Примерно сто лет назад, во вторник 23 июня 1914 года, в вечные игры Господа вошел величайший ачарья, личный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур. Я надеюсь, что у меня получится написать об этом немного позже, когда мы будем праздновать это событие по вайшнавскому календарю. Мне хотелось бы рассказать о менее известном событии, которое также произошло в этот день, но шестью годами спустя. 23 июня 1920 года, то есть ровно шесть лет после ухода Бхактивиноды Тхакура, в «Бхакти-бхаване» в Калькутте, в вечную обитель Господа вошла его святая супруга — Шримати Бхагавати Деви.
Незадолго до своего ухода Шрийукта Мата Тхакурани (как ее называли ученики ее великого сына) позвала Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура (который к тому времени уже начал активную проповедь и уже более двух лет был санньяси)и выразила ему свое сильное желание: «Пусть проповедь послания Шри Чайтаньи Махапрабху и славы его Дхамы распространится по всей вселенной». Позже Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что так как его мать была чистой преданной, то это желание непременно должно исполниться.
К сожалению о ней нам известно совсем немного. Она стала женой Бхактивиноды Тхакура, после того как его первая жена, Сайа̄ман̣ӣ, оставила этот мир в 1861 году, в месяце Джьяйштха (май-июнь). Шримати Сайа̄ман̣ӣ было всего 16 лет а их первому сыну, Аннада̄-праса̄ду (Ачьютананде)1, было только 10 месяцев. Она была дочерью Мадхусуданы Митры из Ранагхата (города на пути между Кришнанагаром и Калькуттой). Бхактивинода Тхакур вспоминал в своей автобиографии как его тесть, Мадхусудан, приехал знакомиться с ним верхом на слоне. После ее ухода, в месяце Шраван (июль-август) состоялась свадьба Бхактивиноды Тхакура с Бхагавати Деви, дочерью Питамбары Бабу из Йакпура. Со временем у них родилось семь сыновей2 и пять дочерей. Сыновей звали: Ра̄дхика̄ Праса̄д (1870),Камала̄ Праса̄д (1872), Бимала̄ Праса̄д (1874) [Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада], Варада̄ Праса̄д (1877) [его потомки до сих пор живут в знаменитом доме Бхактивиноды Тхакура в Калькутте, «Бхакти-бхаване»],Вираджа̄ Праса̄д (1878), Лалита̄ Праса̄д (1880) [он приобрел и поддерживал место рождения Бхактивиноды Тхакура в Бирнагаре, где с ним несколько раз встречался Шрила Прабхупада] и Ш́аиладжа̄ Праса̄д (1892) [он был в числе нескольких преданных, которые в 1922 году следили за постройкой храма для Шри Шри Гандхарвики-Гиридхари в Чайтанья Матхе в Маяпуре]. Дочерей звали: Сауда̄минӣ (1864) [она по просьбе Шрилы Сиддханты Сарасвати профинансировала издание «Шаранагати» отдельной книгой. Сам Бхактивинода Тхакур весной 1917-го года явился во сне одному из первых учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Парамананде брахмачари и приказал издать «Шаранагати» отдельной книгой, после чего Шрила Сиддханта Сарасвати попросил свою сестру Саудамини оказать финансовую помощь, что она и сделала], Ка̄дамбинӣ (1866) [ее сын, Випин-Бихари Видьябхушана, был вайшнавом и великим благожелателем миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он воздвиг ворота при входе в Йога-питх — «Бхакти-сухрит Торана» в честь своего отца, Мани-мадхавы Митра Бхакти-сухрит Прабху], Кр̣шн̣а-винодинӣ (1884), Ш́йа̄ма-сароджинӣ (1886)и Хари-прамодинӣ (1888).
Во время Ратха-ятры в 1874 году Бхагавати Деви с маленьким Бимала Прасадом взошла на колесницу Господа Джаганнатхи, которая остановилась возле их дома в Пури, чтобы предложить его Господу Джаганнатхе. Как мы знаем, в тот момент с Господа Джаганнатхи упала гирлянда и украсила будущего ачарью.
