнуты, если они не соответствовали новым стандартам.

Возникла идея не давать академического знания девочкам, но к счастью Прабхупада не дал этому осуществиться.

Женщины считались глупыми и недееспособными, и они стали объектом издевательств.

Вместо того чтобы их видели как духовные души и духовных сестер, они только рассматривались как сексуальные объекты которых стоит отвергать и избегать.

Запрещенные и незаконные связи, которые были предлогом для изгнания женщин преданных, стали увеличиваться вместо того чтобы сокращаться.

Вместо того, чтобы быть почитаемыми другими женщинами и быть для них примером, к которому стоило стремиться, умные и активные женщины стали предметом презрения и злых разговоров у других женщин.

Духовная практика женщин слабела, энтузиазм уменьшался, а служение страдало.

Новые женщины преданные, не имея выдающихся примеров за которыми бы они следовали, не имели больше мотивации, которая бы приводила к великим достижениям, что привело к сильному ущербу миссии Шрилы Прабхупады. Многие утратили дух миссии Шрилы Прабхупады.

В соответствии со своим характером женщины либо принимали все спокойно и по-доброму, либо жили в разочаровании и унынии.