Вишнуприя и Кринаприя Тхакурани

Эти две сестры представляют новый тип женщин в истории Гаудия Вайшнавизма: они были монахинями, жизнь которых по аскетизму и преданности сравнима с жизнью монахов-мужчин, с которыми они общались. Дочери главного ученика Нарроттамы Даса, Ганганараяна Чакраварти, они получили инициацию у своего отца по совету самого Нароттамы. Некоторое время они жили на Радха-кунде во Врадже. Их репутация была достаточна для того, чтобы им доверили заботиться о Говардхана-шиле Рагхунатхи даса, данной ему самим Шри Чайтаньей. Шилу им доверил Мукунда, ученик Кришнадаса Кавираджа (который, в свою очередь, получил ее от Рагхунатха). Это само по себе было необычным поступком, вызвавшим определенные разногласия в консервативном сообществе.

 

Согласно «Нароттама-виласе» Нарахари Чакраварти, Кришнаприя приняла несколько учеников, но в конечном итоге ей пришлось отказаться от одного из них, Рупы Кавираджа, который по какой-то причине принял сторону тех, кто думал, что ее пол ограничивал ее роль в определенных публичных религиозных актах. В частности, он возражал против ее присутствия в собрании мужчин на чтении «Шримад Бхагаватам».

Он был именитым ученым и преданным, достигшим высокого уровня. Однажды, когда Рупа Кавирадж начал объяснять некоторые глубинные и сложные истины «Шримад Бхагаватам», вошла Кришна Прия Тхакурани, и преданные поклонились ей, так как считали ее возвышенной вайшнави. Однако Рупа Кавирадж словно не заметил ее появления. Напротив, реакция слушателей вызвала у него раздражение и, игнорируя Кришна Прию Тхакурани, он принялся рассказывать с еще большим пылом. Он вел себя так, словно не замечал ее присутствия. Тхакурани сидела довольно близко и, внимательно слушая, смотрела на него. Когда она слушала Рупу Кавираджа, ее губы произносили: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Она повторяла тихо, но постоянно.

Это привело Рупу Кавираджа в такое раздражение, что в определенный момент он не выдержал и, бросив на нее строгий взгляд, сказал: «Как можешь ты делать одновременно два дела? Я рассказываю «Бхагаватам», и к этому нужно относиться с уважением. Мы говорим о глубокой науке шастр, а ты шевелишь губами и повторяешь святое имя!» В великом смирении она ответила: «Простите, это моя привычка». Святые имена самопроизвольно слетали с ее уст. Она была так погружена в сознание Кришны, что постоянно, даже не осознавая этого, повторяла святое имя, отчего и шевелились ее губы.Ачарьи говорят, что Рупа Кавирадж выслушал ее ответ с ухмылкой и, как только он оскорбительно подумал о великой Кришна Прии Тхакурани и с презрением отнесся к ней, произошла апарадха, или радха-шунья: Шримати Радхарани лишила его благословений.

Рупа Кавирадж достиг такого высокого уровня, что уже испытывал начальные признаки премы. Он находился на уровне бхавы и уже стоял на пороге премы, любви к Богу. Он очень хорошо знал писания, но из-за оскорблений великой преданной, беспрестанно в блаженстве повторяющей святое имя, позднее он начал проповедовать странную идею о том, что гуру могут быть только те, кто находится в укладе отречения. Хотя такие гуру, как Господь Нитьянанда, Адвайта Ачарья, Шриниваса и многие другие великие души были семейными людьми, Рупа Кавирадж настаивал на том, что только отреченные люди могут быть гуру. Он также заявил, что шраванам и киртанам – слушание о Господе и прославление Его – не являются необходимыми методами. В результате соврешенного оскорбления он невольно принялся проповедовать ложную философию. Изменилось все его сознание и, хотя он достиг очень высокого уровня на духовном пути и глубокого понимания духовной науки, из-за апарадх его духовный иммунитет ослаб, и он превратился в сахаджию – того, кто примешивает к духовной практике мирские или ошибочные представления.

 

Прошло довольно много времени, прежде чем обнаружилось его падение, потому что он, казалось, знал так много, и у него было так много последователей. Какое-то время люди продолжали слушать его и следовать его наставлениям. Однако вскоре его последователям стали очевидны его философские отклонения. Постепенно положение Рупы Кавираджа ухудшалось. В конце концов, он тяжело заболел проказой и умер от нее. Это была необычная смерть. Покинув тело, он не смог сразу родиться. Он стал привидением. И став привидением, он преследовал тех людей, которые оскорбляли вайшнавов. В этом и заключалась его праяшчитта (искупление).