Парамананда Видьяратна, о котором я только что говорил, в биографии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура вспоминал о том, как он впервые посетил место рождения Господа Чайтаньи в Маяпуре весной 1911-го года (в 15 лет). Об этом и о другом на эту тему я надеюсь как-нибудь написать более подробно. Одной из первых, кого он увидел в Йога-питхе, была Бхагавати Деви. Она накормила его прасадом и послала его вместе с другим преданным к своему дорогому и великому сыну — Шриле Сиддханте Сарасвати, который в то время совершал неподалеку шата-коти-нама-ягью — повторял миллиард святых имен и при этом еще писал статью о брахманах и вайшнавах.
В день ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура в 1914 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был в Маяпуре и из-за дождей он не смог приехать вовремя. Когда он все-таки добрался в Калькутту, то был уже вечер, Бхактивинода Тхакур уже ушел и его сыновья совершили церемонию кремации. Все были погружены в скорбь и печаль. Только одна Бхагавати Деви сохраняла спокойствие и умиротворение. Шрила Сиддханта Сарасвати обратился к ней: «Сегодня — день великого счастья, нет даже и малейшего горя. В этот день наш господин вернулся в вечные игры Господа. Теперь наш долг — помнить о его вечном положении, его имени, качествах, облике и деяниях. С сегодняшнего дня мы с еще большим усердием будем следовать по его стопам». Шримати Бхагавати Деви ответила: «Он ушел, дав тебе все свои благословения. Он снова и снова вспоминал о твоей сильной вере в чистое бхакти и дал наставления, что ты должен служить Шри Маяпур-дхаме и распространять послание Шримана Махапрабху».
После ухода Бхагавати Деви, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур создал самадхи для нее в Йога-питхе, над которым он возвел храм Гаура-Гададхары и Лакшми-Нрисимхи.
—
Источники:
1. Сарасвати-джайашри, Гаудия Миссия, 1934 (2-е издание 2003 года).
2. Бхактивинода Тхакур, Сваликхита-дживани, 1916.
3. Бхакти Викаша Свами, Бхакти-сиддханта-вайбхава, тт.1-3, 2009.
4. Парамананда Видьяратна, Шрила Бхактивинода Тхакур, 2009 (4-е издание).
5. Хари-крипа дас, Парама Гурудева Прабхупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати, 1980.
—
1 Ачьютананда ушел из этого мира в 1895 году при необыкновенных обстоятельствах. Он сильно заболел и никакие лекарства не помогали. Около недели он провел в полусознательном состоянии и все родственники поняли, что скоро он уйдет. Однажды перед рассветом он принял из рук Бхагавати Деви чаранамриту от Говардхана-шилы с пылью Вриндавана и немного маха-прасада Господа Джаганнатхи с туласи. В области его живота проявилось необычное сияние, которе распространилось до его шеи. Он стал четко повторять Харе Кришна маха-мантру и на его теле проявились знаки тилаки, а из глаз полились слезы. Он стал рассказывать присутсвующим братьям и сестрам о том, что в своей прошлой жизни он был знаком с Бимала Прасадом (который также присутствовал там) и стал прославлять его. Затем он объяснил почему с ним произошла такая история: “В своей предыдущей жизни я был Шри-Вайшнавом и я критиковал учение Гаудия-вайшнавов. Для того, чтобы очиститься от этого оскорбления, я родился в этой семье. Суть всей духовной практики – святое имя. Оно неотлично от Самого Кришны. Те, кто повторяют святое имя без оскорблений, достигнут совершенства. О дорогие братья, слыша, как вы повторяете святое имя без оскорблений, я избавился от последствий своих апарадх и обрел совершенство. Помните о моих словах”. После этого он попросил показать ему форму Господа и перед поставили изображение Господа Чайтаньи. Ачьюта стал плакать и на его лбу проявилась тилака Шри-сампрадайи. Вскоре после этого он ушел. Эту историю написал и напечатал в “Саджджана-тошани” сам Бхактивинода Тхакур.