Шримати-деви

В связи с известным фактом, что женщины-святые в индийских религиях чувствуют себя удобно в своей половой принадлежности, в отличие от мужчин, которые часто, особенно в поклонении Радха-Кришне, добиваются женской идентификации, интересна история Шримати-деви. О.Б.Л. Капур рассказывает легенду о ней в связи с Кришнанандой Госвами, учеником из Пенджаба Прана Гопала Госвами, потомка семьи Нитьянанды (ум. в 1955 г.). Хотя Кришнананда был инициирован в традицию Гаудия верным пропагандистом настроения преданности манджари, он поклонялся Кришне в настроении дружбы (сакхья). Не смотря на то, что его гуру хотел, чтобы Кришнананда Свами принимал учеников и проповедовал преданность Кришне, он делал это с неохотой, так как хотел избежать общения с женщинами. Он многие годы исполнял обет никогда не видеть лица женщины, и это продолжалось до тех пор, пока его путь не пересекся с одиннадцатилетней девочкой, которую звали Шримати-деви.

 

Шримати-деви жила в деревне Нагла Лакшманпур во Врадже. Овдовев в одиннадцать лет, она полностью посвятила себя служению своему Божеству Кришны. Она сама тяготела к настроению дружбы в преданности, и, услышав о Кришнананде Свами, решила стать его учеником. В итоге, по настоянию кое-кого из ее родственников, Кришнананда Свами написал для нее на листе бумаги маха-мантру и наставления, как поклоняться Кришне.

Шримати-деви, однако, хотела увидеть своего гуру, и приняла обет, что пока не увидит его, она не выйдет из дому при свете солнца. Она вставала в четыре часа утра и принимала омовение, а затем сидела в доме до заката, воспевая святые имена. Она провела так три года, но так и не смогла увидеть своего гуру. В конце концов, она прекратила есть и пить, и постилась так девять дней, пока к Кришананде не явился в видении сам Баларама, и сказал ему, что он должен оставить свой обет ради нее.

Совершив эту аскезу, и получив личное общение с гуру, Шримати-деви быстро достигла совершенства в настроении дружбы. Она начала одеваться, как мальчик; ее поведение, язык, и т.д., - все приняло качества пастушка, друга Кришны, и люди даже стали ее называть бхайя («брат»). Она постепенно погружалась в полное осознание присутствия Кришны.

 

У нее было слабое здоровье, и она недолго прожила после этого. Однажды, когда ее гуру пришел ее навестить, он положил ее голову себе на колени, и она сказала: «Дружище, пошли! Смотри, Баларам и Кришна зовут своих друзей!» Кришнананда Свами ответил, переполненный чувством: «Иди вперед, дружище, я скоро догоню». Получив это разрешение от своего гуру, она вошла в вечный мир Браджа.

Источник: книга "Вайшнави. Сборник статей"