Бхакти Вигьяна Госвами. Ответы на вопросы о духовной практике женщин

Вопрос 1: Мы должны использовать все, что у нас есть в служении Кришне. У нас есть мужская и женская природа. Как Вашим ученицам лучшим образом использовать свою женскую природу в сознании Кришны? Что Вас порадует?

Ответ БВГМ: Женщины должны быть женщинами. У женщин есть уникальный дар. Женщины — матери, женщины естественным образом служат. У женщин мягкое сердце. Женщины готовы к самопожертвованию. Только женщина может воспитать ребенка. Поэтому будьте женщиной и воспитывайте детей. Проповедуйте тоже. Вышла замечательная книжка Хари-канты матаджи. Она пишет об этом — о том, как совмещать традиционную роль женщины и в то же самое время проповедовать. Она очень много изучила книг Шрилы Прабхупады, изучала его наставления, что значит быть вайшнави. Хорошая книга, почитайте ее. Конечно же, традиционная роль женщины велика, учитывать ее природу важно. Но при этом мы знаем множество замечательных женщин-учениц Шрилы Прабхупады, которые проповедовали и были очень счастливы. Ямуна деви, недавно покинувшая нас, многие другие великие вайшнави прошлого.

 

(Даршан с учениками на фестивале «Садху-санга», сентябрь 2014 г. Транскрибировала Чарана-рену даси).

 

Вопрос 2: Зачем замужней женщине в наше время нужно принимать официально дикшу и дикша-гуру соответственно?

Ответ БВГМ: Замужней женщине принимать дикшу и дикша-гуру не нужно. Дикша и дикша-гуру нужны не замужней женщине, они нужны душе. Если Вы отождествляете себя только со своим мужем, со своей семьей, то тогда Вам не нужен гуру. Если Ваше главное понимание того, кто Вы есть, исчерпываются этим, то тогда Вам не нужен гуру. Если Вы хотите идти дальше, то тогда гуру необходим. Муж, если он не Бхактивинода Тхакур, вряд ли может дать Вам все, что нужно. И отношения с духовным учителем важны — они протекают в другой плоскости, в другой сфере, не нужно противопоставлять их. Безусловно, гуру учит нас, и муж нас учит, но все-таки учат они немного разному. Так что все зависит от того, кем Вы себя считаете, чего Вы хотите достичь.

Все эти представления, что женщина достигает ровно того, чего достигает ее муж, если она служит ему — хорошие представления, они, безусловно, правильные в социальной системе варнашрамы. В нашей социальной системе я бы не слишком сильно опирался на них, потому что для того, чтобы все эти утверждения были справедливыми, должны быть выполнены определенные условия, а бхакти все-таки находится за пределами всего этого.

(Веб-даршан, 12 февраля 2015 г. Транскрибировала матаджи Андреева Нина Васильевна)

 

Вопрос 3: Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что нужно сосредоточить свой ум на Нем. Как тогда быть жене, которая должна думать о муже? Как найти баланс в этом вопросе и не сбиться с правильного пути?

Ответ: Все очень просто. Мы должны думать о муже, при этом должны помнить о Кришне. Если мы помним, что муж служит Кришне, он является Его слугой. Если мы будем служить мужу, как слуге Кришны, то мы можем помнить о муже, и одновременно с этим мы будем пом- нить о Кришне. Об этом говорит царица Кунти в одном из последних стихов своих молитв, когда она говорит: «Избавь меня от привязанности к Вришни и к Пандавам. Я хочу помнить о Тебе, и я хочу быть привязана к ним не как к таковым, не разделяя свое сердце или любовь своего сердца на множество независимых потоков, а всю ту любовь, которая у меня есть по отношению к другим людям, направить к Тебе, при этом не обделив их, понимая связь этих людей с Тобой». (Веб-даршан, 14 апреля 2015 г. Транскрибировала Нила Лакшми деви даси)