Урок ухода Сита-деви

Какой урок можно извлечь из лилы ухода Ситы, супруги Господа Рамачандры? Конечно, это лила. И чаще всего (если не единственный возможный ответ на этот вопрос) дают именно такой: это лила. Но ведь всем остальным лилам Господа дают какие-то объяснения и уроки для преданных, которые из них можно извлечь. Почему же эта лила не может иметь их? 



Напомню кратко, что Сита-деви, после возвращения в Айодхью забеременела и в это время Господь Рамачандра выгнал ее, услышав сомнения в ее целомудрии от одного прачки. Затем в течении нескольких лет Сита жила в лесном ашраме Вальмики, растила сыновей Лаву и Куша. Но после того, как семья воссоединилась, Сита по собственной воле ушла под землю, прекратив свое земное существование. 

В чем может быть урок в данной лиле? Я не претендую на авторитетность моих рассуждений, но, думаю, в них может быть доля правды. 

Миссия Господа Рамачандры состояла в том, чтобы показать пример идеального правителя. И правитель, устанавливающий законы дхармы, как правило устанавливает их через границы: вот до сюда можно что-то делать, а дальше нельзя, иначе будет наказание. Его спутники, которые приходят с Господом так или иначе помогают Ему в установлении этих границ. Как Сита-деви могла помочь Рамачандре в установлении дхармы? Один пример она уже показала - это пример женского целомудрия во время заточения на Ланке. Однако Своим уходом Она показала также другой пример - границы взаимодействия с женским началом. И когда они были перейдены - Она ушла. Оставалась она какое-то время только ради сыновей, но когда они воссоединились с семьей, Она ушла. 

После битвы на Ланке Сита прошла испытание огнем, доказав свою чистоту. После этого испытания Она попросила Рамачандру, чтобы Он пообещал, что больше ни одну женщину не будут испытывать на чистоту таким образом. Однако совсем немного времени спустя Он подверг Ее еще более суровому испытанию – выгнал в лес. Беременную. Есть границы в общении с каждой личностью, перейдя которые отношения разрушаются. При этом Сита не обижалась. Но у каждого человека рано или поздно может наступить момент, когда ты просто больше не хочешь находиться в таких отношениях. 
Все. Точка. 
Чтобы остаться личностью. 

Некоторые считают, что женщины должны терпеть все. Или, что преданные должны терпеть все. Что смирение – это разум женщины. Что о них можно вытирать ноги как об половую тряпку и не заботиться. Потому что воспринимают ее как вещь, а не как личность. Но рано или поздно женщина уйдет из таких отношений. Или погибнет. Но оставаться личностью при подобном отношении невозможно. И это подавление скажется тяжелой кармой и на том, кто так с ней поступает. 

Терпеть все, что у годно, возможно в определенном сознании. Но в этом сознании ты больше не вступаешь в реальные близкие отношения с личностью, которая делает с тобой все это. Хотя внешне так может выглядеть. Ты просто закрываешь сердце и находишь удовлетворение в самом себе или в Боге, или в ком-то другом, но не в общении с человеком, который вытирает об тебя ноги. 

Сита-деви наравне с Господом Рамачандрой показывала пример. И уроком лилы Ее ухода, может быть, как раз-таки показать эти границы, до которых женщину можно нагружать болью. А потом остается только уйти, чтобы остаться личностью. И эта боль ухода будет идеальным учителем для тех, кто вынудил ее к этому шагу. 

Точно так же пишет и Шрила Прабхупада: «Им (женщинам) нужно предоставить комфортные условия. Если они будут чувствовать себя плохо, они не останутся. Этого не нужно». (Беседа, Вриндаван, 1976 г.) 

Хари-канта д.д.