Гарги Деви (Вачакнави), дочь Гарга Муни

Гарги (Вачакнави) – дочь Гарга Муни, известного философа и астролога, сделавшего астрологическое предсказание Самому Кришне, Верховной Личности Бога и давшего Ему имя при рождении. Шрила Прабхупада дважды упоминает о ней в Шримад Бхагаватам: во второй (2.9.9) и пятой (5.1.12) песне (в английском оригинале). Гарги – преданная Кришны, чья фигура иногда появляется в Кришна-лиле. В Антья-лиле (1.189) «Шри Чайтанья-чаритамриты» приводятся ее слова: «Пусть же славится сладкий звук флейты Кришны, Его уполномоченный посланник, ибо он умело освобождает Шримати Радхарани от робости и увлекает Ее из дома в лес».

Гарги появляется в пьесе Шрила Рупы Госвами «Лалита-Мадхава», ведя беседу с Пурнамаси об истинном рождении Шримати Радхарани. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур также вводит персонаж Гарги в своей пьесе «Шри Каматкара Чандрика».

С раннего возраста Гарги проявила заинтересованность в ведических писаниях и стала очень опытной в области философии. В ведической литературе Гарги Деви почитается как большой философ, знаток священных писаний. Она известная как толкователь Вед и Брахмавадини, постигшая знание о брахмане. В шестой и восьмой брахмане Брихадараньяка-упанишад, ее имя выходит на первый план, так как она участвовала в брахмаягье, философской дискуссии организованной королем Видехи Джанакой. Гарги начала дискуссию с мудрецом Ягьявалки с трудных вопросов по теме атмы (души). Она также составила много гимнов, вошедших в Ригведу. Гарги осталась в безбрачии всю свою жизнь и почитается среди последователей ведической культуры.

Гарги упоминается наряду с такими выдающимися женщинами как Вадава Пратитхейи и Сулабха Майтрейи, которые фигурируют в Упанишадах. Она была осведомлена в Ведах и Упанишадах и вполне могла оспорить философов-мужчин в дискуссиях.  Ее имя появляется в грихья-сутрах Ашвалаяны. Говорится, что она пробудила свою кундалини. В своем диспуте с Пандитом Мандан Мишра на тему секса она одержала победу, так как была реализованной душой. Она также была ведущей ученой, которая сделала значительный вклад в распространение образования.

 

Диспут с Ягьявалки Муни

Согласно Брихадараньяка-упанишад, правитель Видехи царь Джанака, отец Ситы Деви провел Раджасуйя-ягью и пригласил всех мудрецов, царей и цариц Индии для участия в ней. Ягья продолжалась в течение многих дней. Большие количества сандалового дерева, гхи (топленого масло) и ячменя были предложены в огонь жертвоприношения, одухотворяя атмосферу. Сам Джанака, будучи ученым, был впечатлен большим собранием мудрецов. Он хотел выделить особо одаренных ученых, обладающих наибольшим знанием о Брахмане, среди собравшихся. Для этого он предложил приз победителю дебатов, который состоял из 1000 коров, у каждой из которых висело по 10 грамм золота на рогах. В собрании мудрецов помимо прочих находились Ягьявалки и Гарги Вачакнави. Ягьявалки, будучи осведомлен, что  он был самым духовно просвещенным среди всего собрания, так как овладел искусством кундалини-йоги, приказал своему ученику Самсраве отогнать стадо коров в его дом. Это взбесило остальных, так как они считали, что он забирает приз без справедливого участия в дебатах. Некоторые из местных ученых мужей не вызвались оспаривать его решение, поскольку не были уверены в своих знаниях. Тем не менее, нашлось восемь известных мудрецов, которые вступили с ним в дебаты, в число которых вошла Гарги, единственная леди в собрании ученых.

Такие мудрецы, как Ашвала, служащий жрецом при дворе Махараджи Джанаки, Артабхага, Бхуджью, Ушаста и Уддалака спорили с ним и задавали вопросы на философские предметы, на которые Ягьявалки убедительно отвечал, так, что они в конце концов прекратили состязание. Именно тогда подошла очередь Гарги, чтобы принять вызов.  Гарги спросила Ягьявалки о его претензиях на превосходство среди ученых. Она приводила ему аргументы один за другим.

Главное темой их обсуждения стала основа реальности. Ее диалог с Ягьявалки постепенно стал слишком метафизическим, затрагивая такие темы как вечный статус души, уходящие далеко от практических тем. Затем она изменила свой подход и задала ему острые вопросы, связанные с окружающей средой, существующей в мире, вопрос о самом происхождении всего сущего. Вопросы и ответы становились все более специфические.

Шрила Баладева Видьябхушана в комментарии к «Веданта-сутре» рассказывает этот эпизод. Он пишет, что когда Гарги стала задавать вопросы о трансцендентном, Ягьявалки почувствовал себя неловко, он понял, что не может ответить на многие ее вопросы. А она продолжала их задавать, и все почувствовали, что мудрец начинает гневаться.

Когда Гарги задала последний вопрос: на чем покоится Брахман, Ягьявалки остановил ее, посоветовав не идти дальше, потому как она, так же как и другие мудрые потеряет свое душевное равновесие. Тогда Гарги вышла вперед и провозгласила превосходство Ягьявалки, сказав: «О достопочтимые брахманы, вы можете считать, что совершите великое дело, если вы склонитесь перед ним. Никто, я считаю, не сможет победить его в споре в отношении Брахмана». На этом все закончилось. Гарги была признана одним из наваратн (девять драгоценных камней) в суде короля Джанаки Митхилы.

Ее философские взгляды упоминаются в Чхандогйа Упанишад. Гарги, будучи Брахмавадини, написала несколько гимнов Ригведы (в X 39. V.28), которые описывают источник всего сущего. Йога Ягьявалки, классический текст по йоге приводит диалог между Гарги и Ягьявалки. 

Переведено с англ. и составлено Хари-кантой д.д.